Работа с красками

Несмотря на кажущуюся простоту, работа с аэрографом требует от человека высокого уровня мастерства. Без сноровки и длительной практики практически невозможно разукрасить мелкие детали, а также работать по тонкой росписи. Для всего этого необходимо понимание самого процесса. Кроме того, лучше точно знать, какие краски можно использовать для аэрографа.

Краски: виды, параметры, эксплуатация

Первое, что необходимо прояснить перед началом работы с аэрографом – это консистенция краски, с которой предстоит иметь дело.

Важно! В аэрографах допускается использование только мелкодисперсной краски. На деле это значит, что структура красок не должна содержать крупных частиц, чтобы они не забивали дюзу устройства.

Впрочем, все современные краски для аэрографов содержат в своем составе множество добавок и присадок (ретардер либо замедлитель и т.д.). Такие добавки делают процесс нанесения более эффективным, позволяя применять новые художественные приемы, которые невозможны при обычном распылении. В отдельных случаях краска дольше сохнет.

Различается и способ нанесения. К примеру, акриловую краску на основе воды можно наносить как в один, так и в несколько этапов. В этом случае все зависит от поставленной задачи, есть ли необходимость создания переходов и полутонов. Уретановые смеси необходимо лакировать. А многокомпонентный состав необходимо наносить в 3 этапа.

Акриловая краска и ее особенности

Акриловые краски для аэрографа являются наиболее популярными составами для нанесения на различные поверхности. У этого состава имеется множество существенных преимуществ, делающих его универсальными для нанесения.

  1. Цветовая палитра имеет множество градаций. Выделяются как нейтральные цвета, так и оттенки. Присутствуют насыщенные яркие цвета, что позволяет передать контраст.
  2. Повышенный уровень укрывистости. Этот пункт избавляет от необходимости повторного нанесения. В отличие от других видов смесей, в данном случае нет необходимости наносить краску в несколько слоев.
  3. Прекрасные адгезивные свойства. При этом время застывания краски остается существенным, что позволяет экспериментировать с формой нанесения.
  4. Не токсичны. Основой акриловых красок является водно-дисперсная смесь.
  5. Использовать акрил можно практически везде. Краски подходят для любого типа поверхности.

Акриловые краски для аэрографа на водной основе крайне удобны при работе собственными руками. Они легко разбавляются до нужной консистенции. Для смешивания акриловых красок достаточно использовать дистиллированную воду.

Важно помнить, что после высыхания акриловая краска на водной основе твердеет. На окрашенной поверхности образуется тонкий слой из пластика. Этот слой имеет эластичные свойства, но также он прекрасно защищает рисунок от внешних воздействий, в т.ч. и перепадов температуры.

Смывать акриловые краски несложно. Для этого необходимо иметь специальные средства для снятия красок. Впрочем, смывка тоже может дать интересный эффект, чем и пользуются некоторые дизайнеры и художники.

Совет! Для начинающих работу с аэрографом акриловые краски подойдут лучше всего. Они не требуют никаких дополнительных манипуляций, как перед нанесением, так и после него.

Нитроэмаль и ее особенности

Второе по популярности средство нанесения. Научиться рисовать аэрографом при помощи красок на основе нитроэмали несколько сложнее, но этот опыт может оказаться весьма полезным. Чаще всего данный тип красок используется при декоративном нанесении на автомобили. Нитроэмаль имеет целый ряд полезных свойств и преимуществ, из-за которых многие художники отдают предпочтение именно ей.

  1. Время высыхания. Сохнет нитроэмаль существенно быстрее акрила. Это позволяет выполнить работу более быстро.
  2. Передача тонких линий, очертаний, контуров. Никакие другие виды красок не способны столь же четко формировать рисунок.
  3. Полупрозрачная заливка. Это декоративный эффект, возникающий при определенных манипуляциях аэрографом. Добавляет рисунку объем.

Впрочем, эти краски не лишены и некоторых минусов. Оттенки и полутона при нанесении нитрокраской выглядят менее ярко и выражено. Параметры укрывистости тоже существенно ниже, чем у акрила. Работая с двумя цветами, довольно трудно получить четкий декоративный тон. Специалисты рекомендуют применять светлую подложку в случае возникновения серых оттенков.

