Применение лакокрасочных материалов довольно широкое и разнообразное. Современные технологии химической промышленности позволяют внедрять их всё в новые и новые всевозможные области, отрасли и производства. Разработка передовых видов средств, использующихся для покрытия поверхностей, носит специализированный характер. То есть определенное назначение краски требует наличия у нее необходимых для этого свойств. Это увеличивает эффективность продукции, позволяя сократить потребляемые объемы на одном и том же участке в результате повышения качественного уровня материалов и их долговечности.
Для чего нужна светящаяся разметка?
Далеко не на каждой дороге сегодня можно увидеть светящуюся маркировку. Обычно это решение применяют на наиболее оживленных автомобильных магистралях.
Преимущества такой разметки:
- Повышение безопасности — специальная краска отражает свет фар, благодаря чему сводится к минимуму риск ДТП. Также водители могут заранее увидеть дорожные знаки в условиях недостаточного освещения в тёмное время суток.
- Более простое ориентирование на дороге в любое время суток.
Светящиеся дорожные линии
Разметка, которая имеет свойства свечения, встречается не везде, но она является обязательной для магистральных дорог и дорог с плотным движением.
Такая разметка отражает автомобильный свет фар и нужна для предотвращения дорожно – транспортных происшествий. Кроме того, человек за рулём ориентируется в темноте, а красящее светоотражающее средство поможет увидеть знаки, нарисованные на асфальте.
Основные требования к применяемым краскам
Специалисты наносят дорожную разметку в тёплое время года в соответствии с ГОСТ Р51256. Помимо отражения света используемые краски должны обладать определенными характеристиками:
- минимальный расход материала;
- устойчивость к температурным колебаниям;
- устойчивость к механическим повреждениям и эксплуатационному износу;
- быстрое высыхание (в большинстве случаев при температуре воздуха около +20°С краска застывает через 5 минут);
- устойчивость к воздействию влаги;
- удобство в нанесении (обычно используется краскопульт и специальный трафарет, что существенно ускоряет процесс и способствует экономичному расходу краски со светоотражающими свойствами);
- обеспечение хорошего сцепления автомобильных покрышек с покрытием дороги.
Необходимо чтобы используемая краска имела яркий цвет, благодаря чему её можно без каких-либо трудностей увидеть даже в тёмное время суток и в неблагоприятных погодных условиях.
Какие требования предъявляются к дорожным краскам
Нанесение разметочной линии регламентируется ГОСТ Р 51256. Все работы по окрашиванию проводятся летом.
Краска, которой покрывают части дороги, должна:
- обладать отражающими свойствами по отношению к фарам;
- иметь свойство быстрого засыхания. Хорошие красящие средства засыхают в течение пяти минут после покрытия при температуре двадцать градусов по Цельсию;
- экономично расходоваться;
- быть износоустойчивой;
- быть удобной в нанесении. Как правило, применяют способ аэрозоля и используют трафарет. Аэрозольный метод снижает расходование краски и ускоряет рабочий процесс;
- сохранять адгезивные свойства шинного материала и дорожного покрытия;
- быть яркой с целью ее видимости при плохой погоде или во время ночной езды.
Акриловые
Производители выпускают составы на основе акрила в виде концентрата, поэтому перед применением их необходимо разводить водой с целью достижения подходящей густоты. Эти краски отличаются легкостью в использовании, они могут также продаваться уже готовыми к применению в виде аэрозоля.
Нанесение акриловых красок возможно разными методами, но обычно применяют аэрозольное напыление. Наносить подобные составы можно не лишь на асфальт, но также на бетон и нефтебитумное покрытие.
Применять водно-дисперсионные краски рекомендуется в тёплую погоду при условии отсутствия осадков, так как контакт с водой после нанесения обычно приводит к тому, что краску просто смоёт с покрытия дороги.
Продолжительность застывания полиакриловой краски составляет около 30 минут.
Особенности выбора красителя
Эмали для нанесения разметочных линий отличаются химической формулой и техническими характеристиками.
Краска, используемая для нанесения разметки на дорогах и пешеходных переходах, должна быть подобрана согласно температурному режиму в городе.
При выборе краски для каждого региона следует учитывать несколько факторов:
- климат и погодные условия;
- интенсивность автомобильного движения;
- физико-химические свойства дорожного покрытия, магистральных конструкций и сооружений;
- необходимость нанесения цветной маркировки (желтой, красной, оранжевой, черной).
