Русский колоритный особняк Михаила Пореченкова и его семьи

Михаил Пореченков постоянно испытывает судьбу: осваивает новые профессии, решительно меняет географию. Где только ни жил — в Петербурге, под Псковом, в Варшаве и Таллине. Учился в военном училище, во ВГИКе на курсе Армена Джигарханяна, в ЛГИТМиКе у легендарного Юрия Фильштинского. Работал с Юрием Бутусовым в Театре им. Ленсовета, а потом вступил в труппу МХТ им. Чехова. В 2008 году снял как режиссер фильм «День Д». Попробовал себя на общественном поприще, став первым заместителем Никиты Михалкова в Союзе кинематографистов РФ, теперь осваивает фестивальную работу как президент. У него пятеро детей. Мы поговорили о том, как все это укладывается в одной жизни.

— Мы только что пришли с просмотра, где молодые режиссеры представили свои очень личные картины про сложные человеческие состояния. Наверное, не каждый готов к такой степени открытости?

— Актер, если он большой и серьезный, готов. Он только к этому и стремится.

— Разве не страшно так распахивать душу?

— Это другой вопрос: страшно или нет, тяжело или не тяжело. Как говорим мы, артисты: «Вскрытие покажет». В нашей профессии другого и не может быть. Когда появляются настоящие эмоции и чувства, они сразу цепляют: «Ух ты! Там что-то происходит». По внутреннему состоянию мы должны приближаться к документальному кино, то есть к самим себе. Чувства надо доставать настоящие, но в заданных тем или иным произведением рамках. Дальше уже начинается работа мастера, художника, режиссера, который ставит определенные задачи. У него есть свой взгляд и разговор с вечностью через нас. Задачи чем сложнее, тем интереснее.

— Часто ли вам предоставляется возможность такого высказывания?

— В театре часто. В кино, к сожалению, гораздо реже. Может, что-то произойдет с кинематографом — и будут ставиться более масштабные вопросы. Пока идет погоня за кассой, и в этой погоне мы начинаем забывать про наш кинематограф, который стоял на серьезных человеческих позициях, говорил о сложных чувствах и отношениях, свойственных русской душе, театру и литературе. Таких примеров, к сожалению, не так много.

— Нет у вас ощущения несоответствия ваших внутренних возможностей и их потребления?

— Мы должны понимать, что кино эксплуатирует амплуа артиста: я не могу работать в другом, коли такой, какой есть. Когда начинают показывать, что существуют неземные суперженщины, я как зритель испытываю недоверие. Хотя они, безусловно, существуют. Например, моя мама, моя супруга и дочь. Я их такими считаю, но это я так считаю. А вот когда мне неубедительно рассказывают историю суперагента, бегающего по крышам, я начинаю сомневаться. Должен быть такой образ человека, про которого я мог бы сказать: «О! Этот может». Конечно, если меня представить в роли героя-любовника, кто-то скажет: «Подождите! Что-то здесь не сходится». А именно: визуальное восприятие, противоречащее образу, который ты играешь. В театре легче. Там можно многое доказать, поскольку это прямое общение со зрителем, возможность заразить его своей игрой, возможность заставить его поверить в то, что ты другой. Есть спектакли, в которых я могу изменить представление о себе как об актере, который, допустим, все время играет военных. У нас есть замечательный спектакль «Крейцерова соната». Мы там переворачиваем устоявшееся представление о себе, пытаемся сделать все по-другому, играем комедийные роли. Так уж получилось, что в спектакле «Бег» у меня роль генерала Чарноты. Это достаточно острый характер. Там можно меняться. Но это театр. А кино использует актера больше по внешним данным. Хотя если появляются смелые режиссеры, то возможен переворот, как у Сергея Урсуляка в «Ликвидации». Он, видя во мне абсолютно положительного героя, сказал: «Сейчас мы сделаем из тебя суперзлодея». Мы вместе работали и в «Исаеве», и в «Одесском пароходе».

Фото: Геннадий Авраменко

«Мы все были другими, когда начинали, и время было другое»

— В МХТ им. Чехова вы уже 18 лет. Что это за путь для вас? Хорошо помню вас с Константином Хабенским по спектаклям Юрия Бутусова в Театре Ленсовета. Тогда вы были совсем другими людьми.

— Но Бутусов работает в Москве, вот и все. Мы все были другими, когда начинали, и время было другое. Главное, что мы движемся в кино и театральном процессе, пытаемся не останавливаться в жизни, теребить себя. Андрей Панин, которого, к сожалению, уже нет, царство ему небесное, говорил: «Артист в нашей стране может работать в трех городах страны — в Москве, в Москве и в Москве». Я понимаю, что это центр театральной жизни. В Москве скорость жизни просто катастрофическая. Предложений огромное количество, студий и театров — тоже. В Москве сосредоточено огромное количество продюсеров, артистов, режиссеров. Это большая творческая территория и бизнес-территория, поэтому такой диссонанс существует.

— МХТ стал для вас своим домом?

