Полимерная глина получила широкое признание в мире среди людей, занимающимися hand-made изделиями.
Ведь работа с этим пластичным материалом не трудна, а получаемые поделки обладают достаточно хорошей прочностью и привлекательным видом.
Однако новички все равно сталкиваются с подводными камнями, осваивая процесс работы с данным материалом.
И в первую очередь, что их интересует в полимерной глине, – это какую глину лучше выбрать? Как с ней правильно работать? И какие техники в работе использовать?
Конечно, универсальной инструкции по работе с полимерной глиной нет. Однако отвечая на эти вопросы, можно лучше разобраться в специфике работы с пластичной массой.
Выбор глины для лепки
Поскольку полимерная глина встречается двух видов, запекаемая или самозатвердевающая, то первоначально в лепке новичок должен сделать выбор в пользу той или иной спецификации.
В зависимости от этого затем сделать покупку в магазине.
Купить можно как российскую, так и зарубежную глину. Каждая из них будет отличаться по своим свойствам. Например, некоторые будут более мягкие, другие жесткие, третьи зефирные, более дешевые или дорогие.
Но среди всех стоит выделить те полимерные глины, с которыми можно максимально работать в большом количестве техник:
- FIMO – глина и для запекания, и для затвердевания. Состоит из трех линеек продукции – профессиональной, софт и создающей эффекты. Цветовая палитра многообразна. С этой глиной просто работать, и она сохраняет свой цвет после изготовления изделия;
- Cernit – глина для запекания. Имеет яркие и насыщенные оттенки в линейке. При работе вначале твердовата, но при соприкосновении с теплом становится податливой в руках. Обладает восковым эффектом после запекания;
- Craft and Clay (Артефакт) – термопластика с большим количеством расцветок. Не жесткая и эластичная в работе. Несомненное достоинство, что ее можно смешать с любыми другими полимерными глинами;
- Sculpey – предоставляет огромный выбор на любой вкус и цвет как холодного фарфора, так и запекаемой глины. Различные по твердости варианты материала позволяют начинающим выбрать тот, который будет удобнее всего.
Если же ни один вид глины не устраивает, то вполне реально изготовить ее самостоятельно в домашних условиях. Самодельная пластичная масса по своим характеристикам может быть совсем не хуже покупной.
Как работать с полимерной глиной?
Определившись с выбором полимерной глины, начинающие заниматься художественной лепкой переходят к процессу изготовления изделия.
Работа с запекаемой полимерной глиной происходит пошагово примерно по такой инструкции:
- Подготавливаем примерный эскиз изделия;
- Изготавливаем детали из различной по цвету полимерной глины;
- Соединяем некоторые детали вместе при необходимости;
- Выкладываем на подготовленную для запекания тару;
- Запекаем изделие или его элементы при температуре и времени, указанными на этикетке выбранной глины. Используем для этого отдельную духовую печь. Стараемся не применять бытовое кухонное оборудование, в том числе и микроволновку;
- Оставляем остывать изделие в печи;
- После остывания собираем изделие и придаем завершающие штрихи за счет шлифовки и тонировки лаками или другими смесями.
Кроме того стоит отметить важный момент, что некоторые любители иногда используют варку вместо запекания. Но это неправильно, поскольку нужная температура для обработки изделий в основном составляет свыше 110 градусов.
В отличие от запекаемой массы рабочая техника холодный фарфор выглядит следующим образом:
- Рисуем эскиз поделки;
- Формируем детали изделия из белой глины;
- Добавляем краску в деталь для создания нужного цвета;
- Придаем окончательную форму элементам с помощью различных инструментов, например, молд;
- Наносим дополнительные краски на поверхность детали, растушевываем или тонируем;
- Оставляем элементы сохнуть и затвердевать;
- По завершению процесса затвердевания склеиваем детали между собой;
- При необходимости придаем краской завершающие штрихи и снова сушим до полной готовности изделия;
- Исправляем неровности при помощи шлифовки и покрываем лаком.
В целом же процесс работы с полимерной глиной зависит от выбора изготавливаемого изделия, авторской задумки и применяемой рабочей техники.
Техники работы с полимерной глиной
Работы с полимерной глиной пестрят широким выбором. В процессе работы с изделиями мастера применяют различные техники.
Среди техник можно встретить и легкие, которые подойдут для начинающих, и сложные, подходящие для профессионалов.
Но в процессе изготовления изделий каждый автор решает самостоятельно, какая техника будет более интересно смотреться.
Полимерная глина техники, которые можно встретить – это:
- баргелло в виде флорентийской вышивки;
- брейн кейн с изогнутыми линиями;
- мика шифт в виде слюды с узорами;
- мокуме-гане с металлической структурой;
- скинер бленд с градиентным переходом цвета;
- сутаж – французская вышивка;
- чечевички – со скрученным узором;
- многие другие.