Для дорожной разметки используют одно- или двухкомпонентные смеси, краски на основе акрила или алкидных смол. Все материалы имеют сложный состав, в котором присутствуют красящие пигменты, пленкообразователи и другие добавки. Большинство эмалей выпускается в базовом белом цвете, но есть и в другом цветовом исполнении.
На основе акрила
Лакокрасочные материалы на основе полиакрилатов выпускаются в форме концентрированной суспензии, которую перед применением можно развести водой или специальными растворителями. Существуют также краски в аэрозольных баллончиках – они готовы к применению без какой-либо предварительной подготовки, легко наносятся и экономно расходуются.
Акриловыми красками можно окрашивать бетонные, асфальтовые и нефтебитумные покрытия. Работы нужно проводить только в сухую погоду: пока свежая разметка полностью не высохнет, она легко смывается дождевой водой.
На основе алкидных смол
Каучук-резиновые компоненты, входящие в состав алкидных эмалей, обеспечивают хорошую адгезию дорожной маркировки с любым типом поверхности и высокую износостойкость. Краски этой группы лучше других подходят для скоростных автомагистралей с интенсивным движением.
Однако материалы на основе алкидных смол нельзя наносить аэрозольным способом, что не всегда удобно в условиях постоянного движения большого количества транспортных средств.
Эмаль АК-511 используется для нанесения разметки на аэродромах, стоянках, а также дорогах общего пользования и федеральных трассах.
Другие варианты
Для обозначения разметочных линий могут применяться флуоресцентные или светящиеся эмали. Они представляют собой суспензию, состоящую из люминофорных пигментов, раствора акриловых смол, функциональных добавок и наполнителей. Светящиеся краски можно наносить на проезжие части дорог, аэродромы и другие покрытия из асфальтобитумных и цементных смесей.
Двухкомпонентные
Краски обладают отличной адгезией, высокой износостойкостью, долговечностью, экономным расходом. Двухкомпонентными составами можно окрашивать любые виды дорожных покрытий и конструкций, используя при этом разные способы ручного или автоматизированного рисования.
После высыхания материал образует прочную пленку, которой не страшны колеса самосвалов, тракторные гусеницы, ковши и отбрасыватели снегоуборочной техники. При необходимости создания светоотражающей маркировки в двухкомпонентные краски можно добавлять стеклошарики или кварцевый песок.
Алкидные
В основе алкидных красящих составов лежит каучуково-резиновый компонент. Такие краски вышли на рынок сравнительно недавно, они отличаются хорошей адгезией и продолжительным сроком службы. Красители такого типа хорошо подходят для скоростных магистралей. Расход материала на 1 м2 зависит от особенностей покрытия. Алкидные краски не наносят аэрозольным способом.
Прочие эмали, в составе которых присутствует порошок со светоотражающими свойствами, могут применяться на дорогах с невысокой интенсивностью движения и там, где ранее уже нанесли соответствующую маркировку.
Использовать на оживлённых дорогах нежелательно, так как светящиеся элементы обычно неравномерно распределяются по поверхности.
Краска для нанесения дорожной разметки
Вещества для асфальтовых поверхностей условно делят на две категории:
- Используемые в большинстве случаев. Среди них специализированные краски, характеризующиеся особой устойчивостью, группа пластиков. Большая роль отводится именно краскам и термопластикам.
- Применяемые в отдельных ситуациях. Это брусчатка (из клинкера или керамики), крошка (из фарфора), бетон (из цемента, асфальта или полимера), кнопки (из металла) и отдельные блоки.
ЛКМ для дорожного полотна – это многокомпонентные смеси. В их составе от 4 и более составляющих: пигменты, полимеры, добавки, наполнители. Самый важный элемент, определяющий качество разметки, её долговечность, — это полимер.
Качественный показатель нарисованных линий зависит также от технологии нанесения краски. Бывает два способа: холодный и горячий. Некоторые красочные материалы могут наноситься только определенным образом. Первый метод позволяет не обновлять покрытие до двух лет. Второй часто применяется на дорожных объектах с повышенным скоростным режимом (трассах и автострадах). Есть еще одна довольно распространенная группа продуктов, обеспечивающих светоотражение.
Двухкомпонентные
Такие краски — это одна из наиболее современных разработок. В составе эмали нет растворителя, а содержание отражающего компонента является более высоким, по сравнению с другими составами.
Краски данной категории отличаются высокой адгезией и прочностью. Повредить разметку, нанесённую таким составом, не способны даже снегоуборочные машины. Применять двухкомпонентные составы можно на различных видах дорожного покрытия.