— Театр свой, конечно. Я его люблю. Театр — самое главное занятие в жизни, дающее творческий рост и понимание того, что ты не ушел просто зарабатывать деньги.

— Но то, что вы там сыграли, это же очень мало.

— Названий мало, но спектаклей было сыграно много. У нас огромная труппа. Больше ста человек. Приглашенных артистов огромное количество.

— И что же? Сидеть и ждать?

— Такая доля у артистов. Иногда получалось так, что мы не могли с Олегом Павловичем Табаковым договориться о выпуске какого-то спектакля. Приходили на репетицию, и не все складывалось с режиссерами. Такое тоже бывало.

— Что значит «не могли договориться»?

— У нас было другое видение. Да и занятость на съемках сказывалась. Основная мужская группа артистов много работает в кино.

— Вас изрядно побросало. Одна история с Союзом кинематографистов чего стоит. Она, наверное, на вас сильно подействовала? Столько негативной энергии получили, многое, что было сделано, воспринималось в штыки.

— Все дело в опыте. Любое управление — сложная история, а уж управление в общественной организации, тем более в творческом коллективе, — вообще катастрофа. У каждого свое мнение, и невозможно все это объединить. Кроме того, надо понимать, что существует масштаб личности, которая может что-то организовать, которой будут верить и кто-то пойдет за ней. Ну, значит, мелкий еще был, не понимал, как это надо делать. Были подводные течения и камни, которые надо было пройти. С другой стороны, пока в настоящей драке не побываешь, ты и не поймешь, как это делается.

— Но все-таки это амбиции и авантюризм? Зачем вам, к примеру, еще и фестиваль?

— Конечно, это чистая авантюра придумать фестиваль, сделать его с нуля.

— Это своего рода компенсация творческой недостаточности?

— Скорее потребность двигаться и жить. Творчества мне хватает. Как-то мы заканчивали снимать картину, и я сказал: «Ребята, как же тормознуться-то, отдохнуть от четырех месяцев адской пахоты с катастрофическим съемочным периодом? Дайте переключиться хоть на что-то другое». Недавно мы выпустили спектакль «Бег». А сейчас обсуждаем с Константином Хабенским будущую постановку в МХТ им. Чехова, которую там будем делать. Огромное количество работы! Есть проект полного метра с Владом Фурманом. Уже был первый съемочный день, и я в конце июля к ним подключаюсь. Но когда есть пауза, говорю: «А почему мы ничего не делаем? Давайте что-нибудь придумаем». Сидеть и почивать на лаврах не получается. Хочется двигаться. На фестивале все связано с кино, приезжают знакомые, друзья, жизнь кипит. Мы показываем и смотрим фильмы, пытаемся оценить, куда кино заворачивает. Мне это интересно.

— В свое время Олег Янковский стал президентом «Кинотавра», и это его спасло в пору безвременья в кино.

— Если мы будем кого-то спасать — тоже хорошо. Так сложилось. Такое наше поколение. Вот зачем Косте Хабенскому детей спасать, зачем ему детский театр? У него же все есть и в театре, и в кино.

— Но это все-таки очень личная история.

— У нас все личное. Если появляется организационная работа, значит, есть потребность руководить, отдавать, пытаться делать что-то новое в искусстве, театре, кино, благотворительности. Каждый год мы проводим вечер и собираем деньги на его фонд. Просто берем и делаем.

— У вас удивительный пример дружбы, и началась она со студенческих лет. Так и пошли с тех пор вместе?

— Да. Так и пошли. Еще Миша Трухин есть. У нас — троица. Мы все время вместе, дорожим мнением друг друга, слышим друг друга, когда начинаем говорить о творческих проектах. У всех есть собственное мнение, свой взгляд на произведение, но ценно то, что скажет каждый из нас.

— Вас ведь потянул за собой в Москву Константин Хабенский? Он же первый пришел в МХТ?

— Да, его пригласил на «Утиную охоту» Олег Павлович Табаков, посмотревший все наши спектакли в Театре им. Ленсовета. Он предложил Косте главную роль, а потом позвал меня на роль официанта Димы. Так мы пришли в МХТ в 2000 году, начали репетировать, а в 2002-м вошли в труппу.

— Вы пробовали себя в кинорежиссуре. Точку на этом поставили?

— Пока не знаю, потому что это отнимает много времени и сил, нужно этим болеть. Это же высказывание. Может, где-то желание и просыпается, но такого, что «Надо снимать!», пока нет. Надо все попробовать, чтобы понять, где же себя применить по-взрослому. Где прирастет? Где душа ляжет и будет интересно.

— Считается, что артист — заведомо зависимый человек. Режиссер определяет его судьбу? Чувствуете себя хозяином своей жизни?

