Ремонтируем мебель клеем ПВА, эпоксидным пластилином и смолой

Что такое эпоксидная смола

Эпоксидная смола является синтетическим соединением, двухкомпонентным термореактивным жидким полимером. Но здесь мы не будем использовать сложный язык химии. Если просто, речь идет о продукте, состоящем из двух раздельных компонентов, предлагаемых в жидком виде. Первый компонент эпоксидки – это смола, второй – отвердитель. Чтобы не усложнять жизнь, большинство производителей просто называют их компоненты А (смола) и B (отвердитель).

Если смешать эти два вещества в строго указанных пропорциях, запускается химическая реакция – смесь выделяет тепло и постепенно затвердевает. Этот процесс называется катализ. По завершении химической реакции вязкая смесь превращается в прозрачный и твердый материал, напоминающий пластик.

Простота технологии литья и масса завораживающих фото в интернете превратили эпоксидку в популярный материал для творчества. Должным образом отреагировали и производители, сделав смолу более безопасной для бытового использования и улучшив ее физические свойства. Тем же, кто еще не в курсе, насколько эффектным может быть творчество из эпоксидки, рекомендуем посмотреть картинки по запросу resin art.

Работать с эпоксидкой несложно, но на первых порах обязательно будут неудачи и серии дефектов – это нормально. Внимательно прочитав нашу инструкцию, вы узнаете, на какие грабли наступают все начинающие эпоксидчики — избежите ошибок новичков, сохраните собственные нервы и килограммы смолы.

Чистые и модифицированные смолы: в чем разница?

Новичков сразу введем в курс дела. Все эпоксидные смолы условно можно разделить на две большие группы: чистые и модифицированные. Чистая эпоксидка привлекает ценой, но о худо-бедно приемлемом результате творчества с ней можно сразу забыть. Также это не лучший вариант для отработки начальных навыков, на котором стоит экономить. И вот почему.

Чистые эпоксидки – классическим примером является смола марки ЭД-20 – используют для технических целей. Ими армируют стеклоткань, заливают печатные платы, стабилизируют крупные трещины в древесине и т. д. На первый взгляд, техническая эпоксидка ведет себя как обычная смола. Но она гуще, хуже льется, в ней обильно образуются пузыри воздуха, которые очень плохо выходят. Чтобы получить заливку без пузырей, застывших в толще смолы, состав нужно вакуумировать – это сложно и на 100% не решает проблему. Саму смолу можно готовить только ограниченными порциями. При единовременном замесе большого объема выделяется много тепла и состав может закипеть. К слову, этому подвержены любые смолы, но здесь риски выше.

Технические смолы быстро сохнут. Заливка способна затвердевать в среднем за два-три часа. Кто-то расценит это как плюс, но это не так. Во-первых, быстрая полимеризация не оставляет времени для естественного выхода пузырей. Во-вторых, происходит резкий дисбаланс внутренних напряжений, из-за чего заливки часто лопаются. С учетом всех этих факторов получить худо-бедно приемлемый результат можно только на очень тонких заливках до 4-5 мм. Но даже это не спасет от последней проблемы: чистые смолы не могут противостоять ультрафиолетовому излучению и быстро желтеют.

Модифицированные эпоксидки – это смолы с добавками, которые улучшают литьевые качества материала и эстетичность конечного результата. Мы рассказали о недостатках чистых смол, поэтому просто перечислим преимущества их конкурентов. Итак, вот основные достоинства модифицированных эпоксидок:

  • высокая текучесть и хорошие литьевые свойства (очень важно при заполнении пор и капилляров древесины);
  • высокая прозрачность;
  • низкое «запузыривание»;
  • универсальность: подходит для заливок толщиной от 1 мм до нескольких сантиметров;
  • высокая базовая прочность + минимальный риск самопроизвольных растрескиваний;
  • устойчивость к воздействию ультрафиолета (все эпоксидки со временем желтеют, но с качественными составами это происходит не так быстро, а само изменение цвета не столь интенсивно).
  • возможность замешивания больших объемов (хотя риск закипания смеси все же сохраняется).

Можно ли эпоксидной смолой залить живые цветы? Да, но чтобы результат был, действительно, качественным, нужно использовать состав, с высокой прозрачностью и текучестью.

Ну и куда же без недостатков — они есть у всех эпоксидок.

Свои сложности накладывает увеличенное время открытой выдержки. Даже у самых быстрых модифицированных смол высыхание занимает от 6 до 12 часов. На это время деталь нужно тщательно защитить от пыли, грязи и колебаний влажности. И если с относительно небольшими проектами это более-менее решаемо, то, например, с залитым слэбом все несопоставимо сложнее. Если этого не сделать, пылинки и мусор осядут на смоле, а того хуже – уйдут в ее толщу, и шлифовка уже не спасет. Резкий скачок влажности приведет к другой серьезной проблеме – образованию аминной пленки, о чем мы еще расскажем ниже.

Выходит боком и высокая текучесть смолы. Она лучше затекает во все неровности, впадины, трещины – это, безусловно, плюс. Но и расход материала становится в разы выше. Когда мы говорим о слэбах и других крупногабаритных заливках, решающее значение имеет герметизации опалубки и создание изолирующей подложки. Если модифицированная смола найдет малейшую трещину, она этим непременно воспользуется и начнет вытекать — вместо изделия будут залиты ваш верстак, пол и т. д. И, наконец, чем больше модифицирующих присадок, тем меньше итоговая прочность пластика. Об этом тоже не стоит забывать в погоне за смолой с идеальными качествами. А еще есть вопросы безопасности — об этом будет ниже.

Виды смол для творчества

Количество модифицирующих присадок определяет рабочие свойства эпоксидки. Когда-то все было менее замысловато и большую часть всех усовершенствованных смол просто назвали ювелирными (справедливости ради это термин и сейчас в активном ходу). Но спрос на эпоксидку растет, чем и пользуются производители, предлагая разные вариации своей продукции.

Сегодня можно встретить эпоксидку для рисования, для бижутерии, для малоформатных и крупных заливок разной толщины. Но такая классификация весьма условна. Нельзя сказать, что это маркетинговая уловка. Производители, действительно, корректируют присутствие конкретных модификаторов, чтобы сделать смолу более приспособленной для тех или иных задач. Например, эпоксидки для крупных заливок в меньшей степени подвержены закипанию при замешивании в больших объемах, а смола для украшений — прозрачнее и лучше «выпускает» пузырьки воздуха.