Здесь возможен даже перевод изображений и фотографий.
Но среди них стоит отметить самые занимательные, с которыми многие люди хотят поработать. Они выглядят изумительно, а авторские поделки из них часто ценятся гораздо выше, чем остальные работы.
Акварель
Легкая и красивая техника акварель завоевала любовь начинающих мастеров полимерной глины.
Научиться выполнять акварельные изделия достаточно просто. Для этого нужно выполнить следующие последовательные действия:
- Выбрать три контрастных цвета. Чаще всего используют цветной, белый и черный;
- Наложить цвета друг на друга. Например, красный сверху, белый посередине, черный снизу;
- Раскатать пласты на паста-машине, с помощью скалки или любого другого удобного инструмента;
- Порвать пласт на небольшие кусочки;
- Наложить фрагменты пласта на форму-заготовку, к примеру, сердце;
- Выровнять поверхность поделки.
После этого остается только запечь изделие и покрыть лаком. И красивое украшение с акварельной поверхностью будет готово!
Соляная техника
Такая же легкая по исполнению как акварель – это соляная техника. Главным секретом изготовления изделий в данном виде будет использование различных видов соли или сахара.
Новички в мире художественной лепки могут спокойно воспользоваться данной техникой и совершенно не бояться, что поделка будет испорчена.
Самое простое для начинающих – это создание бусины для бижутерии. Как это сделать?
- Взять несколько цветов полимерной глины и размягчить их;
- Скатать шарики разных цветов;
- В заранее подготовленную тару с солью опустить каждую бусину и хорошо обвалять в насыпанной массе. Соль каждый раз необходимо вдавливать, чтобы она полностью распределилась по всему объему;
- Придать бусине нужную форму: круглую, плоскую, вытянутую;
- Проделать при необходимости центральное отверстие в бусине с помощью зубочистки или тонкой спицы;
- Запечь в духовке;
- Положить запеченные бусины в емкость с водой на 5 минут, чтобы соль растворилась;
- После растворения вытереть насухо.
По завершению бусины приобретут красивый рельефный эффект, похожий на керамзит, пемзу или коралл.
Имитация натурального камня
Драгоценные и полудрагоценные натуральные камни превосходно смотрятся в любых ювелирных украшениях и бижутерии. Но покупать изделия из натуральных камней не всегда по карману.
Тем более многие мастера научились создавать украшения из искусственных камней, которые сложно отличить от естественных. Бусы, колье, кулоны, серьги и многие другие вещи с такими камнями смотрятся превосходно.
А камни из полимерной глины в умелых руках невероятно хорошо имитируют природные полудрагоценные материалы. Агат, бирюза, малахит, опал, нефрит, родонит и другие интересные горные породы легко поддаются имитации.
В зависимости от того, какой природный камень взят за основу, с прожилками или вкраплениями, мастера используют различные текстуры полимерной глины. Они получаются при:
- Прижатии многоцветных оттенков друг к другу;
- Смешении различных цветных кусочков с прозрачной глиной и глиттерами;
- Добавлении в глину голографических теней для век;
- Скручивании, последующей растяжке и нарезании разных видов глины.
Именно поэтому имитация камня из полимерной глины смотрится натурально. А изделия получаются разные по форме и по цвету и не повторяют друг друга.
Имитация натурального дерева
Любое дерево имеет интересную фактуру, как внутреннюю на срезе, так и внешнюю на коре. И порой природный рисунок поверхности восхищает своей красотой.
Природа сама создает интересные натуральные переходы на древесине, любопытные трещинки и естественные детали в виде забавных веточек.
Каждый такой рисунок уникален, именно поэтому создавать имитацию под дерево из полимерной глины не так сложно, как кажется на первый взгляд.
Главное при создании изделий придерживаться следующих условий:
- Стоит выбирать цветовую гамму, приближенную к натуральным оттенкам деревьев;
- С осторожностью соблюдать баланс темных и светлых оттенков, поскольку если не правильно их смешать, то темные цвета забьют светлые;
- При изготовлении светлого дерева темные оттенки лучше не употреблять;
- Перед созданием изделия необходимо несколько раз поэкспериментировать для создания идеального оттенка;
- При изготовлении поделки со стыками, пласты заготовки должны быть тонкими;
- При создании поделки без стыков, пласты заготовки нужно делать толстыми;
- Делать текстуру деревца можно с помощью различных инструментов, таких как зубочистки, иглы, ножницы, щетки и прочие острые предметы.
При соблюдении этих условий имитация будет прекрасной, будь то дуб, липа или даже эвкалипт. Все что останется сделать, это нанести акриловую краску и залакировать изделие.
Филигранная техника
Старинная ювелирная техника создания ажурного плетения или узора появилась еще в Древнем Египте, была подхвачена в Греции, но особую роль приобрела в русских украшениях «скань».