Наносить краску можно традиционными аэрозолями либо с использованием рисовальной специализированной техники. На каждый 1 м2 покрытия расходуется не более 500 г состава. Может применяться для нанесения разметки на аэродромах.
Техника для нанесения маркировки
Когда речь идет о нанесении дорожной разметки на большие площади, стоит отдать предпочтение механизированному способу. Существует целый ряд специальных машин, предназначенных для этого. Благодаря их использованию повышается уровень качества, а также правильности оформления линий.
Маркировочная автомобильная техника должна включать в себя следующие элементы:
- технологические узлы;
- датчики контроля температурного режима;
- приборы для нанесения различных по размеру линий и распыления других компонентов;
- распылительные форсунки;
- регулировщик давления в ёмкости с материалами.
Россия такое оборудование обычно закупает у заграничных поставщиков, которые уделяют вопросам разработки специализированной техники для нанесения дорожной разметки более пристальное внимание.
Методика нанесения
Дорожная разметка может наноситься с помощью двух технологий. Выбор методики осуществляется с учетом агрегатного состояния используемого состава.
Холодный вариант. Данную методику используют при нанесении разметки водно-дисперсными красками, а также составами, в основе которых лежат холодные пластики и натуральные растворители. Технологию применяют для нанесения маркировки на покрытиях, которые подвержены сильному износу, к примеру, в эту категорию попадают пешеходные переходы. Разметка служит около 24 месяцев. При максимальной интенсивности движения применяют горячую технологию.
Горячий метод используется при работе с термопластиками и специальными жёлтыми лентами, которые крепятся к полотну дороги с помощью клеевого состава и газовой горелки. Для успешного выполнения работ температура воздуха должна находиться в пределах от +5 до +35°С.
Технические требования к материалам для дорожной разметки
Таблица 1. Координаты цветности высушенной пленки красок (эмалей), отвердевших термопластиков и холодных пластиков должны соответствовать таким значениям.
Цвет | Обозначение координат цветности | Координаты угловых точек цветовых областей | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Белый | 0,355 0,355 | 0,305 0,305 | 0,285 0,325 | 0,335 0,375 | |
Желтый | 0,443 0,399 | 0,545 0,455 | 0,465 0,535 | 0,389 0,431 | |
Оранжевый | 0,506 0,404 | 0,570 0,429 | 0,610 0,390 | 0,585 0,375 | |
Черный | 0,260 0,310 | 0,345 0,395 | 0,385 0,355 | 0,300 0,270 | |
Синий | 0,070 0,200 | 0,208 0,272 | 0,225 0,228 | 0,115 0,083 | |
Примечание – координаты цветности не нормируются для красного цвета. |
Таблица 2.Коэффициент яркости высушенной пленки красок (эмалей),отвердевших термопластиков и холодных пластиков должен соответствовать таким значениям.
Цвет | Класс разметочного материала | Коэффициент яркости bv, %, не менее | |
Белый | В7 В6 | 80 70 | |
Желтый | В4 В3 | 50 40 | |
Оранжевый | В3 В2 | 40 30 | |
Черный | В0 | Не нормируется | |
Синий | В0 | Не нормируется | |
Красный | В0 | Не нормируется |
Таблица 3. Плотность материалов для дорожной разметки должна соответствовать таким значениям.
Материал | Плотность, г/см3, не менее |
Краска (эмаль) | 1,5 |
Термопластик | 1,9 |
Холодный пластик | 1,8 |
Спрей-пластик | 1,7 |
Таблица 4. Условная вязкость красок (эмалей) должна соответствовать значениям,с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.
Класс разметочного материала | Условная вязкость, с |
УВ2 УВ1 | От 120 до 180 включительно Не менее 80 |
Таблица 5. Степень перетира красок (эмалей) должна соответствовать значениям, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.
Класс разметочного материала | Степень перетира, мкм |
СП2 СП1 | Менее 50 От 50 до 70 включительно |
Таблица 6. Массовая доля нелетучих веществ красок (эмалей) должна соответствовать значениям, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.
Класс разметочного материала | Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее |
НВ2 НВ1 | 75 70 |
Эмаль «АК-511» (дорожная краска)
Данный состав применяют для разметки проезжей части и улиц в условиях умеренно-континентального климата. Материал содержит различные наполнители, красители и модифицирующие компоненты. Краска соответствует требованиям ГОСТ Р52575-2006, регламентирующего использование материала для применения на дорогах общего пользования.