Woodschool рекомендует!

Эпоксидные смолы для рисования и создания украшений:

  • Creative ArtPro (750 г) — смола для рисования и объемных заливок среднего размера. Высокотекучая, быстросохнущая, не желтеет, хорошо высвобождает пузыри. Максимальная толщина единоразовой заливки – 10 мм.
  • Epoxy Crystal PLUS (580 г) — ювелирная смола с высокой текучестью и прозрачностью; не желтеет, не подвержена растрескиванию, хорошо высвобождает пузыри. Оптимальна для изготовления бижутерии и объемных заливок.
  • ResinArt №2 (1,5 кг) — высокопрозрачная смола средней вязкости, отлично подходит для рисования, обеспечивая хороший контроль при прорисовке сложных объектов. Также продукт оптимален для отливки небольших объемных изделий, заливок твердых наполнителей, создания тонких глянцевых покрытий.
  • Artline Monolith 5 Epoxy (1 кг) — эпоксидная смола для создания крупноформатных заливок; максимальная толщина единоразово заливаемого слоя – до 50 мм. Отличается медленной полимеризацией (до 5 дней).
  • EpoximaxX MixArt Resin (1,5 кг) — высокопрозрачная смола для рисования; благодаря своим самовыравнивающимся свойствам продукт отлично подходит для наведения тонких глянцевых покрытий.
  • ArtEpoxy (1 кг) — эпоксидная смола повышенной вязкости отлично подходит для рисования сложных объектов и плоских заливок с куполом. Может использоваться для изготовления украшений и объемных отливок небольшого размера.
  • Art-Pro Black 1,7 кг — очень густая смола, используемая главным образом для рисования абстрактных композиций типа «Море», «Космос», «Срез камня» и т. п. Эпоксидка обеспечивает хороший контроль рисования и предотвращает растекание картины в процессе полимеризации.

Сколько стоит эпоксидная смола

Работа с качественными смолами – хобби не из дешевых, по крайней мере, если иметь дело с крупногабаритными проектами. В среднем цена качественной модифицированной смолы колеблется от 1200 до 1600 рублей за килограмм. Да, с эпоксидкой всегда работают по весу, а не по объему, поэтому основная мера – граммы и килограммы.

Учитывая тот факт, что, например, на заливку полноформатных столешниц из слэбов расход смолы исчисляется десятками кг, дороговизна и высокая степень ответственности таких работ становятся очевидными. Большая часть косяков, возникающих при заливке смолы, являются необратимыми, поэтому перед тем как браться за те же столешницы, настоятельно рекомендуем выполнить три-четыре проекта поменьше.

Как сделать эпоксидную смолу

Пропорции эпоксидной смолы

Свойства эпоксидки сильно зависят от того, насколько правильно она приготовлена. В первую очередь очень важно выдержать нужные пропорции смолы и отвердителя, которые смешиваются непосредственно перед заливкой. Эти пропорции НЕ являются универсальными – у каждого продукта они свои, поэтому очень важно внимательно читать инструкцию и отмерять компоненты согласно указанным рекомендациям.

В среднем соотношение компонентов эпоксидки – 5:3 (пять частей смолы к трем – отвердителя). Повторимся, это цифры для примерного понимания пропорций. При расчете компонентов весовку можно округлять только до одного грамма (особенно на небольших объемах). Отклонившись от рекомендованных пропорций уже на 2 г и более, качества смолы будут нарушены. В лучшем случае она просто станет долго затвердевать, в худшем – снизит прозрачность или приобретет другой визуальный дефект.

Без точного взвешивания компонентов нельзя достичь правильных свойств смолы. Поэтому для замешивания небольших объемов, например, если вы изготавливаете бижутерию, рекомендуем обзавестись ювелирными весами. А для крупных заливок – использовать электронные кухонные весы.

Замешивание эпоксидной смолы

Для работы с эпоксидкой настоятельно рекомендуем использовать два комплекта пластиковой тары: емкость для предварительного замешивания и вторую – для чистовой заливки (лучше, если это будет мерная емкость с носиком).

Перед замешиванием эпоксидки обязательно оцениваем компонент А на предмет мутности и при необходимости восстанавливаем его прозрачность (см. ниже).

Оптимальный следующий алгоритм замешивания:

  1. Ставим на весы емкость для предварительного смешивания (чистую, обеспыленную и полностью сухую!). Сбрасываем вес.
  2. Наливаем нужное количество компонента А (смолы). Делаем это через палочку, чтобы избежать образования лишних пузырей. Сбрасываем весы в ноль.
  3. В смолу заливаем компонент B, строго контролируя цифры на весах. С отвердителем нужно быть особенно внимательным: лишние 2 грамма – уже перебор.
  4. Приступаем к замешиванию. Это нужно делать тщательно, но без чрезмерной интенсивности – так в массе не будет образовываться много пузырей.

Для замешивания лучше использовать пластиковую или деревянную палочку, с плоским, квадратным или прямоугольным сечением. В отличие от круглых, они будут тянуть за собой меньше воздуха и не так сильно «запузыривать» смесь.

Мешаем сначала по часовой стрелке, затем – против. Тщательно снимаем материал со стенок и дна тары. Продолжаем делать это в течение 3-5 минут. На больших объемах можно использовать шуруповерт с миксером, вымешивая состав на самых низких оборотах.

  1. На этом этапе можно подкрасить смесь жидкими колерами или пигментами (подробнее см. ниже) и продолжить вымешивание.
  2. Как бы тщательно вы ни замешивали смесь, на стенках и дне емкости всегда останутся невымешанные излишки смолы. Таким образом в определенных местах конечной заливки образуются участки с неоднородным соотношением компонентов, что может привести к образованию нежелательных визуальных эффектов (помутнению или размытости).

Чтобы избежать подобных дефектов, не соскребайте остатки смолы со стенок прямо в заливку, а используйте дополнительную чистовую тару. В нее переливают подготовленную смесь, слегка домешивают и уже из этой емкости отправляют эпоксидку в форму для заливки.

Обязательно читайте в инструкции, какой максимальный объем смеси можно готовить за один раз. Если переборщить, может начаться неконтролируемая химическая реакция – смола быстро нагреется, «закипит» и застынет в таком неприглядном виде, попутно испортив все, до чего успеет добраться. Если вам лень делать серию замешиваний для больших заливок, сразу после приготовления обязательно разделите смесь на более мелкие объемы.