Важно! Далеко не все аэрографы приспособлены для работы с нитрокраской. Придется докупать специальную модель, которая будет стоить дороже.

Нитрокраска, как несложно догадаться из названия, довольно токсична. Для работы с таким материалом необходимо специальное помещение. Распыление красок в воздухе может привести к нежелательным последствиям. Бокс для покраски кузова автомобиля подходит для таких задач лучше всего. В таком помещении организована вентиляция, нет пыли. Можно оставаться спокойным за то, что нитрокраска попадет на нежелательную поверхность. Важно помнить, что наносить нитрокраску можно только в специальной одежде. Работа без респиратора может крайне негативно отразиться на здоровье в целом.

Акварельные краски и особенности их эксплуатации

Рисунки аэрографом для начинающих могут показаться сложным занятием. Именно поэтому на первых порах важно использовать краски, которые будут просты в эксплуатации. Акварельные краски прекрасно подходят для бытовых нужд. Область применения акварели чаще всего ограничивается поверхностью бумаги и штукатуркой. Специалисты считают, что именно этот вид красок будет оптимальным для того, чтобы овладеть искусством аэрографии. Основными преимуществами акварельных красок являются:

  • прекрасная смешиваемость;
  • очень легкая смываемость с поверхности;
  • легкое и аккуратное распыление.

На сегодняшний день существуют сухие акварельные краски для аэрографии. Впрочем, есть и традиционные, в виде пасты, созданные на водной основе. В отличие от акрила, акварель можно разводить простой, а не дистиллированной водой.

На заметку! Рисовать аэрографом при помощи акварели достаточно просто. Это оптимальный вариант для получения первого опыта и оттачивания уже имеющихся навыков.

Грунт и его разновидности

Покраска аэрографом по металлу или пластику включает в себя и предварительную обработку, в т.ч. покрытием грунтом. Для качественного нанесения крайне важно не только определиться с видом краски, но и выбрать грунт. Данный материал представляет собой первичное (базовое) покрытие для выравнивания поверхности, от которого напрямую зависит, какой вид краски будет использоваться в работе. Именно грунт определяет прочность состава красок. К тому же, без предварительной грунтовки некоторые краски нанести просто невозможно.

Для качественного нанесения краски грунтовка должна обладать целым рядом характеристик:

  • высокая степень адгезии;
  • хорошая укрывистость;
  • гладкая поверхность, наличие шелковистости текстур;
  • отталкивающие свойства покрытия, чтобы краска не впиталась.

Существует три основных вида грунта:

  • адгезионный;
  • эпоксидный;
  • грунт-наполнитель.

Адгезионный

Для создания хорошей связи между поверхностью, на которую будет осуществляться нанесение, и слоем краски применяется данный вид грунтовки. Основным достоинством адгезионного грунта является быстрое высыхание. К тому же он очень хорошо держится на металлической конструкции и пластмассовой поверхности. Это позволяет наносить его как на кузов автомобиля, так и на пластиковые элементы.

Эпоксидный

Первое, что важно знать любому, кто предпочитает использовать данный вид грунта – материал является весьма токсичным. Именно поэтому в помещении, где планируется использования грунта, необходимо наличие мощной вентиляции. Работать с таким материалом желательно в респираторе. Основные характеристики эпоксидки следующие:

  • слой нанесения получается толстым;
  • очень долгий эксплуатационный срок;
  • легко шлифуется;
  • устойчив к коррозии.

Работая с эпоксидным грунтом, следует придерживаться правил эксплуатации. Важно, чтобы металлическая поверхность перед нанесением грунта была должным образом обработана. Если металл не будет достаточно чистым, грунтовка ляжет неровно.

Совет! Перед нанесением эпоксидки не стоит обрабатывать поверхности кислотными средствами с эффектом протравливания.

Грунт-наполнитель

Данный состав грунта является двухкомпонентным. Чаще всего это помесь базового акрила с уретаном. Такой грунт можно нанести двумя способами: на подготовленную очищенную поверхность либо на эпоксидку. Крайне не рекомендуется использовать данный вид грунтовки вместе со средствами, имеющими в своей основе кислоты.

Этапы окрашивания

Разумеется, процесс нанесения краски на подготовленную поверхность происходит поэтапно. Всего этих этапов пять.