— Это расхожее представление о зависимости актера. Кто это придумал? Мою судьбу определяет Господь Бог. Никаких других определителей нет и не будет. Дай бог, чтобы моя воля не помешала Его воле. С режиссером я могу сотрудничать, творчески сосуществовать. Он может ставить задачу, которую я могу выполнять. Кто здесь первый, кто второй, а кто третий? Мы вместе должны сочинять спектакль. У него есть идея, а у меня — инструментарий, чтобы ее воплотить. Если нет сотрудничества, значит, я там не работаю.

С режиссером Оксаной Михеевой. Фото: Геннадий Авраменко

— Вы можете себе это позволить?

— Конечно, и это еще одна история. Потому что у нас есть опыт работы, мы можем делать какие-то «приносы». Это студенческое название. То есть мы можем вносить свои предложения, которые приживаются. Многие режиссеры боятся так работать: «Нет, нас задавят. Так начнут командовать, что наша идея потухнет». Такое тоже существует.

— Но вы ведь не монстр? Некоторые артисты способны задавить режиссера, особенно если их много.

— Могут. Но что такое монстр? Должно все быть по делу. Мы задаем вопросы, на них надо отвечать. Если мы спрашиваем: «О чем говорим-то?», а режиссер не отвечает, тогда чего мы здесь собрались? Давайте чуть подрихтуем ситуацию, но придется меняться местами. Это не наглость, а нормальные вопросы, которые решаются внутри творческого коллектива. Бывают споры, даже жаркие. Докажите! Аргументируйте! Мы же не слепые исполнители. Нельзя просто командовать: «Встань сюда! Прыгни здесь! Проползи там!» — Вы скажите, откуда идем и куда, какие коридоры проходим, чтобы мы тоже понимали, что происходит с героем, как он меняется. Объясните нам, и мы покажем. У нас есть этюдный метод работы. А вы скажете: «да», «нет». Будем двигаться вместе.

— Сомнения вас гложут?

— Сомнения гложут всегда. Как все нормальные и мыслящие люди, сомневаюсь каждый день. Совесть, право на ошибку — все это есть.

— Испытывая сомнения, можете пойти, условно говоря, к Константину Хабенскому за советом?

— Все же с опытом приходит. У меня есть моя семья, с которой могу посоветоваться. Есть друзья, к которым могу прийти и спросить: «Вот предлагают это сделать? Как думаешь?» Мы понимаем, на каком языке говорим, что находимся на одной творческой и человеческой платформе. Иногда такой разговор возникает: «Костя, вот это?» — «А кто? Мне кажется, что…» — «Понял! Почему?» — «У меня было». Нам не надо долго говорить. Все закладные-заходные мы знаем и понимаем, что из этого может получиться, благодаря опыту, который получен в общении, кино и жизни. Конечно, общаемся, советуемся, разговариваем на своем птичьем языке.

— Побеждает коллективный разум?

— Это не коллективный разум. Это совещание с серьезными и не последними в профессии людьми.

— Видите свою перспективу? Насколько вперед планируете жизнь?

— Хочешь насмешить Бога — расскажи о своих планах. Какое-то ближайшее будущее могу планировать. День или месяц у меня расписан съемками. Этот план я знаю. А какой дальнейший? На фестивале, например, мы живем одним днем. Случится все — значит, случится. Нет — значит, будем пристраиваться, быстро все менять. Сын заканчивает школу. Так, ЕГЭ. План: подготовиться, закончить школу. Следующий план: поступить в институт. Я такими перспективами живу. У меня нет намерения к 2035 году повысить продолжительность жизни до 78 лет. Такой план я не пишу.

— Хватает времени заниматься детьми?

— Насколько хватает, настолько хватает. Карантин помог продолжительное время побыть всем вместе. Образовался круг проблем, которые раньше я не замечал. Теперь надо будет уделить этому более пристальное внимание.

— Чем вы еще занимались в дни карантина помимо создания мужского хора творцов им. Гагарина? В веб-сериалах и пандемических проектах поучаствовали?

— Я отказался от карантинных сценариев и веб-сериалов. Они мне не понравились. Это не мое. Я ушел в творческий отпуск. Мы сделали гагаринскую историю. Она не просто творческая, но еще и благотворительная: собрали деньги и поддержали наших коллег в театре, тех, кому было особенно тяжело.

— Каким образом вы их собрали? Какая взаимосвязь с гагаринским проектом?

— Просто перевели на карточку, достали из кармана деньги и дали людям премию. Мы сделали проект, чтобы поздравить коллег, и каждый раз определяли группу людей, кого поздравляем — творчески и финансово. День пионерии — поздравим старшее поколение. Написали стихи про Гагарина, потому что есть люди, родившиеся в год, когда он полетел в космос. Потом решили сделать поздравительную открытку для мам и собрать деньги по этому случаю.

— Это сострадание?

— Поддержка близких и друзей.

— Оценили?

— У нас великолепные отзывы были, в том числе по творческой части. Компания собралась хорошая, все ребята откликнулись. У всех разное финансовое положение, но все насколько могли, настолько вложились в это и творчески, и материально.

«Кино не было, денег. Ничего не было. Дети рождались. Было весело. Потом переехали в Москву»

— Какой период жизни был самым счастливым и интенсивным?