Перед заливкой замешанной смеси желательно дать отстояться минут 5-7, чтобы успела выйти часть пузырьков. О том, что материал начнет затвердевать переживать не стоит. При работе с хорошей модифицированной смолой, от момента замешивания до заливки есть интервал в 20-30 минут, после этого начинается активная фаза реакции и смола постепенно полимеризуется.

Краска для эпоксидной смолы

Можно ли покрасить эпоксидную смолу? Да, конечно. Все эпоксидки по умолчанию бесцветные, но их можно колеровать на свое усмотрение. Для этого применяют специальные (!) жидкие колеры, сухие пигментные порошки и другие типы красителей.

Не пытайтесь использовать импровизированные красители, и уж тем более на водной основе. Даже минимальное количество жидкости в составе смолы приведет к необратимым дефектам при ее застывании. Допускается использование только специальных колеров. Еще лучше, если эпоксидка и колер будут одного и того же бренда – это гарантирует, что пигмент смешается до полной однородности и застынет без разводов.

Пасты и жидкие колеры дают однородный плотный окрас. Их используют, чтобы придать изделию глубокий ровный цвет. Жидкие колеры оставляют смолу полностью прозрачной, как на фото ниже, а пасты дают сплошную непроницаемую заливку.

Пигментные красители расплываются мелкодисперсной взвесью и создают в застывшей смоле интересные эффекты жидкого подвижного цвета, напоминающие мазки кистью или переливы перламутра.

Флуоресцентные (неоновые) красители, с резкими яркими цветами, имеют свойство светиться в ультрафиолете. А составы с люминофором способны накапливать свет и давать мягкое свечение в темноте.

Красители для смолы – это очень обширная тема, в которую придется вникать, если всерьез увлечься эпоксидным творчеством. Мы же напомним лишь базовые моменты. Процентное содержание красителя не должно превышать 5% от общего объема смолы. Вносить пигмент следует поэтапно, тщательно вымешивая смесь и проверяя насыщенность цвета. Не допускайте образования сгустков – это не только некрасиво, но и влияет на отверждение смолы. Если в проекте нужно использовать сразу несколько цветов, предварительно разлейте смолу по емкостям, чтобы каждую можно было подкрасить определенным цветом.

Woodschool рекомендует!

Наборы для творчества:

  • Poly Glass (580 г) — основу набора составляет прозрачная эпоксидная смола средней вязкости, продукт оптимален для создания украшений и небольших объемных заливок.
  • Artline Crystal Epoxy (1 кг) — набор универсальной смолы для творчества: рисования, изготовления украшений, создания объемных заливок. Рекомендуемая толщина плоских заливок за один раз – до 15 мм.
  • Gold Glass № 1 (1, 450 г) — универсальная прозрачная смола с высокой текучестью для создания украшений и крупных заливок толщиной до 30 мм (за один раз).
  • Magestic (3,75 кг) — комплект универсальной высокопрозрачной смолы высокой текучести + 10 красителей. Подходит для любых видов творчества: рисования, изготовления бижутерии, декоративной заливки столешниц. Рекомендованная толщина единоразовой заливки – до 30 мм.

Заливка эпоксидной смолы

После проделанных манипуляций тщательно вымешанную, при необходимости подкрашенную и немного «отдохнувшую» смолу можно заливать. Но не все так быстро…

Мы уже упомянули, что модифицированная смола очень (!) текучая. Если вы используете силиконовые формы (молды) или арт-борды – это не должно беспокоить. Но когда речь идет о крупноформатных заливках – создание герметичной опалубки и правильной подложки очень важны. Если плохо загерметизировать форму, смола обязательно найдет возможность вытечь. Поэтому к подготовке относимся очень ответственно: делаем надежную опалубку, все стыки герметизируем, под низ укладываем силиконовый коврик или специальную самоклеющуюся пленку, наклеенную на твердое основание.

Подготовленная форма должна быть чистой, обеспыленной и полностью сухой. Чтобы минимизировать последующую обработку изделия, на внутреннюю поверхность формы предварительно наносят специальный разделительный воск, который обычно идет в виде аэрозолей. Он снижает сцепление материалов и позволяет без лишних сложностей извлечь затвердевший пластик из формы. Использовать какие-либо другие импровизированные смазки-разделители запрещено – они нарушат химическую реакцию и повлияют на качества смолы.

Что касается самой заливки, то в ней нет ничего сложного (все наиболее ответственное было на предыдущих этапах). Просто аккуратно залейте заготовку нужным объемом смолы и оставьте ее в сухом и темном месте, предварительно защитив от попадания пыли. Время затвердевания зависит как от типа самой смолы, так и от залитого объема. Обычно на это уходит 24-36 ч (точные цифры вы всегда найдете в инструкции). Но если мы говорим о крупноформатных заливках, например, столешниц, где суммарный расход смолы доходит до 10-15 кг, на полный набор прочности здесь может уйти 5-7 дней.

Можно ли ставить горячее на эпоксидную смолу?

Обычная эпоксидка без последствий выдерживает температуры до 80-85 °C. Если превысить эти показатели, смола может размягчиться и на ней останутся следы от горячего предмета. Но стойкость к температурам можно существенно увеличить, если нанести на поверхность прозрачное термоустойчивое покрытие. Такие составы делают эпоксидки неуязвимыми перед температурами до 200 °C и дополнительно защищают от царапин и сколов.

Как убрать пузырьки из эпоксидной смолы

Во время замешивания в эпоксидке неизбежно появляются пузырьки воздуха. В модифицированных составах, с высокой текучестью и увеличенным временем открытой выдержки, они успевают подняться на поверхность и исчезнуть. В более дешевых вариантах смолы этого не происходит – пузырьки застывают в толще материала, оставаясь в ней навсегда в виде неприглядного дефекта.

Самый надежный способ решить эту проблему — вакуумирование. Действовать здесь можно по-разному. Первый вариант — откачивание воздуха из емкости с замешанной смесью. Физика этого процесса проста: образовавшиеся пузырьки увеличиваются в размерах, быстрее всплывают и лопаются, а оставшаяся микровзвесь после сброса давления становится еще меньше и неразличима на глаз.