Свое основное название «филигрань» она получила от двух слов: нить и зерно, поскольку тонкие ювелирные спайки переплетались между собой в необычайно красивый узор.
Мастера полимерной глины обратили внимание на филигранную технику и воссоздали невероятно красивые изделия, заменяя ими ювелирные украшения. Броши, кулоны, кольца и сережки чего только не делают из скани.
В целом, филигрань из полимерной глины – это невероятно кропотливая работа, которая требует определенного опыта и сноровки. Поэтому начинающие работать с данной техникой должны внимательно отнестись к следующим моментам:
- Пластику важно раскатывать в тонкие колбаски и маленькие шарики, чтобы узор был миниатюрным;
- Следует делать акценты на деталях с помощью мелких шариков;
- Цвет филиграни нужно имитировать при помощи металлической пудры;
- Цвет основы изделия должен быть темным, а цвет узора – более светлым;
- Заготовки необходимо скручивать ровными по размеру. Иначе кривизна изделия будет бросаться в глаза;
- Обжиг необходимо осуществлять поэтапно.
Полимерная глина техника филигрань с учетом этих моментов будет выглядеть аккуратной и всегда прекрасной.
Миллефиори или кэнинг
Техника миллефиори или тысячи цветов появилась в старину у итальянских стеклодувов. Мастера работы по стеклу формировали одинаковый узор по всей длине вытянутого цилиндра. Затем тонкие трубочки соединяли между собой, обрезали до нужной длины и вновь обжигали. Получившиеся изделия выходили невероятно интересными и имели цветочную форму.
В полимерной глине миллефиори впервые воспроизвела Эстер Олсон в 1981 году. Ее идея была подхвачена другими мастерами, и техника стала одной из основных в мире.
При этом более распространенное название тонкие трубочки, с рисунком внутри, получили в Англии и звучали как cane, по-русски «трость». Отсюда и термин техники – кэнинг (caning).
В миллефиори или кэнинге стали выполнять не только цветы, но и бабочек, конфеты, листочки деревьев, овощи, фрукты и другие авторские узоры. При этом лепка в данной технике совсем не сложна. А как ее выполнить можно посмотреть на видео:
Калейдоскоп
Техника калейдоскоп – это самостоятельное продолжение техники кэнинг. Однако основные отличия состоят в следующем:
- Трость ужимается не только в цилиндр, но и в другие геометрические формы, например, квадрат и прямоугольник;
- Создается рисунок-мозаика с симметричными элементами.
В целом изображение калейдоскопа напоминает картинку, который дети рассматривают в оптическом приборе-игрушке. В нем отображается не только обычное смешение цветов, но и градиент, и необычные переливы оттенков.
Поэтому калейдоскоп из полимерной глины используется при изготовлении различных поделок. К самым распространенным относятся:
- браслеты;
- броши;
- кольца;
- крупные кулоны;
- объемные серьги;
- подставки и посуда;
- декоративные изделия для интерьера.
При этом даже остатки материала после работы в этой технике можно использовать. К примеру, из обрезков вполне реально слепить круглые или продолговатые бусины или кулон-капельку.
Поталь
Нанесение бронзы, золота или серебра на поверхность любого декорируемого предмета особо его выделяет из ряда аналогичных ему изделий. При этом широкую известность приобрел для такого декорирования материал, именуемый поталью.
В различных направлениях искусства поталь давно уже используется, поэтому и мастера полимерной глины не смогли пройти мимо этого материала.
Поталь в виде тонкого металлического листа накладывается на полимерную глину, а затем прокатывается через паста-машину с целью закрепления и создания двух видов эффекта:
- Эффекта растрескивания – поверхность изделия подвергается мелким трещинкам и напоминает старину;
- Светящегося эффекта – поделка начинает интересно играть в отблесках света.
Кроме этого способа закрепить поталь можно и по-другому на готовое изделие. Касаемо поделок из холодного фарфора, то нанесение материала возможно при помощи:
- клеевых смесей водных и спиртовых;
- масляно-клеевых основ;
- эпоксидных смол.
При этих видах нанесения потали важно хорошо подготовить поверхность, чтобы она была ровной и чистой.
В любом случае, какой бы способ нанесения не был бы выбран, его легко исполнить. Готовые изделия с поталью красиво светятся и вызывают к себе большой интерес.
Избранные мастер-классы в техниках полимерной глины
Итак, рассмотрев техники полимерной глины, можно выбрать для себя ту, которая больше всего интересна.
А помочь с выбором для новичков могут следующие мастер-классы на видео:
Красить полимерную глину – занятие, целесообразность которого новички могут назвать спорной. Ведь можно купить в магазине сразу готовую глину нужного цвета, но это не всем подходит. Во-первых, оттенков не бесконечное множество, а условных пара десятков. Во-вторых, творческий процесс – это максимальное включение в самостоятельность на каждом его этапе. Наконец, красить глину еще и очень интересно.