— Все та же компания: я, Костя Хабенский, Мишка Трухин, Андрюшка Зибров — в Театре им. Ленсовета. Мы там больше всего работали и самый большой рывок сделали. Мы были молодые, дерзкие, веселые, и Юрий Николаевич Бутусов был рядом. Кино не было практически ни у кого. Денег не было. Ничего не было. Дети рождались. Было весело, задорно. Потом мы переехали в Москву. Весь этот период, наверное, с 1995 по 2005-й, был самым продуктивным. И уже в Москве началась интересная работа, кино. А потом мы немного разбежались. Каждый стал заниматься своим проектом, как это бывает во время долгого существования музыкальной группы. Играли-играли, а потом у каждого появились сольные проекты. Но, как это тоже бывает в музыкальных группах, опять собрались: «Давайте, ребята, вспомним былое».

— Чувствуете себя ветеранами?

— Да, как ветераны. Уже видим, что молодые — другие. Пытаемся понять, почему они такие, каким киноязыком разговаривает кинематографическая молодежь. Стараемся сделать так, чтобы разные поколения общались. В противном случае каждый может закиснуть на своей волне, начнет повторяться, совершать одни и те же ошибки — и движения не будет.

— Ваша дочь Варвара снималась в кино, а что было потом?

— Варя снялась в моем фильме «День Д», и все: больше не захотела работать в кино. Отучилась в МХТ на продюссера, а теперь социологию изучает. Надеюсь, все у нее будет хорошо.

— Чем будет заниматься?

— Точно не знаю. Я к этому решению не имею никакого отношения. Варвара — взрослый человек и живет своей взрослой жизнью.

— То есть вы не давите на детей своим видением их жизни?

— Кто рядом живет, испытывают некоторое давление. Кто живет своей жизнью, тот давления не испытывает, потому что у них уже своя история.

— Чего бы вам хотелось?

— Как Анатолий Папанов в конце фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» говорил, «хочется пожить по-человечески и поработать». Все! Больше ничего не нужно. Главное, чтобы с всемирными перипетиями не накрылось все медным тазом. Очень не хочется, чтобы все развалилось.

— У вас не было страха, когда нас накрыл коронавирус и все мы оказались беспомощными?

— Все в один момент может улететь в тартарары. Может быть, надо заниматься тем делом, которое ты любишь, и оно вывезет тебя. Есть ощущение постоянно нависшей беды, которая где-то рядом. Не дай бог, это ощущение прорвется — и будет катастрофа. В 90-е, когда вокруг рушился мир и никому не было дела до театра и кино, все бегали, чтобы заработать и хоть что-то съесть, в своей книге «Открытая педагогика» мой мастер Юрий Михайлович Фильштинский написал: «а у нас была маленькая репетиция». Мы приходили в театральный институт, и рушащийся мир с бандитами, малиновыми пиджаками и золотыми цепочками, убийствами, закрытием предприятий, голодухой прекращал существовать. Оставались только наша репетиция и наш творческий процесс. Может, эта история будет нас спасать по жизни.

— Теперь многие люди вспоминают 90-е как счастливое время творческого прорыва.

— Да, есть кавалеристы, готовые все взять наскоком, а есть люди, и их много, и они говорят: а можно не грабить, ничего не уничтожать, жить спокойно, чтобы понимать, что будет завтра. Без революций можно? Я вот не хочу, чтобы мои дети попали под колеса истории. Да, кто-то вспоминает, что это было прекрасное время для творческого прорыва. А вы пытайтесь без революций творчески прорываться. Вам для творчества обязательно нужно дом поджечь? Тем и отличается творческий и образованный человек от остальных, что ему не надо убивать, чтобы сыграть роль убийцы. Это вечный спор. Кажется, между Лоуренсом Оливье и Дастином Хоффманом на съемках возник такой разговор. Надо ли приходить грязным, играя бомжа? Или для этого не нужно жить на помойке? Оливье всегда был в бабочке, и от него вкусно пахло. В этом и заключается наша профессия. Если вы можете это сыграть, то ваши возможности безграничны. А если только через собственную боль, втыкая себе в ногу нож, — тогда актер ограничен только этим участком боли, и дальше этого — никуда.

Революции мне не нужны. Не хочу касаться политики, но состояние какое-то неспокойное. Мне жалко свою родину. Я переживаю за нее. Мы думали, что будем жить в спокойное время, но не получается. А хочется, чтобы родина была счастливая, богатая и сильная.

19 июня 2008

Михаил Пореченков – супергерой в кино и примерный семьянин в жизни

Глядя на Михаила Пореченкова, трудно представить его в роли образцового семьянина. Слишком брутальный образ у него в кино. Однако, как утверждает сам актер, его киношное амплуа не имеет практически никакого отношения к реальности. В жизни он любящий и мягкийотец, верный муж и очень спокойный человек. Ну разве что из огнестрельного оружия попалить любит, да на мотоциклах ночью погонять… О семье, детях, работе и режиссерском дебюте популярный актер рассказал Woman.

ru в эксклюзивном интервью. — Скоро в прокат выходит фильм «День Д» — это ваш режиссерский дебют. Раньше вы на съемочную площадку приходили только в качестве актера. Понравилось руководить процессом?