Второй вариант – вакуумирование не смеси, а уже залитой детали. Этот способ более эффективен, т. к. исключает образование пузырьков во время самой заливки, но по понятным причинам технология менее практичная, и подходит по большей части для маленьких изделий, которые можно поместить в вакуумную камеру. Иногда этот способ используют и для больших проектов, применяя вакуумные мешки.

Когда нет возможности применить вакуумирование, прибегают к более простым способам борьбы с пузырями. Например, прогревают свежую заливку газовой горелкой или строительным феном — смесь разжижается, и пузырькам воздуха легче выйти на поверхность. Но этот способ не всегда дает на 100% желаемый результат. К тому же он может привести к ряду дефектов, например, появлению аминной пленки (см. ниже).

Поэтому нужно изначально стараться свести риск образования пузырей к минимуму:

  • аккуратно вымешивать смесь, используя для этого квадратную палочку;
  • давать составу «отдохнуть» 5-7 минут перед отправкой в форму;
  • аккуратно переливать смолу из емкости с носиком;
  • использовать на ответственных проектах «медленные» эпоксидки с низкой вязкостью.

В целом, проблема пузырения сложнее, чем может показаться, и одной только качественной эпоксидкой или вакуумированием она решается не всегда. Так пузыри непременно будут досаждать при работе со слэбами, которые имеют участки с рыхлой или подгнившей древесиной, где как в мочалке содержится много воздуха и он будет выходить по мере нагрева смолы. В этом случае могут понадобиться дополнительные манипуляции вплоть до механического извлечения больших пузырей с последующим точечным доливом смолы.

Woodschool рекомендует!

Эпоксидные смолы для столешниц и крупных заливок:

  • Resin Pro (1,6 кг) — высокопрозрачная смола с самовыравнивающимися свойствами и хорошим механическим уплотнением. Оптимальна для плоских отливок толщиной от 1 до 30 мм.
  • SlabDoc Epoxy Art (3 кг) — низковязкая эпоксидная смола высокой прозрачности, оптимальна для создания тонких покрытий 1–3 мм и толстых заливок до 40 мм.
  • Epoxy Master Creative Craft (4 кг) — смола для создания объемных заливок и столешниц; рассчитана на толстые отливки от 10 мм. Максимальная толщина заливки одного слоя – до 60 мм.
  • Gold Glass (4 кг) — универсальная смола для творчества и крупных заливок; рекомендуемая толщина заливаемого слоя – до 30 мм за один раз.
  • EpoximaxX Rivertek (4,05 кг) — низковязкая смола с высокой прозрачностью для плоских заливок; рекомендуемая толщина одного слоя – до 20 мм.
  • DIAMOND LITE (3 кг) — жидкая смола для крупноформатных заливок средней толщины; рекомендуемая толщина одного слоя – до 10 мм.
  • Magestic (1,25 кг) — низковязкая прозрачная эпоксидная смола для создания столешниц; максимальная толщина заливки за один раз – до 20 мм.

Какие условия и средства защиты нужны для работы с эпоксидной смолой

Работать с эпоксидкой нужно в хорошо проветриваемом (а еще лучше вентилируемом) помещении. Это, действительно, важно. Чтобы не говорили производители, любая смола небезопасна пока находится в незастывшем состоянии. Поэтому защищаем себя вентиляцией, надетым респиратором, нитриловыми перчатками и очками (помимо прочего они оберегают слизистую глаз от раздражающих паров). Не забываем и о домочадцах: проводим работы подальше от кухни и детской комнаты.

Эпоксидка очень требовательна к условиям окружающей среды. Работать с ней можно только при низкой влажности (не выше 30-40 %) в температурном диапазоне от 20 до 26-27 °C. В жидком состоянии смола очень уязвима перед влагой. Поэтому заливку нельзя делать после дождя, во время тумана, находясь вблизи рек и в сырых помещениях; также влаги не должно быть в формах и опалубках, которые контактируют с жидким материалом. Если пренебречь этими требованиями, при застывании на смоле с большой долей вероятности возникнет аминная пленка – дефект в виде маслянистого налета, как на забытой чашке черного чая. Это сильно подпортит внешний вид изделия.

Как бороться с аминной пленкой (помутнением) на поверхности застывшей смолы

Устранить аминный налет тяжело. Простые способы, про которые написано в интернете, дают слабый результат. Так, тщательное протирание застывшей смолы губкой и теплой водой, будет работать только на небольших поверхностях, и то не во всех случаях. При этом, даже если получится частично снять пятна таким методом, возникнет другая проблема — смола потеряет блеск.

Самый эффективный способ устранить пятнистый налет заключается в том, чтобы тщательно ошлифовать всю смолу мелкозернистым абразивом (P280) и после этого нанести на заматованую поверхность тонкий слой эпоксидки или лака. Смола должна быть очень текучей, тогда она сможет заполнить все микроцарапины от шлифовки и поверхность приобретет идеальный глянец.

Естественно, если вы используете эпоксидку в качестве реставрационного слоя, нужно следить за тем, чтобы не повторить ошибок и не получить новый слой аминной пленки. Лак в этом случае более практичный, но нанести тонкий и однородный слой отделки (без наплывов и разводов) вряд ли получится без краскопульта. Свои сложности накладывает и межслойная шлифовка, особенно на больших поверхностях. Без нее не решить проблему пятнистости (пятна будут просматриваться под новым слоем), в дополнение к этому увеличатся риск расслоения, из-за низкой адгезии между слоями покрытия.

Как мы видим, устранение аминной пленки – это очень сложно, поэтому всегда нужно стараться избежать этого дефекта. Выше мы бегло перечислили основные причины, почему появляется мутная пленка:

  • несоответствие температуры в помещении необходимым нормам;
  • высокая влажность воздуха или попадание воды на поверхность/в заливочную форму.

Но это не все. Чтобы гарантированно обезопаситься от неприглядной пленки на изделиях, нужно знать следующее:

  • аминная пленка может возникать при работе с небольшими объемами смолы, когда низкая интенсивность химической реакции не обеспечивает нужного разогрева смеси;
  • дефект часто вызван неправильными пропорциями компонентов (обычно переливом отвердителя);
  • использование красителей и модификаторов, не рекомендованных производителем смолы, повышает риск возникновения пленки.
  • прогрев горелкой с целью высвобождения пузырей из смолы, также влечет свои риски. Высокая концентрация углекислого газа, выделяющегося в процессе горения, может привести к образованию вышеуказанной пленки – поэтому прогрев желательно проводить небольшими горелками, а еще лучше – строительным феном.