  1. Подбор эскиза. Следует придумать рисунок или выбрать его из тысяч имеющихся эскизов. Важно смоделировать, как он будет смотреться на поверхности, учесть его размеры и содержание, чтобы оно вписывалось в контекст, не нарушая целостность и композицию. Далее рисунок переносится на бумагу.
  2. Подготовка площади для покрасочных работ. Здесь все достаточно просто, важно убедиться, чтобы все, что может понадобиться в процессе работы, было под рукой. В некоторых случаях придется действовать довольно оперативно. Следует заранее приобрести средства для устранения подтеков.
  3. Подбор краски. Очень важный этап, от которого будет зависеть яркость, насыщенность, структура и долговечность рисунка. Не стоит экономить при выборе красок.
  4. Процесс нанесения краски на подготовленную поверхность. Если все требования соблюдены, можно приступать к покраске.
  5. Сушка и фиксирование материала при помощи лакировки. После окрашивания, когда поверхность будет готова к нанесению, осуществляют дополнительную обработку. Лакировка придает рисунку завершенный вид. Работа приобретает глянцевую структуру и сохраняет свои свойства на более долгий срок. Впрочем, лакировка осуществляется далеко не во всех случаях.

Чаще всего металлические кузовные детали приходят в т.н. транспортировочном грунте. Он имеет грубую текстуру и внешние повреждения, так что его необходимо снять в первую очередь. В дальнейшем покрытие:

  • шлифуют;
  • моют;
  • сушат;
  • обезжиривают при помощи «уайт-спирита».

Если все перечисленные виды работ выполнены, можно приступать непосредственно к нанесению. В некоторых случаях процесс покраски включает еще и тонировку. Тонировка — это создание полутонов при нанесении красочного материала на подложку. Достигается такой эффект при помощи смешивания красок определенного вида и состава. Тонировка позволяет создавать не только оттенки, но и переходы, что крайне важно при работе с аэрографом. Единственным минусом является сложность самого процесса. Тонировка требует от художника существенных навыков и опыта.

Нанесение красок

Роспись аэрографом не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Впрочем, новичкам придется начинать свое обучение с азов, прежде чем они смогут продвинуться в получении навыков ровного, непрерывного нанесения краски на поверхность. Существует три основных правила, придерживаясь которых, можно избежать наиболее распространенных ошибок.

  1. Очень важно в первый раз распылить краску над черновой бумагой или куском картона. Первая подача краски из иглы выбивает комки и другие структурные неровности, которые, попав на поверхность, оставили бы катышки, точки или другие артефакты. Разумеется, начинать рисунок с такого «плевка» из инжектора не самая лучшая затея. К тому же, при первой подаче красящего состава стравливается избыточное давление. Для корректировки степени подачи красок можно ограничиться небольшой струей, а затем приступать к работе.
  2. Нанесение материала должно быть плавным, без рывков и подергиваний. Если кисть склонна к небольшому, но постоянному тремору, овладеть навыком непрерывной плавной подачи будет довольно сложно. При резком рывке в сторону наносимая структура распыляется под разным углом, что, разумеется, сказывается на тоне рисунка. Вторая большая проблема — это подтеки. Они тоже часто возникают при неравномерном нанесении вследствие рывков. В особенности подтеки бывают заметны при работе с вертикальным материалом.
  3. Ни в коем случае не стоит приближать красящий прибор близко к окрашиваемой поверхности. Под давлением возникают отскоки отдельных наиболее крупных капель, появляются разводы, которые потом очень сложно устранить. Важно всегда соблюдать одну и ту же дистанцию при нанесении красок. В первую очередь это важно для выдержки тона, единого для всего рисунка. Если в разных углах он будет отличаться, придется вносить соответствующую корректировку.

Совет! Закончив нанесение краски, необходимо тут же промыть все составляющие аэрографа, чтобы прочистить его внутренности от остатков материала. Особое внимание следует уделить инжектору и иголке. Красящий материал необходимо подбирать строго в соответствии с техническими параметрами аэрографа!

При использовании красок на водной основе достаточно промыть устройство под проточной водой. При работе с другими покрасочными материалами могут потребоваться специальные очищающие средства.