Требования к материалу
Красители, которые используются для термопластика (это второе название полимерной глины), должны соответствовать требованиям светостойкости. И на упаковке этот параметр хорошо просматривается: для полимерной глины нужны краски с двумя или тремя звездочками.
На какую еще маркировку можно обращать внимание:
- черный квадрат или наполовину закрашенный квадрат – поможет избавиться от прозрачной основы;
- белый квадрат – способствует созданию эффекта холодного фарфора;
- перечеркнутый белый квадрат поможет создать эффект полупрозрачности.
Работая с термопластиком, мастеру предстоит учесть, что основа отлично поглощает красители. Это повлияет и на цвет готового изделия, и на расход материалов. Например, если надо создать пастельные тона, краску наносят по минимуму. А по мере увеличения красителя цвет глины становится все насыщеннее.
А если изделие предстоит окрасить еще и в несколько оттенков, желательно приобретать красители одного производителя, потому что их характеристики должны быть одинаковы. Ведь каждый состав будет иметь плотность цвета примерно одну и ту же.
Если краска приобретена, останется только подготовить палитру, кисти, емкость с водой, губку, салфетки или бумагу. Ну и грунтовку, которая поможет краске лучше лечь на термопластик.
Хочется отметить, что натуральные красители, конечно, предпочтительнее. И многие используют, в том числе, растительные краситель и гуашь, стараясь сделать процесс менее токсичным. А токсичность действительно присутствует в этом творческом процессе. В основе полимерной глины лежит поливинилхлорид, не особенно опасный сам по себе материал. Но если запекание проводится с технологическими нарушениями, и температура запекания превышена, из материала начнут выделяться канцерогенные вещества. Рекомендованный термоинтервал – 110-130 градусов.
Виды подходящих красок
Их много, у каждого свои плюсы и минусы, а еще нужно учитывать личные предпочтения мастера. Кому-то, может быть, удобно работать с аэрозолями, а другому лучше акрила красок не найти.
Акриловая
Наверное, у этого красителя самая широкая сфера применения. Качественные художественные акриловые краски – вот что нужно. И лучше брать их для работы с глиной, которую нет необходимости запекать. А еще акриловая краска темнеет после высыхания, что нужно учитывать заранее. И перед тем как приступить к основной работе с краской, лучше потренироваться на бумаге. Нужно посмотреть, какой цвет получится в итоге, как долго будет высыхать краситель и т. д. Да, высыхает акрил очень быстро, и это главный минус этой краски. Но и здесь есть выход.
Можно использовать специальный замедлитель высыхания, это средство может продаваться сразу с красками или отдельно от них. Можно сделать иначе: использовать на палитре немного пигмента, чтобы сэкономить быстро высыхающий материал.
Чтобы приготовить много цвета, следует использовать баночки, которые закрываются, и краски внутри не высыхают.
Масляная
Масляные краски оптимальны как состав для любого вида полимерной глины. Конечно, нелишним будет почитать отзывы о краске, посмотреть, какая именно у нее основа, оценить результаты тестирования. Например, немного масляной краски нанести на фрагмент глины (запеченной) и дать материалу просохнуть. Если краска не липкая через месяц после нанесения, тест пройден. Само собой, месяц – это многовато, для срочной работы такие тесты не годятся, но на перспективу, почему бы не провести эксперимент.
Почему же при качественной альтернативе в виде акриловой краски, люди все равно обращаются к масляной – потому что она помогает создавать уникальные детали, по-настоящему рисовать на фигурках.
Масляная краска помогает:
- даже с совсем малым количеством состава изготовить нежнейшие изделия пастельных тонов – точнее, помочь нейтральной глине стать изысканно пастельной;
- с помощью ткани либо просто спонжа создать эффект старинной поверхности на термопластике – нужно просто нанести краску на изделие, а потом тканью большую ее часть снять;
- сделать изделие с драгоценными камнями – да, и такая имитация тоже возможна;
- получить эффект мрамора, для чего сначала краситель смешивают с глиной, то есть добавлять его надо до запекания.
Ну, а минус тот же, что и у акриловой краски, – время высыхания. И если акрил сохнет очень быстро, то масляная краска может высыхать месяцами, вплоть до полугода.
Чернила
Специальные цветные чернила – вот чем еще можно раскрасить термопластик. Ассортимент таких чернил широк, потому изделие реально покрасить и в прозрачный цвет, и в полупрозрачный. Можно на деталях нарисовать полноценные рисунки, можно затонировать детали, можно создать тот же эффект мрамора. А еще при использовании таких чернил стоит протестировать их – все как с акриловыми и масляными красками. Конкретно нужно изучить свойства, правила применения, время высыхания, а также контакт с термопластиком.
Здесь ориентироваться нужно на отзывы, ну и для тех, кто посмелее, – на эксперименты.