В ситуациях, когда все же приходится иметь дело с высокой влажностью – такое может случиться, например, если перед заливкой пошел дождь – уменьшить риск появления аминной пленки помогает техника предварительного катализа. Она заключается в том, чтобы оставить замешанную смолу до момента активизации реакции, и когда она начнет греться (контролируем температуру на ощупь через пластиковую тару) – начать заливать форму. Техника довольно рискованная, поскольку может привести к уже упомянутому «закипанию» смолы. Поэтому ее не рекомендуют проводить, если состава замешано больше, чем 150 г. Как вариант, можно сразу разделить большой объем, на безопасные фасовки.

Если влажность подскочила во время застывания смолы, все, что остается предпринять в этом случае – закрыть окна и, используя обогреватель или тепловентилятор, попытаться поднять температуру в помещении до максимально допустимых значений (обычно это 26-27 °C).

Дефекты и огрехи заливки неизбежны, если вы в первый раз работает с эпоксидной смолой. Поэтому для знакомства с этим материалом лучше выбирать небольшие поделки. В этом мастер-классе мы предлагаем как раз такой проект –

деревянное кольцо

с незамысловатым декоративным эффектом.

Можно ли наносить эпоксидную смолу на стекло?

Да, вполне. Эпоксидка обладает хорошими адгезивными качествами к этому материалу. Ей можно рисовать по стеклу, можно использовать как клей или делать сплошные заливки стеклянных поверхностей. Главное, чтобы эпоксидная смола обладала высокой прозрачностью.

Перед созданием сплошных заливок поверхность затирают мелкозернистым абразивом – стекло становится матовым, что улучшает сцепляемость материалов и предотвращает образование межслойных бликов. Не переживайте, после заливки смола заполнит все микроцарапины и глянец полностью восстановится. Но для этого, помимо прозрачности, эпоксидка должна обладать высокой текучестью.

Жидкая смола не прозрачная, а мутная. Что делать?

Компонент А всегда должен иметь кристальную прозрачность. Но часто бывает, что он становится мутным, густеет, а иногда в смоле и вовсе образуются осадок или хлопья. Если замешать компонент А в таком виде с отвердителем, он так и застынет, что совершенно неприемлемо. Но переживать не стоит. Самое сильное помутнение, вплоть до молочного цвета,  — это естественный и на 100% обратимый процесс. Оно возникает абсолютно со всей смолой из-за воздействия низких температур, соответственно чаще это происходит в холодное время года.

Чтобы вернуть смоле прозрачность, необходимо поместить плотно (!) закрытую тару с компонентом А в емкость с горячей водой (50-70 °С), и просто подождать от 30 мин. до полутора часов (в зависимости от исходного объема). Смола отогреется и полностью восстановит прозрачность, для этого ее не нужно ни перемешивать, ни взбалтывать.

Независимо от того в какое время года вы работаете со смолой, каждый раз перед использованием настоятельно рекомендуем проверять ее на предмет даже легких помутнений. В прозрачной таре это будет видно сразу. С пластиковыми канистрами сложнее – к ним можно вплотную приставить фонарик и оценить состояние содержимого через открытую крышку.

Вредна ли эпоксидная смола?

Да, любая эпоксидка вредна. Но только пока находится в жидком состоянии. После отвердевания эпоксидная смола становится безопасной, в том числе для постоянного контакта с кожей.

В незатвердевшем состоянии любая смола токсична для людей, животных и других организмов. Если быть точным, основную опасность для здоровья представляют не сами смолы, а компоненты отвердителей. Самые распространенные отвердители – аминные. Их используют во всех составах, полимеризующихся при комнатной температуре.

Аминные отвердители – сильные аллергены и раздражители, а при длительном (накопительном) воздействии могут оказывать на организм канцерогенное и мутагенное влияние. Тем не менее, здесь следует уточнить, что амины – это довольно обширная группа органических соединений. Наибольшую опасность для здоровья представляют ароматические амины, но их использование в непромышленных эпоксидках сильно ограничено. В смоле для творчества обычно используют более безопасные алифатические или циклоалифатические амины. Это весомый аргумент в пользу того, чтобы не иметь дела с ноунейм смолами и в целом дешевыми материалами. Но даже приобретая качественную эпоксидку, не лишним будет поинтересоваться о наличии сертификата безопасности.

Не нужно забывать, что самая дорогая и качественная смола накладывает жесткие требования к соблюдению безопасности при работе с ней в жидком состоянии. Большинство смол для творчества не имеют резкого запаха, но это не повод терять бдительность – всегда соблюдайте весь перечень требований к безопасности и никогда не наклоняйтесь близко к залитым формам, пока они не застыли. Об условиях при работе с эпоксидкой и средствах индивидуальной защиты — читайте выше.

Можно ли работать с эпоксидкой детям и беременным?

Нет, нельзя. Хотя многие и будут уверять вас в обратном. Мы же настоятельно рекомендуем будущим мамам и детям занять себя более безопасными видами творчества, например, поработать с нетоксичной акриловой смолой.

Можно ли смоле контактировать с продуктами?

Абсолютному большинству эпоксидок нельзя контактировать с пищевыми продуктами. Ими не следует инкрустировать тарелки, заливать разделочные доски и другую посуду. Есть ограниченная серия эпоксидных смол, имеющих допуск на контакт с пищевыми продуктами, и то в строго холодном виде. Дополнительно для такой  посуды выдвигается весьма жесткий перечень требований к уходу (ее нельзя мыть в посудомоечной машине, разогревать в микроволновке и пр.).

Шлифовка и полировка эпоксидной смолы

Застывшая смола нуждается в дополнительной обработке. Исключение могут составлять лишь небольшие заливки в силиконовых молдах, и то, если сама форма была предварительно смазана восковым разделителем. В остальных случаях изделие из опалубки имеет, мягко говоря, не самый завершенный внешний вид и нуждается в финишной обработке – шлифовке и полировке.

Для тех, кто работает с деревом шлифовка – хорошо знакомая процедура, и мало кто ее любит. Помимо того, что данный вид обработки – весьма утомительное занятие, оно требует специального оборудования и навыков. Ошибки, допущенные на этом этапе, могут испортить всю проделанную работу на самом финише. Но от шлифовки обычно никуда не деться, поэтому — вкратце рассказываем, как все сделать просто и правильно.

Что нужно для шлифовки?