Использование трафаретов

Довольно часто при аэрографическом рисунке используются трафареты. Это в значительной степени упрощает задачу художника. Впрочем, качество рисунка при нанесении при помощи трафаретов остается схематичным, добиться четкой проработки, глубины и объема, используя этот вспомогательный инструмент, невозможно.

Трафареты бывают:

  • одноразовыми;
  • многоразовыми.

Важно! Изготовить их можно как самостоятельно, так и приобрести уже имеющиеся в продаже. Как правило, трафарет помогает замаскировать изъяны кузова, мелкие сколы, царапины и затертости, но существенные дефекты при помощи закраса не скрыть.

Мнения о трафарете у специалистов разнятся. Некоторые утверждают, что это эффективный и относительно недорогой способ быстро и без дополнительных навыков преобразить кузов автомобиля или раскрасить стену. Другие утверждают, что рисунок после выкраски через трафарет требует существенной доработки, которая по затратам времени и усилий не уступает работе, начатой «с нуля».

Преимуществом использования трафарета является его распространенность и доступность. Также его легко изготовить из подручных средств (пленка, бумага) в случае необходимости.

Советы и хитрости при росписи тканей, моделей, автомобилей

Разумеется, как и в любом виде искусства, при росписи ткани есть свои особенности. Впрочем, свои секреты есть и у мастеров аэрографии по металлу, а также при покраске моделей.

  1. После нанесения аэрографического рисунка на ткань следует сделать финальное проглаживание. Термическое воздействие поможет ткани еще лучше впитать краску. Но делать это лучше через бумагу из пергамента при определенной температуре (30 градусов). После такой обработки рисунок будет долго держаться на поверхности.
  2. При покраске миниатюрной модели нельзя долго распылять краску на одном месте, рука должна постоянно находиться в движении. Подача воздуха должна быть тщательно отрегулирована. Нанесение следующего пигментного слоя возможно только после полного высыхания предыдущего.
  3. Важно осуществлять подачу краски перпендикулярно. Если поверхность выкраса горизонтальная, то угол подачи материала должен соответствовать 45 градусам.
  4. Важно соблюдать дистанцию между объектом покраса и аэрографом. Чем ближе прибор к обрабатываемой поверхности, тем толще линии, а цвет получается более насыщенным.

  5. Подтеки лучше всего устранять после того, как они подсохнут. Если попытаться подловить стекающую каплю сухой тряпкой, может остаться развод. Корректировать последствия подхватывания капли сложнее, чем снять высохшую каплю наждачкой-нулевкой.
  6. Важно держать под рукой несколько емкостей, в каждую из которых можно добавить цвет. Это позволит существенно сэкономить время на замене баллончиков. К тому же, очищать такие емкости очень просто.
  7. Лакировать поверхность лучше, дождавшись полного высыхания краски. Если технология нанесения лака будет не соблюдена, его основа ляжет неравномерно.

Иногда при работе с мелкими деталями моделей можно использовать не только наждачную бумагу, но и абразив, применяемый для полировки серебра и других металлов.

Секреты покраски аэрографом позволяют постоянно совершенствовать свои навыки. Правда, главная хитрость, о котором постоянно говорят все без исключения специалисты — это опыт. Необходимо постоянно тренировать и оттачивать свои навыки. Понимание процесса работы с аэрографом и особенностей его эксплуатации придет со временем.

Заключение

Работа с аэрографом таит в себе несколько особенностей, но все они постигаются в процессе эксплуатации прибора. Опираясь на ряд советов, приведенных выше, можно исключить некоторые наиболее распространенные ошибки, сделав свой опыт работы с инструментом более ярким и творческим.


Что нужно, чтобы создать иллюстрацию? Идея, материалы, желание рисовать? Да, а ещё смелость — не бояться смешивать разные техники.

 vlada_maestro / shutterstock

Мария Ираидина

Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.

Сейчас в иллюстрации используются разные материалы, не всегда традиционные, а иногда и совсем неожиданные. Например, вы знали, что можно рисовать кофе и вином или разбавлять краски алкоголем? Поговорим о техниках подробнее.

Когда мы говорим о технике, то имеем в виду материал, которым работает художник, или способ его использования. То есть техники — это, например, карандаш, тушь, акварель, гуашь, акрил, масло, пастель. Это традиционные материалы, которыми пользуются художники и иллюстраторы.