Аэрозоли
Многие считают, что окрашивать глину с помощью аэрозолей проще всего. Но это не совсем так. Да, аэрозоли помогают покрасить термопластик в любой цвет быстро и качественно, да и переходы будут максимально деликатные. Только до использования аэрозоля нужно отполировать глину, покрыть ее акриловой базой. Да, есть у этой краски существенный недостаток – она дорого стоит. Потому и пользуются ею только профи. А еще нужно уметь работать с ней, иметь навык. Для новичков этот будет сложно, очень дорогой и не всегда удачный эксперимент.
Пудра, мелки и карандаши
Например, на термопластике нужно создать эффект металлик. Или какие-то элементы окрасить дополнительно, выделить, расставить акценты – в этом и помогают мелки и пудра. Перламутровая пудра схожа со своим косметическим аналогом: она придает изделию сияние и блеск. Краситель, состоящий из пудры, можно смешивать с той же акриловой или масляной краской. А еще пудра полезна тем, что для работы ее нужно совсем немного: за счет малого количества красителя (экономно) тем не менее можно серьезно преобразить работу.
И так не только с пудрой: мелки и карандаши тоже имеют экономный расход. Но и работать с ними непросто, нужно подготовиться к кропотливой работе. Потому что сначала, например, надо измельчить материалы до состояния порошка. А карандаши задействуют, чтобы создать дополнительный рисунок на изделии.
Особенности окрашивания
Во-первых, нужно соблюдать все правила окрашивания, работы с составами. С глиной надо работать в перчатках, и краска тоже требует того же. После того как процесс взаимодействия с пластикой завершен, руки, столы, все используемые инструменты хорошенько моют. Если с руками все ясно, то не вовремя вымытый стол потом очистить непросто. Работать на пластиковых досках – не лучший вариант. А еще ни в коем случае нельзя составы, емкости, инструменты для полимерной глины (и в особенности для ее окрашивания) использовать для сторонних целей. Даже на условиях тщательной помывки.
Как работать с аэрозольными красками в домашних условиях:
- поверхность поделки вначале нуждается в шлифовке (полировке) и грунтовке;
- лучше наносить аэрозоль или на улице, или в помещении с хорошей вентиляцией;
- если работа ведется в помещении, температура там должна быть не ниже +10, но и не выше +20, если температурный режим нарушен, краска ляжет плохо;
- баллончик с аэрозолем перед применением нужно встряхнуть;
- состав следует распылять на расстоянии в 30 см от поделки, делать это надо ровно, движением «вверх-вниз»;
- больше трех слоев в покраске быть не должно – перед каждым новым слоем должен быть час на просушку.
Перчатки и респиратор в работе с краской в баллончике всегда присутствуют.
С акриловыми красками все еще интереснее, потому что их можно сделать самостоятельно. Смешать, к примеру, гуашь либо акварель с акриловым лаком, вот и готово.
А можно смешать акриловый лак с клеем ПВА: богатая палитра, как в предыдущем случае, исключена, но вот краска получится снежно-белая, качественная, очень прочная.
Как наносить краску на полимерную глину.
- Взять в руки готовое изделие (но еще не бывшее в духовке), начать раскрашивать по заранее намеченному плану/эскизу. Нужно постоянно готовить следующую краску, не заранее. И не забывать, что после запекания цвета потемнеют.
- Впрочем, можно красить изделие и после духовки, но сначала все равно надо отполировать его поверхность.
- Если решено создать на поверхности металлический эффект, можно смешать акриловый растворитель с перламутровой пудрой, нанести на изделие смесь, дать ей просохнуть, а потом зафиксировать результат лаком.
- Если приходится делать узор или рисунок на плоской поверхности, очень выручает трафарет.
Мастера не советуют подкрашивать изделие однотонными оттенками. Потому что готовые работы утратят так свою привлекательную реалистичность. Тот же листочек на дереве совсем не равномерно зеленый, на нем можно увидеть разные оттенки цвета. Такая детализация невероятно украшает работу. А еще они же советуют не работать с цветом по вечерам или ранним утром. Совершенно не то ощущение, искажение восприятия при недостаточной освещенности может сыграть злую шутку: а вот с дневным светом цветовых промахов практически не случается.
И, конечно, можно экспериментировать с самой краской: смешивать цвета, от интенсивности присутствия каждого будет зависеть новый получаемый цвет. Для этого используются колористические таблицы или цветовой круг – они помогают понять, как и какие цвета смешивать, что и чему подходит.
Окрашивать можно глину запекаемую и самозатвердевающую, самодельную или приобретенную в магазине. А ведь помимо цвета можно экспериментировать с фактурой, орнаментом, узорами, рельефами, и для этого нужно только воображение и готовность идти у него на поводу. Это значит, что любые собственные идеи куда интереснее, чем готовые наборы для творчества, ограничивающие возможности мастера.