«АК-511» быстро сохнет, обладает высокой светоустойчивостью и хорошими показателями яркости, благодаря чему разметка заметна при разном освещении. Эмаль устойчива к износу, воздействию химических веществ и влаги, а также отличается высокими адгезионными показателями.
Для достижения максимального светоотражающего эффекта в «АК-511» можно добавлять специальные стеклошарики. Материал наносят на предварительно подготовленное, сухое и чистое покрытие. Может применяться разбавитель. Для того чтобы разметка могла лучше отражать свет, поверх маркировки дополнительно наносится специальный состав. У этого решения есть немало достоинств:
- соответствие требованиям ГОСТ Р52575-2006;
- оперативность нанесения;
- повышенная стойкость к негативному воздействию внешних факторов;
- улучшение функциональных характеристик разметки.
Если наносить краску слоем толщиной 2,5 мм, на каждый «квадрат» уходит от 3,5 до 4 кг материала.
Материалы для разметки дорог
См. также: Стандарты дорожной разметки
Дорожная разметка проезжей части стала необходимым и привычным элементом дизайна автомобильных дорог.
Являясь важным средством организации, упорядочения движения транспортных потоков, она позволяет без больших финансовых затрат увеличить скорость движения автомобилей и пропускную способность дороги. Качественная разметка дорог помогает также более чем на 20 % уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Такие важные материалы, как краски для дорожной разметки, играют очень важную роль в обеспечении процесса дорожного строительства и ремонта.
Основные сведения о дорожной разметке
Вид нанесенной разметки, т. е. местоположение, формы и размеры линий, фигур и надписей, а также цвет разметки устанавливаются ГОСТ 13508-74 «Разметка дорожная», ВСН 23-75 «Указания по разметке автомобильных дорог» и ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования».
Наиболее часто применяется дорожная разметка белого или желтого цвета, но в специальных случаях она может иметь и другой цвет, для этого существуют специальные дорожные лакокрасочные материалы.
Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Функциональная долговечность временной разметки ограничивается продолжительностью дорожно-строительных работ или других событий, потребовавших ее введения. (В соответствии с ГОСТ Р 51256-99 временная разметка должна быть оранжевого цвета и выполняться материалами, допускающими ее быстрое устранение.)
Эффективность работы разметки определяется ее хорошей видимостью в любое время суток, в любую погоду независимо от времени года и обеспечением необходимого сцепления с колесом автомобиля, т. е. состоянием разметки в течение всего срока функционирования, который, по зарубежным стандартам, должен быть не менее одного года.
Состояние разметки, ее долговечность определяются как свойствами материала, из которого она выполнена, так и условиями эксплуатации: интенсивностью движения, шириной проезжей части, наличием искривлений и разворотов на автодороге, назначением линий разметки (т. е. положением линий или рисунков разметки), а также климатическими условиями.
В настоящее время в России нет научно обоснованного нормативного документа, устанавливающего связь между условиями эксплуатации маркировочного материала и его качеством. Эти нормы есть в австрийском стандарте ONORM B 2440 «Разметки дорожных покрытий. Требования к материалу и его нанесению», в котором нормируется деление материалов на четыре класса в зависимости от группы их применения, связанной с назначением линий разметки и интенсивностью изнашиваемости.
Для определения группы применения уровень воздействия каждого из указанных выше факторов, оказывающих влияние на износ разметки, оценивается определенным количеством баллов.
Например, воздействие cреднесуточной интенсивности движения разделяется на три уровня:
- Менее 5000 авт/сут. — 1 балл;
- От 5000 до 10 000 авт/сут. — 2 балла;
- Более 10 000 авт/сут. — 3 балла.
Ширина проезжей части до 6 м и ширина полосы движения до 3 м — 3 балла;
соответственно, то же от 6 до 7,5 м и от 3 до 3,5 м — 1 балл;
выше 7,5 и 3,5 м — 0 баллов.
Краевые линии — 0 баллов, разметка мест парковки — 2 балла, разметка в секторе разворотов на пересечениях дорог — 3 балла, на искривлениях радиусом до 70 м и осевых линиях — 4 балла.
Линии поперечной разметки, проезд по которым осуществляется непостоянно — 5 баллов, постоянно — 10 баллов и т. д.
Суммируя баллы, получают 4 группы применения разметки:
- 1-я группа (наименьшая эксплуатационная нагрузка) — 1-4 балла;
- 2-я группа — 5-8 баллов;
- 3-я группа — 9-12 баллов;
- 4-я группа (наибольшая эксплуатационная нагрузка) — более 12 баллов.