— Понравилось. Хотя было очень тяжело. Несмотря на то, что у меня большой актерский опыт, учится пришлось практически всему. Поначалу я вообще не понимал, что делать и как себя вести. Но постепенно влился и даже освоил самое трудное – монтаж. Это очень серьезная технологически сложная профессия. Пока я не могу сказать, все ли получилось, об этом будут судить зрители.

— Наверняка не обошлось без каскадерских трюков, взрывов?

— Конечно! В этом фильме очень много драк. У нас снимался Боб Шрайбер — легендарная личность, шестикратный чемпион мира по боям без правил. Также мы гоняли на машинах, делали трюки на мотоциклах, мы взрывали – что мы только не делали! Но главное, мы устроили гонки на снегоходах … летом, в горах. Смотрится все, как настоящий экшн. Кроме того, мне вновь пришлось основательно похудеть для съемок, так как после съемок в «Ликвидации» я стал похож на грушу: у меня не было плеч, но стал заметен живот. Я тренировался каждый день по специально разработанной программе.

— Вы сказали, что пришлось вновь похудеть… Вы часто сидите на диетах?

— Нет, но иногда для каких-то проектов приходится сбрасывать вес. Когда меня пригласили вести «Запретную зону» на ТНТ, по контракту попросили основательно похудеть. А так никаким фитнесом специально не занимаюсь. Ни в какие клубы не хожу, на диетах не сижу. Раньше занимался боксом, но потом как-то все это отвалилось. Если появляется живот, качаю пресс. Если надо похудеть просто меньше ем.

Михаил Пореченков с дочерью Варварой

— Давайте вернемся к кино. В картине «День Д» дебютировала ваша старшая дочь Варвара. Непросто ей, наверное, было на съемках?

— С одной стороны сложно, с другой – интересно. Ведь это огромный мир кино, который Варвара открывала для себя. На съемочной площадке постоянно находилась куча людей, которые с ней общались, заботились о ней. Тяжело было не ей, а прежде всего мне. Ведь это родной ребёнок, а его нужно было заставить работать по-взрослому. Но, надо сказать, она справилась со всем блестяще. Варя знает ко мне подход, и мы друг друга чувствуем, — это, несомненно, облегчало нашу совместную работу.

— «День Д» вот-вот выйдет на экраны. А вы уже приступили в новому проекту? Сейчас над чем работаете?

— Да, с недавних пор я же еще и продюсированием занялся. Сейчас я взялся за очень необычный проект — фильм под названием«Сказка 21». Это будут 4 добрые истории, снятые разными режиссерами. Смотреть их надо всей семьей вместе с детьми. Надеюсь, что такое доброе кино поможет взрослым и детям лучше понять друг друга. Кроме того, и актерский состав у нас получился просто сказочный: Гоша Куценко, Михаил Козаков, Ксения Раппопорт, Константин Хабенский, ваш покорный слуга, Михаил Трухин, Ирина Пегова, Григорий Сиятвинда, Леша Серебряков… Все мои друзья. Огромное им спасибо, что согласились участвовать в этом проекте.

— Михаил, я слышала, что вы отказались сниматься в фильме Федора Бондарчука «Обитаемый остров», почему?

— К сожалению, мне просто пришлось отказаться. В этот момент я как раз начинал снимать «День Д». Совмещать два таких серьезных проекта невозможно. Тем более, это был мой режиссерский дебют, мне хотелось сделать все без сучка и задоринки.

Михаил Пореченков в фильме «День Д»

— Вы сказали, что многого требовали от дочери на съемочной площадке. А в жизни вы требовательный отец?

— Скорее нет, чем да. У меня так мало времени на детей остается, что когда прихожу домой, стараюсь их просто потискать, поиграть с ними, а не воспитывать назидательным тоном. Вообще очень люблю маленьких детей. Всегда стараюсь быть спокойным, не раздражаться, не кричать, не ругаться. Нужно понимать, что взаимоотношения между мамой и папой дети будут переносить в будущем на свои семьи.

— А в какие игры с детьми играете? Как вместе время проводите?

— Стараюсь побольше бывать с ними на воздухе, на природе. Зимой на лыжи, летом ездим всей семьей на озеро Валдай. Если же вдруг случайно выдается свободный вечер, то договариваемся и всей семьёй и просто идём куда-нибудь, в парк, в кино, в бассейн. Больше всего люблю вместе детьми и женой поплавать, погулять, побегать.

— А на мужские увлечения и хобби время остается?