Бывает, смотришь на какую-нибудь брошку, фигурку или значок и думаешь, что хочется сделать что-то подобное своими руками. Но лепить из глины слишком хлопотно и сложно, а штампованные пластиковые аксессуары массового производства давно считаются дурным тоном. В этом случае выручит полимерная глина. Из этого удивительного материала вы сможете вылепить все что угодно: забавные фигурки любимых персонажей, украшения, необычный декор для интерьера и одежды, аксессуары и многое-многое другое. После обработки полимерная глина становится очень твердой и напоминает пластик.
Что такое полимерная глина, и какой она бывает
Полимерная глина – это материал на основе поливинилхлорида. Своей пластичностью он напоминает пластилин, а после застывания становится очень твердым, как пластик. Другие названия – термопластика, пластика. В зависимости от технических особенностей обработки и состава выделяют следующие виды полимерной глины.
Самоотвердевающая полимерная глина
Из названия ясно, что пластика отвердевает при нахождении на воздухе в течение нескольких часов. Именно поэтому такую глину хранят в герметичной упаковке. Выпускается нескольких разновидностей самоотвердевающей глины:
- тяжелая глина по своим свойствам сходна с природной. Для ее размягчения добавляют воду. После застывания края изделия могут крошиться, а его поверхность – пойти трещинками;
- легкая глина быстро раскатывается до тонкого пласта и хорошо тянется;
- холодный фарфор белого цвета очень пластичный, его можно окрасить в различные оттенки;
- жидкая самоотвердевающая глина представляет собой густой белый или полупрозрачный гель, который нужен для создания одежды на глиняных фигурах. Лоскут ткани пропитывают жидкой глиной и формируют на фигурке нужные предметы одежды. После застывания она принимает твердость пластика.
Плюсы самоотвердевающей глины:
- если вы передумали и решили внести изменения в работу, то это можно сделать в течение нескольких часов, пока она застывает;
- поверхность изделия легко очищается от прилипших соринок в любой момент;
- размягчить пластику можно обычной водой;
- подходит для лепки крупных элементов.
Недостатком самоотвердевающей глины является ее свойство при высыхании слегка бледнеть, то есть цвет изделия меняется. Кроме того, она не подходит для мелких деталей.
Запекаемая полимерная глина
Запекаемая глина отвердевает при высокой температуре, более 100°C, поэтому для финишной обработки потребуется хорошая духовка. Изделие получается очень прочным, с ровной плотной поверхностью.
Плюсы:
- можно покрасить в любой цвет, краска отлично наносится и крепко держится;
- при высыхании цветная глина сохраняет сочность красок;
- подходит для лепки мелких и сложных элементов.
К недостаткам относят ее свойство отвердевания, при этом мелкие недочеты в работе исправить уже нельзя. На запекаемую глину легко садятся соринки и пыль, поэтому лепить можно только в перчатках и на чистой рабочей поверхности.
Инструменты и материалы
Для комфортной и продуктивной работы с полимерной глиной необходимо обзавестись некоторыми специальными инструментами, которые станут вашими верными помощниками на разных этапах.
Для лепки и декора
Например, для изготовления самой фигурки и ее украшения потребуются:
- силиконовая подложка с разметкой, которая служит и трафаретом для создания одинаковых элементов нужной формы, и помогает защитить стол от частичек глины и порезов. Если подложка жароустойчивая, то на ней можно запекать изделие;
- набор стеков. Ими вы будете выравнивать поверхность изделия, соединять детали, наносить узоры и выполнять многие другие манипуляции, где нужна точность движений;
- лезвия для резки глины, их может заменить прочный острый канцелярский нож;
- акриловая скалка для раскатывания пластов глины, не прилипающих к ее поверхности. Благодаря этому они получаются ровными и гладкими. Кроме того, такая скалка помогает быстро смешать глину разных цветов и получить плавные переходы;
- экструдер. Он представляет собой шприц с набором насадок, как у одноименного кондитерского инструмента. Через него выдавливают колбаски глины нужной формы и размера;
- паста-машина сэкономит немало времени и поможет быстро сделать идеально ровный тонкий пласт глины;
- деревянные зубочистки, незаменимые для запекания бусин (сохраняют отверстие полым и ровным) и придания изделию нужной текстуры;
- формы для пластики. Они обычно продаются наборами, где есть самые популярные конфигурации. С их помощью вырезают различные фигурки из пласта для украшений, панно и других работ;
- штампы и текстурные листы используются для создания определенной текстуры;
- силиконовые молды – благодаря им можно быстро получить практически готовую деталь или создать любое количество одинаковых элементов, например, бусин.