Каждой группе должен соответствовать материал, обладающий оптимальными свойствами, обеспечивающими долговечность нанесенной разметки в течение определенного срока (т. е. относящийся к определенному классу). При этом устанавливается четыре класса для сроков функционирования разметки от 12 до 48 мес. Эти идеи заслуживают внимания и могут быть использованы в отечественной нормативно-технической документации.
Для набора статистических данных по изнашиваемости материалов с целью определения их класса проводятся испытания на стендовом оборудовании, моделирующем условия эксплуатации материалов на дороге. В качестве примера можно назвать кольцевой стенд СоюздорНИИ. По результатам, полученным при стендовых испытаниях, как будет показано ниже, рассчитывают долговечность разметки на автодороге. Поэтому необходимо, чтобы эти испытания были главной составной частью сертификационных испытаний всей краски для дорожной разметки на рынке России.
Общие понятия о маркировочных материалах
Для разметки применяют различные материалы: специальные устойчивые краски, термопластики, спрей-пластики, термопластичные ленты, холодные пластики, а в отдельных специальных случаях — керамическую и клинкерную брусчатку, фарфоровую крошку, штучные формы из белого полимеро- или цементобетона, цветного асфальтобетона, разметочные блоки и плиты, металлические кнопки и другие материалы. Однако наибольшую долю в общем объеме применяемых для этой цели материалов составляют краски и термопластики.
Маркировочные дорожные лакокрасочные материалы различаются не только по химическому составу, но также по технологиии нанесения и продолжительности службы разметки. Но именно химический состав определяет как технологию нанесения, так и долговечность разметки. Как правило, маркировочный материал — сложная система, содержащая от 4 до 6 и более компонентов, в числе которых — пигмент, наполнители, полимеры, пластификаторы, специальные добавки, растворители. Каждый из компонентов играет свою важную роль, но самым главным из них, определяющим устойчивость, прочность структуры и, в конечном счете, долговечность разметки, является полимер-связующее.
Современные пластики и краски для дорожной разметки являются высоконаполненными системами. По европейскому стандарту нормативом показателя «остаток сухого вещества» является величина не менее 75 % для красок и не менее 97 % для пластиков. Причем эти нормативы устанавливаются в разделе «Экологические требования», ограничивая выброс растворителей и других легколетучих органических веществ в атмосферу и одновременно решая вопросы качества материалов.
По технологии нанесения маркировочные материалы можно разделить на два класса. Это материалы, которые используют для нанесения дорожной разметки в холодном состоянии при температуре окружающего воздуха. К ним относятся краски и эмали на органических растворителях, водно-дисперсионные краски, холодные пластики. К числу материалов, которые наносят на покрытие автодороги горячим способом (используя расплавы, нагретые до температуры 180-220 °С), относятся термопластики, спрей-пластики, а также термопластичные ленты, приклеиваемые к асфальту с помощью газовой горелки. Температура воздуха и покрытия при нанесении разметки этими материалами должна быть в интервале 5-35 °С.
Краски и эмали применяют для вертикальной и горизонтальной разметки. В зависимости от состава и эксплуатационной нагрузки они могут обеспечить срок службы горизонтальной разметки от одного сезона до одного года. Большим преимуществом красок и эмалей является удобная и безопасная технология применения.
Холодные пластики используют для нанесения разметки в местах наибольшего износа (например, на пешеходных переходах). Они обеспечивают срок службы в течение 2-х и более лет.
Для повышения сроков службы разметки на автодорогах с высокой интенсивностью движения применяют материалы, предназначенные для нанесения дорожной разметки по горячей технологии.
Световозвращающие материалы
С точки зрения человека, сидящего за рулем автомобиля, самое главное свойство разметки — ее хорошая видимость и при ярком свете, и темной ночью, и под проливным дождем, и в пасмурную погоду, и при свете солнца, и при свете фар. Благодаря этому ее свойству удается сократить количество дорожно-транспортных происшествий в ночное время на 30 %.
Хорошая видимость достигается использованием в разметке дорог таких современных ЛКМ, как световозвращающие материалы. Один из таких материалов — светоотражающие стеклянные микрошарики (СМШ).