— Конечно! У меня много настоящих мужских хобби, которые заменяют любой тренажерный зал. Вот в последнее время я болею мотоциклами. Знаете, какое удовольствие! Вот представьте: тепло, вы мчитесь по третьему кольцу, заезжаете в тоннель, шлем, скорость, руль. И если не смотреть на дорогу, то кажется, что ты летишь! Недавно пристрастился и к коллекционирования оружия. В моём арсенале сегодня пять ружей – охотничьих и спортивных. Скоро хочу приобрести снайперскую винтовку. Это не просто коллекция, все ружья рабочие, я переодически выбираюсь куда-то пострелять. Опять-таки если выдается выходной и есть возможность поехать в мой любимый спортивный клуб «Москва» пострелять, я всегда беру всю семью! Стараюсь каждую сводобную минуту проводить с близкими.

— То есть, несмотря на такое количество проектов и начинаний, семья – это все-таки главное в вашей жизни?

—Конечно! Есть место, куда можно прийти и тебя всегда поймут и примут. Там тебя любят, о тебе там заботиться. Семья и дом – это тот остров, где можно скрыться от любых неурядиц в жизни. Человек не должен быть один, иначе вся его даже самая насыщенная работой и событиями жизнь теряет всякий смысл!

Текст: Анна Щербакова

Михаил Пореченков — биография

Поклонники и особенно поклонницы этого артиста всегда поражаются многогранности его таланта. Фильмография Михаила Пореченкова пестрит таким разнообразием, что у зрителей невольно возникает вопрос – каким же надо обладать талантом и актерским мастерством, самоиронией и юмором, чтобы так органично перевоплощаться в самые разные образы. Когда-то его назвали «русский Шварценеггер», но он сумел доказать, что представляет собой не просто накачанную гору мышц, но и всесторонне развитую личность.

Первая слава пришла к актеру Михаилу Пореченкову после выхода на экраны сериала «Агент национальной безопасности».

Детство и юность

Родился Михаил Пореченков 2 марта 1969 года в Северной столице. Его отец Евгений Пореченков был моряком дальнего плавания. Мама Галина Пореченкова работала на стройке. Семья была простая, не связанная с искусством. Родители мальчика были очень занятыми людьми, папа вообще отсутствовал дома по несколько месяцев. Чтобы Миша не оставался дома один, его отправили к бабушке, в небольшую деревеньку под Псковом. Там он и провел свои первые пять лет жизни.

Русский колоритный особняк Михаила Пореченкова и его семьиНа фото Михаил Пореченков в детстве

Когда пришло время идти в школу, родители забрали мальчика в Ленинград, где он и пошел в первый класс. В конце 70-х его отец ушел в отставку, и был направлен на работу в Польшу, инспектировать производственные процессы на судоверфи в городе Гданьск. Там в то время изготавливались морские суда для Советского Союза. Когда он вышел на пенсию, начал писать прозу и стихи, которые посвящает творчеству сына, своим путешествиям, птичьем гриппе и даже Слободану Милошевичу.

В Польше родители так же интенсивно трудились, поэтому Михаила определили в варшавскую школу-интернат, где он и учился до 1986-го. В школе работала неплохая секция бокса, и Миша записался в нее, как только начал проходить туда по возрасту. Он был крупным сильным мальчиком, поэтому вскоре без особого труда пришел к хорошим результатам.

Еще до того, как он получил школьный аттестат, он уже стал кандидатом в мастера спорта. Подводила его только дисциплина. Михаил обладал вспыльчивым характером, вступал в конфликты с одноклассниками и учителями, учился неважно, и ему даже грозили отчислением.

После окончания школы Пореченков принял решение поступать в военное училище. Для этого он уехал в Таллинн, и после успешной сдачи экзаменов стал курсантом Таллиннского военно-политического училища. Однако закончить его он так и не смог, потому что никак не вписывался в правила поведения и строжайшую военную дисциплину.

Выговоры сыпались один за другим, и терпение преподавателей лопнуло. Пореченков был отчислен из училища, не доучившись там всего десять дней до получения заветного диплома.

Русский колоритный особняк Михаила Пореченкова и его семьиМихаил Пореченков в молодости

После того, как Михаил был с треском отчислен, он буквально сразу получил повестку в армию, и отправился на службу в стройбат. Демобилизовавшись, он возвращается в родной город Ленинград, и начинает серьезно задумываться о своей дальнейшей судьбе. В это время ему и приходит в голову светлая мысль попробовать силы в театральном институте.

До вступительных экзаменов во ВГИК еще оставалось время, поэтому будущий артист устроился на работу в багетную мастерскую. У него совершенно не было никакого опыта и навыков, но наверное благодаря природному таланту и харизме, Михаилу все же удается поступить в вуз, причем его наставником был сам Армен Джигарханян. Обучение в этом вузе закончилось еще быстрее, чем в военном – его снова отчислили, причем по той же причине. И вот тут уже Пореченков проявил свой бойцовский характер, и решил не сдаваться. Он снова пытается поступить, но на этот раз молодой человек нацелился на ЛГИТМиК. Ему снова повезло, его приняли в мастерскую к Вениамину Фильштинскому. На этот раз все сложилось успешно, и в 1996-м Михаил Пореченков стал обладателем заветного диплома.