Без чего точно не обойтись – это набора шлифовального абразива разной зернистости. Шлифовку застывшей эпоксидки производят ступенчато: сначала работают крупным зерном и постепенно переходят к самому мелкому абразиву.

Весь цикл можно выполнить вручную, при помощи листов наждачки и шлифовальных колодок. В этом случае рекомендуем использовать технику мокрой шлифовки, когда поверхность смачивают водой и выполняют аккуратные круговые движения наждачкой; после смены зерна, плоскость тщательно вытирают, смачивают чистой водой и повторяют цикл.   Это оптимальный вариант деликатной шлифовки для новичков или тех, кто не часто работает с эпоксидкой. Но он подходит исключительно для проектов, где вся плоскость покрыта смолой и нет проступающих частей древесины.

Для шлифовки также можно использовать специальное оборудование: небольшие тарельчатые шлифовальные станки (для мелких изделий) и ручные орбитальные шлифмашинки (для больших поверхностей). Естественно, механизированные способы обработки менее утомительны и более эффективны, но целесообразность покупки такого оборудования – дело индивидуальное.

Говоря о шлифмашинках для эпоксидки, имеют в виду главным образом орбитальные модели. Сочетание эксцентриковых и вращательных движений их подошвы обеспечивает идеальный результат шлифования (и полировки) без удаления большого количества смолы. Подробнее об этих шлифмашинах –

читайте в нашей короткой справке

. Бонусом – обзор пяти моделей, проверенных на практике.

Для более кропотливой шлифовки и обработки труднодоступных поверхностей используют ручные машинки – граверы, с абразивными насадками разных размеров, формы и зернистости. А вот чем точно НЕ нужно пользоваться – это разного рода насадками на дрель и болгарку. Такое оборудование не предназначено для деликатной шлифовки и с большой долей вероятности испортит итоговое покрытие.

Важно!

Никогда не шлифуйте эпоксидку пока она полностью не затвердела. Схватившаяся поверхность еще не означает того, что материал полимеризовался по всей толщине. Об этом следует помнить, особенно при заливке больших поверхностей. Выше мы уже объяснили, что наибольшую опасность представляет назастывшая смола. Вдыхание химически неинертной пыли может привести к серьезным последствиям: от сильных раздражений слизистой до более серьезных проблем в будущем. И даже если вы шлифуете полностью затвердевший материал, никогда не  забывайте о респираторе.

Техники шлифовки

Грубую поверхностную шлифовку осуществляют зерном 100 или 120 единиц. Но необходимость в такой агрессивной обработке возникает не всегда. Это может понадобится, например, если нужно сошкурить фрагменты безнадежно приклеившейся опалубки или придать краям детали желаемую форму, сошлифовав много материала.

Чистовую шлифовку смолы проводят ступенчато, последовательно сменяя абразивы зерном:

180 → 240 → 320 → 500 →1000 → 2000 единиц

Это универсальная схема, которая подходит как для ручной шлифовки, так и для работы шлифмашинками. При желании ее можно упростить, вплоть до использования только трех абразивов (180 → 500 → 2000), но качество шлифовки из-за больших скачков между зернами будет хуже.

В этой таблице можно посмотреть, какую зернистость применять для разных шлифовальных задач и узнать о соотношении маркировок абразивов.

Смола шлифуется намного легче, чем дерево. Качества шлифмашинки здесь не играют особой роли. Но очень важно обеспечить хорошее пылеудаление, в противном случае налипающие на подошву кусочки смолы будут «писать» окружности. Второй принципиальный момент – использование специальной наждачной бумаги/кругов для ЛКМ или для пластиков.

Финальная полировка

После прохода последним абразивом смола становится гладкой, но сохраняет матовость. Чтобы сделать ее глянцевой и прозрачной можно нанести пульверизатором лак или налить сверху еще один слой эпоксидки (делать это пульверизатором строго запрещено). Но куда проще добиться зеркальности при помощи полировки.

Сама технология проста, понадобятся лишь специальные пасты и полировальные насадки. Последние представляют собой шерстяные круги, которые могут идти в виде насадок для шлифмашинок или как отдельная тарелка под дрель или ушм. Для этих целей можно использовать уже любое устройство, главное, чтобы в нем был регулятор, позволяющий работать на низких оборотах. Перед началом последнего этапа поверхность изделия тщательно обеспыливают, протирая влажной тканью (без растворителя!).

Для полировки эпоксидки используют две пасты № 45 и № 10. Номер обозначает фракцию абразива в микронах. При желании можно использовать пасты с другими более-менее близкими значениями. Полироль наносится на шлифовальную подушку в небольшом количестве. Полировку производят на низких оборотах, перемещая подошву круговыми движениями с легким нажатием. Каждой полиролью работают по 1-2 минуте, пока не будет достигнут желаемый блеск.

Ремонтируем мебель клеем ПВА, эпоксидным пластилином и смолой

О том, чем можно заменить эпоксидную смолу, полезно знать всем любителям творчества. Этот материал широко применяется в различных видах столярных работ, рукоделии, создании предметов декора. Какие аналоги существуют для заливки и поделок, как найти дешевую альтернативу эпоксидке в домашних условиях — обо всем этом стоит узнать более подробно.

Основные факторы замены

Выбирая материал, которым можно заменить эпоксидную смолу, приходится учитывать множество факторов. Для заливки или создания прочного соединения подходит далеко не каждый материал. Основная сложность поиска альтернативы состоит в том, что эпоксидная смола в своем исходном виде является олигомерным соединением. Для того чтобы обеспечить ей переход в полимеризованное состояние, требуется отвердитель, запускающий необходимые химические процессы. От пропорции этих ингредиентов во многом зависит конечное состояние материала: станет ли он жестким или будет иметь эластичную консистенцию и свойства, близкие к каучуку.

Искать замену для эпоксидки приходится в тех случаях, когда у мастера есть проявления аллергической реакции на этот олигомер. Кроме того, смола не подходит для тонких работ, связанных с приданием изделию точной и сложной формы. Здесь добиться аккуратности будет сложно. Нельзя применять эпоксидные составы при починке изделий пищевого назначения, а также предназначенных для контактов с детьми (игрушки, посуда).

Иногда поиски замены имеют сугубо бытовые причины: отсутствие поблизости строительных магазинов, недостаточное количество денежных средств — в таком случае проще найти вариант, доступный любому мастеру без дополнительных поисков, вложений.