СМШ не применяются самостоятельно в качестве разметочного материала, а только в сочетании с ним для повышения видимости разметки, особенно в ночное время, дождливую и пасмурную погоду. Светоотражающее свойство СМШ основано на способности стеклянных микрошариков, которые находятся на поверхности материала разметки, преломлять свет, идущий от фар автомобиля, и отражать его под другим углом так, чтобы он попадал в глаза водителю.
Для достижения наибольшего эффекта стеклянные микрошарики должны быть абсолютно прозрачными и (в идеальном случае) не содержать пузырьков газа.
Существует три способа нанесения СМШ:
- Введением внутрь маркировочного материала в количестве 10-20 %;
- Посыпанием поверх свеженанесенной разметки в количестве 200-300 г/м2;
- Сочетанием этих двух способов одновременно.
Чтобы свет фар, преломленный шариком и отраженный от его внутренней поверхности, попал в наибольшем объеме в глаза водителю, шарик должен возвышаться над поверхностью разметки наполовину, а его поверхность должна быть свободна от маркировочного материала. В этом случае он тоже достаточно хорошо удерживается материалом разметки. Но если шарик выступает из слоя разметки более, чем наполовину, он легко будет сбит колесом автомобиля. А если шарик погружен в слой материала разметки более, чем наполовину, объем отраженного света уменьшается.
Толщина высохшего слоя краски в разметке составляет 150-300 мкм. Размер шариков должен быть соизмерим с этой величиной, поскольку для эффективного и длительного их действия шарики должны лежать хотя бы в два слоя. Исследованиями СоюздорНИИ установлено, что для краски наилучшими — и в отношении долговечности разметки, и в отношении световозвращения — являются СМШ размером 70-160 мкм.
Холодные пластики, термопластичные лакокрасочные материалы наносят обычно слоем 2-4 мм. Для них можно использовать шарики размером до 1 мм. В дождливую погоду, когда шарик покрыт пленкой воды, условия более благоприятны для световозвращения большими шариками. Подбирая гранулометрию используемых шариков, необходимо учитывать все эти факторы.
Погружение СМШ в материал разметки обеспечивается их большей по сравнению с материалом плотностью, необходимые светотехнические характеристики — показателем преломления используемого стекла. Чтобы прочно удерживаться в материале разметки, СМШ должны обладать хорошим сцеплением с ним. Для этого поверхность шариков обрабатывают специальными составами для придания им гидрофобных свойств.
Материалы для нанесения дорожной разметки холодным способом
Краски для разметки дорог на органических растворителях (новые разработки):
До конца 1990-х гг. эмаль ЭП-5155 была практически единственной отечественной эмалью для разметки дорог. Ее серийно выпускали три лакокрасочных завода — Загорский, Котовский и Ярославский завод ЛКМ. Острый дефицит разметочных красок в различных регионах России покрывался за счет использования красок и эмалей иного назначения. Однако большая часть используемых лакокрасочных материалов представляла собой дорогие импортные краски. И сегодня дорожники используют эмаль ЭП-5155 для нанесения временной разметки. Она обладает необходимым комплексом технологических и светотехнических характеристик, делающих ее пригодной для применения в качестве разметочного материала.
Основные недостатки эмали — высокое (до 60%) содержание растворителей и использование в ее рецептуре полимеров, не обеспечивающих эмали необходимой светостойкости и прочности, что обуславливает ее быстрое истирание в процессе эксплуатации разметки.
Наличие большого количества растворителей — еще один немаловажный минус, если учесть высокие требования по экологической безопасности, которые предъявляют к себе лакокрасочные материалы для дорожной разметки в последнее время.
С целью создания отечественной краски для разметки дорог, не уступающей по качеству импортным материалам, СоюздорНИИ был проведен анализ зарубежных стандартов (EN 1436, B 2440, TT-P-115F) на маркировочные материалы, изучены публикации о них, что сформулировали отношения к себе краски для разметки дорог с учетом условий эксплуатации их в России.
Были также проведены исследования различных отечественных материалов, в т. ч. ЭП-5155, НП-501, НП-520, КО-174, НЦ-132 и др., в которых в качестве связующих используются эпоксидная и нефтеполимерная смолы, нитроцеллюлоза, кремнийорганические и другие полимеры. Однако ни одна из них не удовлетворяла предъявленным требованиям.
Среди исследованных отечественных красок только в одной из них — НП-520 — содержание нелетучих веществ было более 70%. В остальных красках и эмалях их было не более 40%, т. е. они обладали теми же недостатками, что и эмаль ЭП-5155. Да и краска НП-520, несмотря на высокое содержание нелетучих веществ, имела низкую вязкость (20 с по ВЗ-4) и оказалась седиментационно-неустойчивой и недостаточно износостойкой. Поэтому СоюздорНИИ разработали новую отечественную краску для разметки дорог, не уступающую по качеству зарубежным краскам.