Работать с формами, штампами, текстурными листами, молдами, совершенно несложно. Подготовьте пласт глины нужной толщины, прижмите к листу или молду, обрежьте стеком лишнее, если необходимо. Деталь готова. Во время лепки может потребоваться специальный размягчитель, который необходим для глины, которая произведена относительно давно и может крошиться в руках. Если полимерная глина свежая и липнет к пальцам, смочите ее водой.
Для запекания
Для запекаемой глины нужна духовка с точным регулятором температуры. Приготовьте и таймер: за временем придется следить очень внимательно.
Многие мастера советуют помещать подложку с фигурками в кулинарный рукав для запекания. Во время нагрева из глины испаряются пластификаторы, которые оседают на стенках духового шкафа. Так вы избавите себя от лишней уборки.
В качестве основы для запекания пластики часто используют пергамент или фольгу. Изделие не прилипает к ним и не подгорает. Если нужно запечь детали круглой формы, то из фольги делают подставку в виде буквы W. Бусины из нее не выкатятся и не сплющатся под собственным весом.
Для шлифовки
Если нужно снять шероховатость с поверхности «испеченного» изделия, то лучше всего использовать наждачную бумагу зернистостью 600, 800, 1000, 1250 или многостороннюю шлифовальную пилочку для ногтей.
Для сборки изделия
Если изделие состоит из деталей, соединенных проволокой или леской, потребуется набор из трех инструментов:
- плоскогубцы – для фурнитуры и проволочных соединений;
- кусачки – для резки лески и проволоки;
- круглогубцы – для скручивания проволоки;
Иногда для фурнитуры нужно проделать отверстие. В этом случае выручит машинка с набором минисверл. Кроме того, детали из пластики можно соединять в единое целое при помощи следующих видов клея:
- полимерный гель – это специальный жидкий клей для полимерной глины, который запекается в духовке;
- латексный клей на водной основе – хорош тем, что после полного высыхания становится прозрачным и практически незаметным;
- эпоксидный клей компаунд – применяется в украшениях, очень прочный и прозрачный;
- суперклей на основе цианакрилата – склеивает детали моментально, поэтому исправить ошибки, если вы что-то сделали не так, невозможно.
Для защиты готового изделия
С этой целью изделие покрывают специальными лаками для полимерной глины. Наилучшим образом для этого подойдет прозрачный полиуретаново-акриловый лак на водной основе, так как он быстро сохнет и образует плотное прочное покрытие.
Внимание! Лаки для ногтей и волос, а также обычный акриловый лак для изделий из пластики, использовать нельзя ни в коем случае!
Для нанесения лака приготовьте несколько кисточек разной толщины с синтетическим ворсом. Они понадобятся и для окрашивания глины и готовых скульптур.
Как обрабатывают запекаемую полимерную глину?
Если с самоотвердевающей глиной все понятно, то обработка запекаемой глины требует строгого соблюдения ряда правил и рекомендаций производителя. Большинство мастеров использует для обработки обычный духовой шкаф. Микроволновки для этого не подходят..
- Нагрейте духовку до 110-130°C, ориентируйтесь на инструкцию производителя глины.
- Поместите изделие на подложку (керамическую форму или противень, застеленные пергаментом, фольгой) и поставьте в духовку.
- Время запекания напрямую зависит от размеров изделия. Чем толще пласт глины, тем больше времени это займет – до 40 минут.
- Дайте изделию полностью остыть, не доставая его из духового шкафа.
Следите за временем и температурой, иначе ваша скульптура подгорит, пересохнет, потеряет форму или пойдет трещинами.
Именно поэтому некоторые мастера предпочитают варить термопластику в кипятке.
- Возьмите старую кастрюлю. Налейте в нее воды.
- Дайте воде покипеть несколько минут.
- На шумовке осторожно опустите фигурку в воду.
- Варите 3-4 минуты + 1 минуту на каждый миллиметр толщины. Если получится чуть дольше, ничего страшного.
- Выньте фигурку и остудите под проточной холодной водой.
Единственный минус этого способа заключается в том, что после остывания на фигурке образуется белый налет. Но он легко счищается наждачной бумагой. Кроме того, если вы предварительно склеили детали, то кипятить такую фигурку нельзя.
Внимание! После запекания тщательно вымойте духовку и только потом готовьте в ней. Кастрюлю, в которой вы варили глину, использовать для приготовления пищи НЕЛЬЗЯ.
Техники лепки
Существует множество разнообразных техник лепки, и здесь мы опишем самые популярные и наиболее подходящие для начинающих мастеров.