При выборе альтернативы эпоксидной смоле важно учитывать ряд требований, которыми должно обладать химическое соединение.

  1. Возможность полимеризации с переходом в новое агрегатное состояние. Такими свойствами обладают не только олигомерные составы.
  2. Устойчивость к износу. Замена должна выдерживать механические и другие нагрузки, оставаясь прочной.
  3. Химическая стойкость. После полимеризации материал не должен вступать в реакцию с кислыми и щелочными средами, менять свои характеристики под их влиянием. При этом в ацетоне или других сложных эфирах он должен растворяться, не давая осадка.
  4. Высокая влагостойкость. Непроницаемость для воды и других жидкостей является большим преимуществом эпоксидной смолы.
  5. Отсутствие опасных испарений при работе с материалом. В составе не должно быть соединений, требующих особых условий работы с ними.
  6. Высокая механическая прочность. При создании клеевого шва материал должен выдерживать значительные усилия на разрыв.
  7. Отсутствие усадки и деформации. Важно, чтобы материал сохранял заданные геометрические параметры.

Все эти характеристики уже имеет эпоксидная смола. При поисках ее замены иногда приходится идти на компромисс, чтобы получить результаты, схожие с действием универсального материала.

Но в целом при должном старании отыскать альтернативное решение все же удается.

Аналоги

Найти дешевый аналог эпоксидной смоле для творчества, для заливки столешниц или изготовления предметов интерьера вряд ли получится. В домашних условиях хорошей альтернативой становятся вещества, обладающие способностью к полимеризации, отличающиеся прозрачной структурой и прочностью. Для рукоделия, изготовления бижутерии большое значение также может иметь податливость заменителя шлифовке, полировке, другой обработке. При формовке крупных изделий — стола, светильника – стоит уделить большее внимание скорости его твердения и однородности материала. Иногда подобие все же оказывается заметно хуже классической эпоксидной смолы, но есть и примеры удачного поиска альтернативы.

Цианакрилатные клеи

Это составы «Титан», «Момент», хорошо известные любителям творчества, а также суперклеи с мгновенной полимеризацией при контакте с воздухом. Среди очевидных преимуществ таких клеев можно отметить:

  • прозрачность шва после полимеризации;
  • высокую прочность соединения;
  • разнообразие выбора — есть термостойкие составы;
  • влагостойкость.

Есть и недостатки. Несмотря на прочность при статических нагрузках, цианакрилатные виды клея не слишком устойчивы к механическим повреждениям, ударам. У них ограничен срок хранения, а сами химические соединения токсичны, могут вызывать аллергические реакции.

Кроме того, соединить с их помощью фторопласт или полиэтилен не получится – только обычные пластики или металл.

Силикатный клей

Его иногда сравнивают с оргстеклом, потому что по завершении полимеризации смесь, действительно, приобретает прочность и прозрачность. Среди плюсов силикатного клея можно выделить:

  • крайне низкую токсичность;
  • универсальность;
  • огнестойкость;
  • легкость приготовления.

Недостатком можно назвать ограниченную сферу применения: для металла, керамики, стекла, пластика, текстиля и дерева. Повысить свойства состава можно, если добавить к нему дополнительные ингредиенты. Например, смесь из толченого стекла и асбеста придает силикатному клею улучшенную химическую стойкость. В смеси с молочным казеином он приобретает влагостойкость.

При соединении с асбестом и кварцевым песком может приобретать устойчивость к щелочным и кислотным воздействиям.

«Жидкое стекло»

Смесь, активно используемая в различных видах творчества. У нее много преимуществ:

  • гипоаллергенность;
  • высокая скорость высыхания;
  • гладкость и блеск готовой поверхности.

Есть и недостатки. Например, ограниченный перечень материалов, к которому у «жидкого стекла» есть хорошая адгезия. Кроме того, нужно обязательно соблюдать довольно сложные требования по технологии нанесения.

Поскольку «жидкое стекло» представляет собой силикат натрия, наилучшие характеристики оно проявляет при нанесении на стекло. В этом случае сначала поверхность покрывают тонким слоем состава. Спустя 24 часа он будет довольно липким — для устранения этого эффекта выполняется протирка обычным спиртом. Потом можно наносить второй слой. Готовое покрытие уже не будет липнуть, обеспечит хорошую полимеризацию и стойкий глянец.

Гель-лак с УФ-полимеризацией

Твердение этого состава происходит практически мгновенно при правильной обработке ультрафиолетом. В этом гели-лаки для маникюра превосходят эпоксидку, с которой их роднит основа на базе смол. Но у таких составов довольно низкие прочностные характеристики. При ударах или других механических нагрузках они быстро теряют декоративность, покрываются трещинами и сколами.

К плюсам геля-лака можно отнести легкость в устранении дефектов. Коррекцию с удалением пузырьков или восстановлением покрытия будет довольно легко провести в домашних условиях. Гель-лак хорош при заливке формованных изделий с малой толщиной — украшений, предметов декора. Для полимеризации достаточно УФ-лампы и нескольких минут.

Для творчества подходят только финишные составы – базовые липнут даже после применения катализатора.

Полиэфирные составы

Они также имеют вид смолы, после заливки довольно быстро набирающей прочность и твердость. У этого варианта много преимуществ, в том числе короткие сроки полимеризации. Отвердители включаются в состав еще при производстве.

К недостаткам полиэфиров можно отнести ограниченную сферу применения и возможное появление аллергических реакций.

Клеи БФ

Они чаще всего продаются не под привычной маркой, а в виде составов под брендом «Момент» и ему подобных. Соединение происходит по определенным правилам. Нужно обязательно высушивать первый слой – праймер, затем наносить второй, выдерживать его 4-5 минут, а затем с силой прижимать склеиваемые детали. Именно от этого фактора зависит надежность и прочность фиксации.

У материала довольно много недостатков. Клей БФ имеет резкий запах, работу с ним лучше проводить в респираторе. Адгезионные свойства тоже ограничены. Составы этого типа плохо подходят для работы со стеклом и полированным металлом.

При горячем методе нанесения эти недостатки несколько нивелируются.

Чем заменить отвердитель?

При работе с эпоксидной смолой опытные мастера стараются заранее подготовить дополнительный флакон отвердителя, особенно если пропорции смеси отличаются от стандартных. Причина проста: этот компонент поставляется в небольших объемах, быстро заканчивается. Если это происходит непосредственно в ходе работы, можно найти готовому катализатору альтернативу среди подручных, имеющихся дома средств. Самые простые варианты:

  • ортофосфорная кислота;
  • нашатырь (аммиачный спирт);
  • перекись бензоила.