Краска водостойкая маркировочная дорожная (ВМД)
В основе концепции новой краски, которую предлагает сегодня производитель ЛКМ — использование в качестве связующих акриловых сополимеров отечественного производства при минимальном содержании органических растворителей.
Поскольку самым важным обобщающим показателем качества материалов для разметки дорог является срок их службы, были проведены исследования влияния акриловых полимеров отечественного производства на износостойкость краски.
Существующий метод испытания износостойкости лакокрасочных покрытий по ГОСТ 20811-75 не соответствует условиям эксплуатации разметки и не коррелирует с реальными сроками ее службы. Поэтому для оценки износостойкости краски в СоюздорНИИ был изготовлен лабораторный стенд, что позволило разработать методику, моделирующую условия эксплуатации разметки на дороге.
Изнашивание краски производится обрезиненными колесами подвижной колесной пары в присутствии абразива (люберецкого песка фракции 0-0,63 мм) и воды под нагрузкой 2 кгс/см2. Краску наносят на металлические пластинки, высушивают до постоянной массы, укрепляют на стенде и испытывают в течение 1 часа. Износ на истираемой площади оценивают путем взвешивания пластинок до испытания и после него.
Введение акриловых полимеров уменьшает износ краски в 2-10 раз, при этом вязкость остается в пределах рабочих значений 40-80 с. Кроме того, краска приобретает яркий белый цвет, а ее седиментационная устойчивость значительно повышается.
Для улучшения видимости разметки в ночное время внутрь краски непосредственно перед применением можно вводить (при постоянном перемешивании) световозвращающие стеклянные микрошарики (СМШ) размером 70-160 мкм, а также наносить их на поверхность свеженанесенной разметки.
Краска ВМД наносится как до начала эксплуатации асфальтобетонного покрытия, так и после открытия по нему движения транспортных средств. Массовое производство краски ВМД началось с 1998 г.
Разработка требований к маркировочным материалам и серийный выпуск краски ВМД дали определенный толчок к созданию и запуску в производство новых российских красок для разметки дорог на органических растворителях.
В 1999-2001 гг. в СоюздорНИИ на испытания были представлены краски из разных регионов России, обладающие высокими технологическими и эксплуатационными характеристиками. При небольших различиях в свойствах это материалы одного высокого качественного уровня. Массовый выпуск этих материалов ожидается в ближайшем будущем. Расширение рынка материалов будет содействовать дальнейшему росту их качества, сделает эти материалы более дешевыми и доступными.
Некоторые из новых красок были участниками контрольно-полевых испытаний на автомагистралях Россия, Волга и Крым, организованных Росавтодором в 2000 г. Показанное ими на испытаниях качество не уступает уровню участвовавших в конкурсе зарубежных красок из Австрии, Германии, Франции, Финляндии, Чехии.
Водно-дисперсионные краски для разметки дорог
Важным преимуществом водно-дисперсионных красок для разметки дорог по сравнению с красками на органических растворителях является экологическая безопасность. Однако низкая эксплуатационная долговечность и длительное высыхание не удовлетворяют требованиям дорожно-эксплуатационной службы и не способствуют их широкому распространению. Улучшение этих характеристик поставило бы водно-дисперсионные краски вне конкуренции.
В последние годы появились водно-дисперсионные лакокрасочные материалы, удовлетворяющие требованиям дорожно-эксплуатационной службы для 1-й группы применения. Следует помнить: поскольку растворителем этих красок является вода, хранить их необходимо при температуре не ниже 0 °С.
Холодный пластик для разметки дорог
Горизонтальная разметка, нанесенная красками — даже теми, которые обладают высокой износостойкостью, — в климатических условиях России служит не более года.
Для повышения износостойкости до 2 и более лет при холодном способе нанесения разметки используют холодный пластик. Это двухкомпонентная система, в которой вторым компонентом является отвердитель, поставляемый отдельно. Он вводится в композицию непосредственно перед нанесением разметки.
Для нанесения разметки холодным пластиком необходимо оснащать маркировочные машины специальным узлом для смешивания композиции пластика с отвердителем и тщательно следить за тем, чтобы в нем не оставалось этой смеси. Чтобы избежать этого, часто ограничиваются теми видами работ, которые производятся вручную, например, нанесением стрелок или пешеходных переходов по трафарету мастерком, валиком либо волочильным ящиком — пластомаркером.