Фильмы и ТВ

Творческая биография артиста стартовала в Академическом театре им. Ленсовета, где он набрался опыта и актерского мастерства. Это ему очень пригодилось впоследствии на съемочной площадке. Фильмография Михаила Пореченкова насчитывает более шести десятков успешных проектов, среди которых особо выделяются «Улицы разбитых фонарей», «Спецназ», «Убойная сила-6», «Трио». Самая скандальная ситуация возникла у актера с картиной «Поддубный», которую он привез в оккупированный Донецк.

Русский колоритный особняк Михаила Пореченкова и его семьиМихаил Пореченков в сериале «Улицы разбитых фонарей»

Михаил Пореченков стал настолько популярным артистом, что о нем начали снимать документальные ленты, которых на сегодняшний день уже семь. Помимо этого, он активный участник различных телевизионных проектов, и часто появляется в них в качестве участника и ведущего. Именно эту роль он примерил на себя в программах «Запретная зона», «Битва экстрасенсов», «Кулинарный поединок».

Благодаря его популярности, он часто получает приглашения на съемки в рекламе, периодически становясь лицом одного из брендов. Пореченков сотрудничал со страховыми компаниями, производителями автомобилей, велосипедов и даже майонеза. Представлял мобильную связь «МТС». В 2016-м он впервые засветился в рекламе продукции «Актимель», и продолжает с ними плодотворное сотрудничество и сейчас.

Среди лучших работ актера последнего времени стоит выделить ленты «Тень», «Мурка», «Интерны», где он стал бывшим мужем доктора Кисегач.

Русский колоритный особняк Михаила Пореченкова и его семьиМихаил Пореченков в фильме «Вурдалаки»

Заметной стала и другая картина Пореченкова – сериал «Троцкий», в котором он перевоплотился в Александра Парвуса. В 2017-м режиссер Сергей Гинзбург представил на суд зрителей ленту «Вурдалаки», где у Пореченкова ключевой образ. Он стал Лавром — духовным наставником императрицы Елизаветы. Этот образ любимого артиста сильно шокировал поклонников, потому что абсолютно не подходил под все, что было сыграно до этого. В роли монаха актер появился на экране первый раз. Роли других персонажей в этом проекте достались Аглае Шиловской и Константину Крюкову.

Украинский скандал

Весной 2014-го Пореченков оказался в эпицентре скандала, который вызвала его позиция по Украине. Он стал одним из тех деятелей российской культуры, которые составили и подписали обращение к президенту России Путину, в поддержку его политики в вопросе Украины и Крыма. Помимо этого, он стоял у истоков создания «Антимайдана».

Русский колоритный особняк Михаила Пореченкова и его семьиМихаил Пореченков в фильме «Поддубный»

Продолжение скандала артист спровоцировал сам, когда в октябре того же года стал гостем самопровозглашенной ДНР, и привез показать свою новую работу – ленту «Поддубный». На премьере присутствовали мирные жители. Михаил сказал воинам-ополченцам, что он на их стороне, и не только он, таких сочувствующих еще много, и чтобы они держались. Вместе с ополченцами он прибыл в Донецкий аэропорт, посетил позиции войск новой республики, и даже продемонстрировал свое умение обращаться с крупнокалиберным пулеметом «Утес». Некоторым такое развлечение может показаться невинной забавой, если бы его пулемет не был направлен на позиции сил ВСУ, и получается, что он участвовал в настоящей стрельбе по военным украинской армии. Стрельбу Пореченкова быстро засняли на видео, и выложили в Сети, что стало причиной резонансного скандала.

Поведение артиста стало причиной возбуждения против него уголовного дела, которое завело МВД Украины. Кроме этого, поддержка политики президента, и пребывание на территории ДНР стали причиной, чтобы артист оказался в черном списке. Все шестьдесят девять картин, которые вышли за эти годы, находятся в запрете, их сняли с проката на ТВ Украины. На этом санкции для Михаила не закончились. Эта «невинная» стрельба повлекла за собой запрет посещать и Латвию, ее правительство приняло такое решение.

Русский колоритный особняк Михаила Пореченкова и его семьиМихаил Пореченков в аэропорту ДНР в каске с надписью «Пресса»

Михаил Пореченков потом выступал с заявлением, что для стрельбы в Донецком аэропорту ему выделили холостые патроны, и никакой опасности от него не исходило. Однако такие объяснения показались некоторым его коллегам детским лепетом, они твердо уверены, что он ни в коем случае не должен был этого делать. Ситуация осложняется еще и тем, что на голове артиста красовалась каска, на которой была надпись «Пресса», а на нем самом бронежилет, принадлежащий инженеру канала Россия-1. По их мнению, Пореченков мог спровоцировать негативное отношение ко всем журналистам, которые периодически появляются в боевой зоне.