Смешанная техника — это та, в которой иллюстратор использует два и более разных материалов. Например, если иллюстрация нарисована карандашом и раскрашена акварельными красками, то она выполнена в смешанной технике.

А совместить в одной иллюстрации можно всё, что придёт в голову автору работы.

Зачем иллюстраторы смешивают разные техники? Часто — потому что им так хочется. Но есть и другие причины:

  • Одной техники мало, потому что нужно создать необычный эффект.
  • Иллюстратор хочет поэкспериментировать и посмотреть, что получится.
  • Есть заказ и техническое задание на иллюстрацию в конкретных техниках.
  • Нужно визуально разделить этапы работы (то есть набросок и основной рисунок делаются в разных техниках).

Современные иллюстраторы редко используют лишь одну полюбившуюся технику, хотя и такое случается. Чаще они экспериментируют, смешивают традиционные и нетрадиционные материалы, рисуют поверх фотографии, делают коллажи, добавляют к уже готовым изображениям эффекты в компьютерных программах.

Вот несколько примеров техник, которые можно сочетать с чем угодно.

Коллаж нельзя назвать традиционной техникой. Вообще, он часто ассоциируется с детскими поделками, которые задают первоклассникам на дом. Сразу вспоминается: вырезать, клеить, отмывать руки и ножницы от клея и снова вырезать.

Но сейчас многие иллюстраторы используют коллаж в качестве основной или дополнительной техники в своих работах.

Иллюстратор Алексей Курбатов смешивает технику коллажа с акварелью. Сначала он отбирает фотографии, из которых будет делать коллаж, потом работает над композицией и уже после переходит к акварельным краскам.

Американский иллюстратор Стерлинг Хандли (Sterling Hundley) тоже использует коллаж в своих работах. Он дополняет его крафтовым скотчем и несколькими последовательными слоями акварели и акрила.

Простой или графитный карандаш — самый используемый материал среди художников и иллюстраторов, хотя бы потому, что чаще всего им выполняют наброски. То есть карандаш есть в основе почти любого традиционного рисунка, но иногда мы об этом даже не догадываемся.

А сочетать графитный карандаш можно со множеством материалов.

Алекс Росс (Alex Ross) — американский иллюстратор, один из самых известных в мире комикса. Он работает в разных смешанных техниках: например, сочетает в одном рисунке карандаш, гуашь и аэрограф, то есть распылитель краски. Сначала делает традиционный карандашный набросок, после — работает гуашью, а аэрограф подключает только на последних этапах, чтобы ярче обозначить детали.

Работа с краскамиОбложка для комикса «Капитан Америка». Источник

Филиппино-американский художник и иллюстратор Леонардо Сантамария (Leonardo Santamaria) сочетает в своих работах графитный карандаш с цветными карандашами и акриловыми красками.

Висенте Марти (Vicente Martí) — иллюстратор и графический дизайнер из Чили. Он комбинирует графитный карандаш с чернилами, акрилом, а также использует технику коллажа и цифровую графику.

Испанский иллюстратор Juapi сочетает карандаш с тушью и кофейной техникой. Сначала он рисует карандашный набросок, потом делает контур более ярким с помощью туши, а после уже переходит к кофе.

Так выглядит процесс создания персонажа:

Обычной шариковой ручкой можно не только писать, но и рисовать. Её используют и как основной материал для работы, и в составе смешанных техник. Даже если вы не заметили ручки в иллюстрации, это не значит, что её там нет.

Бельгийский иллюстратор Набиль Неззар (Nabil Nezzar) сочетает шариковую ручку, цветные и графитные карандаши, акварель, чернила. Например, он создал серию иллюстраций для рекламной кампании бельгийского банка, где основными материалами были ручка и карандаш.

Иллюстрация для рекламной кампании Belfius Bank. Источник

Ребекка Яновская (Rebecca Yanovskaya), фэнтези-иллюстратор, рисует шариковой ручкой и дополняет свои работы пластинами из сусального золота.

Акварель сочетают с карандашом, тушью и даже смешивают с алкоголем, чтобы создавать необычные эффекты и текстуры.