Соляная техника
Скатайте из глины бусины и обваляйте их в соли (подойдет любая), старательно вдавливая кристаллы. Запеките или сварите бусины. Затем опустите их в воду, чтобы кристаллы растворились. В результате получится красивая, как бы пузырчатая текстура, напоминающая губку или пемзу. Подробнее смотрите на видео
Миллефиори
Эту технику также называют тростью или колбаской. Это довольно сложная и кропотливая техника, но ваши старания обязательно будут вознаграждены отличным результатом. Нарежьте пласты нужных цветов, форм, толщины. Наложите их друг на друга в определенном порядке. Оберните получившийся батончик тонким пластом глины, сожмите и нарежьте ломтиками. На срезе вы увидите рисунок. Подробнее показано на видео
Акварельная техника
Возьмите три кусочка глины: основной цветной, базовый светлый и базовый темный (например, черный и белый, разные оттенки одного цвета). Положите их друг на друга в такой последовательности: цветной, светлый, темный и скатайте в одно целое, пока не образуются плавные акварельные переходы. Как все сделать правильно, показано здесь
Филигрань
Если вы решили создать имитацию этой легендарной ювелирной техники, пропустите глину через экструдер, чтобы получились тоненькие полоски, не более 1 мм толщиной. Из этих «ниточек» и их кусочков выложите узор на любой основе. Филигрань пошагово показана на этом видео:
Мокумеганег
Эта техника немного напоминает акварельную. Возьмите от 2 до 6 пластов глины, наложите друг на друга. Проштампуйте их, хорошенько надавливая, так, чтобы слои смешались друг с другом. Сделайте срез: на нем проявится необычный уникальный узор. Как все сделать правильно, показано вот здесь
Мы перечислили только основные техники, благодаря которым вы сможете создать свои первые украшения и фигурки, получая море удовольствия от творческого процесса.
С чего начать?
Для начала давайте попробуем слепить аленький цветочек.
- Возьмите кусочки глины трех цветов – красного, желтого и зеленого.
- Хорошенько разогрейте и разомните глину. Если крошится, используйте размягчитель. Следите, чтобы на поверхности глины не было воздушных пузырьков, она должна быть плотной и эластичной, как крутое тесто.
- Из зеленой глины скатайте колбаску и сверните ее капелькой. Это будет наш листочек.
- Острым концом зубочистки нарисуйте прожилки.
- Из красной глины скатайте несколько маленьких шариков.
- Придавите их так, чтобы получились круглые лепешки. Это будущие лепестки.
- Помогая лезвием канцелярского ножа, уложите заготовки в форме цветка. Их края должны чуточку заходить друг на друга.
- Из желтой пластики скатайте серединку цветка в виде приплюснутого шарика.
- Соедините все детали, чтобы получился цветок.
- Отправьте фигурку в духовку и запекайте согласно инструкции производителя.
- Остудите в духовке и достаньте.
- Теперь цветочек нужно отшлифовать наждачкой и покрыть лаком.
Готово!
Полезные советы новичкам
- Во время лепки берите ровно столько глины, сколько необходимо.
- Перед работой обязательно наденьте хозяйственные или медицинские перчатки, чтобы не оставлять на изделии отпечатки пальцев.
- Важная вещь для работы: большая упаковка влажных салфеток, ими вы будете протирать формы и инструменты, пласты глины перед работой.
- Всегда работайте в хорошо проветриваемом помещении, так как при испарении пластификаторов во время нагревания часто появляется резкий неприятный запах.
- Перед запеканием положите в духовку маленький кусочек глины на пробу, чтобы убедиться в правильном выборе температуры.
- Не ленитесь, разминайте глину как следует, иначе готовое изделие получится некрасивым и хрупким.
Можно ли детям работать с полимерной глиной?
Это нежелательно, так как в глине содержатся пластификаторы, которые детям вдыхать нельзя. По этой же причине работа с полимерной глиной не рекомендуется людям, склонным к аллергии.
Готовые изделия из пластики безопасны?
Да, после запекания фигурки полностью безопасны и нетоксичны. Их можно спокойно давать играть детям и носить в соприкосновении с кожей.
Как хранить глину в открытом пакете, чтобы она не засохла?
Куски глины следует хранить в холодильнике, плотно завернутыми в пищевую пленку. Так она дольше сохранит свои свойства.
Чем покрасить фигурку из полимерной глины?
Цветные кусочки пластики отлично смешиваются между собой, образуя новые оттенки и плавные цветовые переходы. Если у вас белая глина, ее можно окрасить в любой оттенок с помощью акриловых красок, гуаши, пастели, специальной цветной пудры. Масляные краски лучше не использовать, так как они очень долго сохнут. Как придать пластике желаемый цвет, вы можете увидеть здесь
Идеи для творчества и мастер-классы
Если вы не знаете, что слепить, советуем внимательно изучить мастер-классы и создать свои первые работы, опираясь именно на них. Специально для вас мы подобрали несколько интересных творческих идей:
- необычные сережки
- очень красивый кулон
- бусины для роскошного браслета или ожерелья
- милый котенок
- очаровательная собачка
- персонаж из популярного мультфильма
- миниатюрные продукты и вещи для румбокса
Главное, не бойтесь экспериментировать! Желаем творческих успехов!