Личная жизнь

Михаил никогда не был обделен женским вниманием, у него и сейчас есть масса поклонниц, которые боготворят своего кумира. Первой гражданской женой артиста стала Ирина Любимцева. К сожалению, женщины уже нет в живых, она скончалась в 1995-м, в Таллине. В декабре 1989-го Ирина родила Михаилу сына Владимира, которого записали под фамилией мамы. Мальчика растила тетя и бабушка, и пока Владимиру не исполнилось девятнадцать, он даже не видел своего отца. Сейчас их отношения наладились, Владимир уже женат, и воспитывает свою дочь Мирославу, внучку Пореченкова.

Русский колоритный особняк Михаила Пореченкова и его семьиНа фото Михаил Пореченков и Ирина Любимцева

Весной 2018-го Михаил представил своего сына светской тусовке, которая собралась на премьерном показе картины «Собибор», режиссера Константина Хабенского. Все заметили поразительное сходство отца и сына. Молодой человек тоже серьезно занимается боксом. В одном из своих интервью Владимир Любимцев сказал, что принял решение переселиться с семьей в Москву, чтобы жить рядом с отцом.

Русский колоритный особняк Михаила Пореченкова и его семьиМихаил Пореченков с женой Екатериной Пореченковой

Первый раз артист официально оформил отношения с Екатериной Пореченковой. Она была предпринимателем, переводчиком. Их знакомство состоялось благодаря легкой руке Владимира Шевелькова. В марте 1998 года в семье родилась дочка Варвара, которая снималась вместе с отцом в картине «День Д». После школы девушка поступила с Школу-студию МХАТ, весной 2018-го она сменила место жительства, и сейчас живет в Нидерландах. Там она снова стала студенткой, на этот раз Роттердамского университета Эразма. Новость активно обсуждали пользователи соцсетей, имя Пореченкова снова зазвучало в связи со скандалом 2014-го в Донецке, не забыли упрекнуть артиста и в его «патриотизме».

Второй раз Пореченков повел в ЗАГС женщину по имени Ольга, знакомство с которой состоялось в 1999-м, на съемочной площадке картины «День Д». Они поженились в 2000-м, и через два года в семье родился сын Михаил. В декабре 2004-го родилась их дочь Мария, а в июле 2010-го еще один сын Петр. На сегодняшний день в личной жизни артиста полный порядок.

Русский колоритный особняк Михаила Пореченкова и его семьиМихаил Пореченков с женой и детьми

Всю свою жизнь Пореченков увлекается мотоциклами, которые стали его хобби. Он член столичного клуба под названием «Голд Винг клуб». В 2013-м артист попал в аварию, но серьезных травм не получил. Несмотря на это, жена потребовала, чтобы он никогда больше не садился за руль мотоцикла. Ольга настаивает либо на приобретении машины, либо на пеших прогулках. Пореченков и тут проявил свое упрямство, и принципиально отказался от покупки авто, ведь на мотоцикле легче объехать километровые московские пробки.

Михаил Пореченков сейчас

Артист не собирается останавливаться на достигнутом, и ежегодно его фильмография пополняется несколькими удачными проектами. В 2018-м он засветился в картине «Мост», где перевоплотился в следователя Максим Казанцева. Следующим интересным проектом стала картина «Остаться в живых», в которой он примерил на себя погоны полковника Налетова.

Сейчас идут съемки продолжения ленты «Доктор Рихтер», и посмотреть рабочие моменты можно на странице Пореченкова в Инстаграм.

Весной 2018-го актер поддержал законопроект, которым хотят ограничит рекламу колдунов и экстрасенсов. Пореченков уверен, что их развелось слишком много, и нужно принимать меры. Были предложения перенести им эфирное время на ночь, при этом не забывать указывать, что эти передачи носят развлекательный характер.

Михаил уверен, что никакой пользы от гадалок и экстрасенсов нет, что все это жульничество и обман простых людей. Еще в 2017-м он выступил с разоблачением передачи «Битва экстрасенсов», хоть до недавнего времени и сам был ее ведущим.

Избранная фильмография

  • 1994 Колесо любви
  • 1997 Улицы разбитых фонарей
  • 1999—2005 Агент национальной безопасности
  • 2000 Бандитский Петербург. Фильм 1. Барон
  • 2001 Ниро Вульф и Арчи Гудвин — фильм 4-й «Дело в шляпе»
  • 2002 Спецназ
  • 2003 Особенности национальной политики
  • 2003 Линии судьбы
  • 2005 Солдатский декамерон
  • 2006 Большая любовь
  • 2008 Реальный папа
  • 2008 Тариф Новогодний
  • 2009 Исаев
  • 2011 Небесный суд
  • 2012 После школы
  • 2014 Поддубный
  • 2014 Куприн
  • 2016 Богатырша
  • 2016 Держи удар, детка
  • 2016 Мурка
  • 2016 Интерны
  • 2017 Троцкий
  • 2017 Мост
  • 2017 Доктор Рихтер
  • 2019 Агент национальной безопасности. Возвращение

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Twitter
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.