Сочетание акварели с чёрной китайской тушью традиционно используется в книжной иллюстрации.

Крис Ридделл (Chris Riddell) — известный британский книжный иллюстратор. Большинство своих работ он создаёт с помощью туши, акварели или их сочетания.

Работа с краскамиИллюстрация для книги Нила Геймана «Коралина». Источник

Испанский иллюстратор Макс Иерро (Max Hierro) рисует цветными карандашами и акварелью. Если ему нужно создать текстуру или эффект, который нетипичен для акварели, он разбавляет краски спиртом.

Не все иллюстраторы работают в традиционных техниках. Многие даже после использования разных материалов обрабатывают свои работы в компьютерных программах.

Французский иллюстратор и графический дизайнер Флориан Николь (Florian Nicolle) в одной работе использует тушь, ручку, маркеры, цветные чернила, а потом накладывает разные текстуры и фоны в фотошопе.

Его иллюстрации часто напоминают коллажи из картона и газетных вырезок.

Кристоф Ниманн (Christoph Niemann) — графический дизайнер и иллюстратор из Германии. Он рисует обложки для журнала The New Yorker и называет себя визуальным сторителлером. В своих работах он тоже смешивает разные техники — например, создаёт рисунки поверх им же сделанных фотографий.

Это только несколько примеров смешанных техник, на самом деле их может быть бесконечное множество. Ведь сочетать можно всё что угодно. В одной иллюстрации можно смешать только карандаш с акварелью, а в другой — коллаж, акрил, ручку и цифровые эффекты. Что и как сочетать, зависит только от навыков, предпочтений иллюстратора и результата, который он хочет получить. А иногда — просто от его тяги к экспериментам.

Если вы последний раз рисовали в детстве, но после этой статьи захотели взять в руки карандаши и краски, чтобы повторить эксперименты из примеров выше, то нужно с чего-то начать — например, с нашего курса «Скетчинг для дизайнеров». Там вы разберётесь, что такое композиция и перспектива, перестанете бояться белого листа и научитесь делать зарисовки для любых целей.

Профессия Графический дизайнер

Вы узнаете, как создавать айдентику бренда в вебе и для печати. Научитесь работать в Illustrator, Photoshop, InDesign и Figma. Добавите в портфолио плакаты, логотипы, дизайн мерча и другие сильные проекты. Начнёте карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать про курс

Политика, 07 апр, 20:34

По словам Муратова, неизвестный облил его краской в поезде Москва — Самара. В конце марта «Новая газета» приостановила работу после второго предупреждения от Роскомнадзора

Главреда «Новой газеты», нобелевского лауреата Дмитрия Муратова облили красной краской в поезде, сообщает издание в Telegram.

«Облили в купе масляной краской с ацетоном. Глаза ужасно жжет. Поезд Москва — Самара», — заявил Муратов. Издание опубликовало фото, на котором видно, что голова и футболка журналиста испачканы красной краской, она также разлита по столику и полке купе.

Муратов рассказал, что неизвестный также выкрикнул: «Вот тебе за наших пацанов». По его словам, поезд задерживается на 30 минут.

РБК направил запросы представителям РЖД и Федеральной пассажирской компании (ФПК) и обратился за комментариями к Муратову и в пресс-службу ГУ МВД России по Москве.

Работа с красками

В конце марта «Новая газета» приостановила работу после второго предупреждения от Роскомнадзора. «Мы приостанавливаем выпуск газеты в сетях и на бумаге до окончания «специальной операции на территории Украины», — заявило издание.

До этого, 22 марта, газета получила еще одно предупреждение от ведомства. У СМИ, которое получает два таких уведомления, могут отозвать лицензию. Оба предупреждения газете связаны с отсутствием маркировки НКО-иноагента в материале.

Работа с красками

В день, когда издание получило первое предупреждение, Муратов объявил, что продаст свою нобелевскую медаль и передаст деньги в фонд помощи украинским беженцам.

Муратов является одним из сооснователей «Новой газеты», он занимает пост ее главного редактора с 1995 года (с перерывом с 2017 по 2019 год). В 2021 году он получил Нобелевскую премию мира за «усилия по защите свободы выражения мнений, которая является предпосылкой демократии и установления прочного мира».