У каждого из этих химических соединений есть способность ускорять твердение эпоксидной смолы. Более того, умельцы легко справляются с задачей при помощи обычного сухого горючего, добавив его в 10% объема от общей массы вещества. Полимеризация будет довольно долгой — около 24 часов. А также можно воспользоваться достижениями лакокрасочной промышленности. Например, отвердителем для автоэмалей из ближайшего магазина или составами «Этал 45М», «Телалит 410».

Наиболее эффективной заменой катализаторам, поставляемым вместе с эпоксидной смолой, выступают вещества из группы алифатических полиаминов — ПЭПА, ДЭТА. В среднем их расход составляет около 10%. Если исходного, поставляемого с олигомером отвердителя немного, но он есть, можно разбавить его 1% этиловым спиртом.

Категорически не подходят в качестве катализаторов для эпоксидки кислоты — азотная, соляная, серная. Они дают черную пену, материал в дальнейшем к эксплуатации оказывается непригоден.

Аналог эпоксидной смолы для творчества смотрите в видео.

Хорошо, когда есть, чем заняться, а когда нечем — тогда приходится что ни будь придумывать для развлечения.

Благо, сделали мне внеплановый интересный подарок, так сказать, маленький сюрприз, источник для времяпровождения с пользой, так что несколько отзывов будет как раз по этому поводу.

Ремонтируем мебель клеем ПВА, эпоксидным пластилином и смолой

На этот раз это будет необычный пластилин, с которым я буду играть.

Ремонтируем мебель клеем ПВА, эпоксидным пластилином и смолой

Что буду летить еще не знаю, не пробовал, но думаю, что что то, да должно получиться.

Дизайн упаковки простенький, выполнен по принципу : «как у всех». Качество полиграфии тоже не вызывает восторженных чувств, ну а шрифт вполне себе читаемый.

Ремонтируем мебель клеем ПВА, эпоксидным пластилином и смолой

Ну, раз метелл, то…

Буду ремонтировать небольшую, но нужную детальку — крепление от ножки столика, которому лет уж немало, видел он в жизни очень много, и внезапно состарился… от какого то жестокого обращения с ним…

Что то очень страшное с ним произошло, раз раскололась не хлипкая металлическая штуковина, ну, и неслабо пострадал еще и пластик на поверхности, но это уже будет рассказ об этом клее…

А ведь было одно целое, гармоничное.

Правда, незаметное, до поры, до времени.

Ремонтируем мебель клеем ПВА, эпоксидным пластилином и смолой

Ремонтируем мебель клеем ПВА, эпоксидным пластилином и смолой

Так что имеем теперь две неравные половинки, пусть и уже не сильно влюбленные, которые подали заявление на развод.

Ремонтируем мебель клеем ПВА, эпоксидным пластилином и смолой

Ремонтируем мебель клеем ПВА, эпоксидным пластилином и смолой

Решили они, что не могут быть вместе, не выдержав испытаний судьбы, сломались их отношения…

В результате страдают ножки стола, которые нуждается в поддержке близких…

Но, я сделаю все возможное, чтобы их примирить, ведь столик мне очень даже нужен.

Так что я корыстен, у меня свой интерес.

Буду сводником.

Так что надо действовать уверенно и решительно.

Игра, думаю, много времени не займет.

Как смогу, склею детальку.

Беру все то, что для этого нужно: упаковку эпоксидного клея — пластилина, самый обычный канцелярский нож, кусочек х/б тряпочки и волшебную бутылочку.

С нее и начну игру.

Впечатлительных травмировать не стану, обойдусь без фото).

Первым делом, металл у нас, конечно же, должен пройти обязательную процедуру чистки.

Вместо баньки протрем его благоухающим ароматом — обезжиривающим средством, служащим еще и средством дезинфекции…

А то, мало ли что, вдруг настоящие микробы попадутся под руку или, того хуже, «вирусы-вредилусы» и всё испортят.

Так как место разлома не гладкое, дополнительной обработки шкуркой, думаю, не требуется.

Ну, а дальше извлекаем из упаковки тубус- контейнер, в котором находится самый главный источник развлечения — двухцветный пластилин, затем берем нож с острым лезвием и отрезаем от него нужное количество .

Именно ножом потому, что компоненты должны отрезаться правильно, дабы соблюсти правильную пропорцию.

Ремонтируем мебель клеем ПВА, эпоксидным пластилином и смолой

Много мне на этот раз не надо, так как лишний материал придется утилизировать, а это совсем ни к чему.

Тем не менее, совсем маленький кусочек отрезать не получилось…

Все кажется, а вдруг будет мало…

Кстати, запах слегка присутствует, и он даже приятный, как ни странно.

Теперь надо сделать однородную массу, то есть, перемешать компоненты.

Мять нужно смоченными в воде руками или же в резиновых перчатках пару минут.

Я выбрал первый вариант, так как дезинфекцию рук уже провел.

Просто в перчатках менее удобно, я же сегодня играю не в доктора, а в психолога).

Ремонтируем мебель клеем ПВА, эпоксидным пластилином и смолой

Оказался немного суховат, в перчатках было бы критично.

Ну, долго церемониться не надо, быстренько разминаю и сразу промазываю части сломанной детали, соединив их воедино не только силой внушения, применив немного физического воздействия, чтобы прочувствовали взаимное притяжение и постоянную необходимость друг в друге.

Ремонтируем мебель клеем ПВА, эпоксидным пластилином и смолой

Для надежности и крепости этого союза я оставил их провести время наедине, правда, не надолго.

На час рекомендует производитель, я позволю два.

При чем, второй час они пусть погреются на тепленькой батарее.

Думаю, им этого будет достаточно.

Они ж не молодые.

А союз их должен быть нерушим.

Контакт состоялся.

Пластилином я пока успешно наигрался. Он мне, может быть, еще пригодится.

С металлом он справляется, не зря пишут, что это «холодная сварка».

А деталь уже стоит на своем месте, где и должна быть, вновь на столе.

Конечно, серьезную нагрузку давать соединению явно не нужно, да и цели у меня такой нет.

Клей пластилин «Контакт» мне понравился, так что могу рекомендовать его к приобретению и использованию непосредственно исключительно по назначению.