До последнего времени в России не было производства холодных пластиков. Но недавно было организовано производство холодного пластика для разметки дорог «Максидур» (ТУ 5772-003-45022134-97), который изготавливается на основе холодного пластика «Дегароуд» (Германия) с использованием отечественных и зарубежных компонентов. Он представляет собой дисперсию пигментов и наполнителей в метакриловой смоле с использованием в качестве отвердителя дибензоилпероксида в виде 50% порошка или пасты; обладает высокой атмосферостойкостью, долговечностью, стойкостью к истиранию, адгезионной прочностью.
Основные качественные характеристики «Максидура»:
- цвет — белый, плотность — 1,85 г/см3;
- белизна — не менее 85%;
- время отверждения — не более 30 мин.;
- расход материала при толщине покрытия 2-2,5 мм — 3,5-4 кг/м2;
- срок хранения — не менее 1 года в упаковке изготовителя (герметично закрытых металлических ведрах до 25 кг) в сухом, защищенном от света месте при температуре не ниже 5 °С.
Условия нанесения разметки: температура окружающей среды — 5-40 °С, относительная влажность воздуха — до 85%.
Для повышения видимости разметки в ночное время, дождливую и пасмурную погоду используют стеклянные микрошарики в количестве 200 г/м2.
Материалы для нанесения дорожной разметки горячим способом
Наряду с красками для дорожной разметки широкое распространение получили термопластичные лакокрасочные материалы. Их преимущество перед красками состоит в том, что толщина наносимого слоя увеличивается до 1,5 — 4,0 см, и поэтому срок службы разметки продлевается до нескольких лет.
Правда, при этом и стоимость работ по разметке увеличивается в 3 — 4 раза. Поэтому термопластичные материалы используют только в местах с очень высокой интенсивностью изнашивания, где применение красок было бы нецелесообразным, например, на дорогах с интенсивностью движения свыше 10 000 авт/сут. в крупных городах и на федеральных автомагистралях.
Преимущество этих материалов перед холодными пластиками состоит в полностью механизированном способе нанесения. Однако при работе с ними необходимо уделять большое внимание безупречной работе термометров, контролирующих температуру в котлах разметочных машин, т. к. превышение температуры сверх допустимой приводит к термодеструкции полимера и ухудшению качества термопластика.
Недавно в России появился ряд новых отечественных предприятий, выпускающих термопластики хорошего качества. По таким свойствам термопластиков, как «текучесть», «растекаемость», «плотность», «время твердения», «коэффициент яркости» и даже «истираемость» существенной разницы между отечественными и зарубежными термопластиками нет. Однако по таким свойствам как «водопоглощение», «температура размягчения» и «адгезия на сдвиг» имеется существенное различие.
Водопоглощение зарубежных термопластиков составляет тысячные доли процентов, тогда как отечественных —десятые доли процентов. Температура размягчения зарубежных термопластиков свыше 90 °С, отечественных — 80-90 °С. Адгезия на сдвиг у зарубежных термопластиков составляет 40-48 кг/см2, у отечественных — 62-88 кг/см2.
Сочетание более высоких величин водопоглощения и адгезии с более низкой температурой размягчения, вероятно, и приводит к тому, что даже при низкой способности к истиранию (табл. 6 столбец 11) срок службы отечественных материалов меньше, чем у зарубежных термопластиков «Клиносол» (Швеция), «Нордскилт» (Норвегия) и «Синожет-Севр» (Франция), что подтвердили контрольно-полевые испытания разметочных материалов в 2000-2001 гг.
Особого внимания заслуживает зависимость между показателями «блеск» и «коэффициент сцепления». При величине блеска менее или равной 14 % коэффициент сцепления больше 0,3, т. е. соответствует нормативным требованиям. При величине блеска равной и свыше 17 % коэффициент сцепления меньше 0,3. Это необходимо учитывать при производстве термопластиков.
Маркировочные машины
Качество и дизайн дорожной разметки, а также правильность ее нанесения обеспечивают маркировочные (разметочные) машины.
Современные маркировочные машины, кроме основных технологических узлов, должны иметь приборы автоматического контроля температуры в емкости для разогрева термопластиков, устройства автоматического регулирования размеров наносимых линий, распыления таких светоотражающих наполнителей, как стеклянные шарики; создавать необходимое давление для нанесения высоковязких красок; иметь набор форсунок для их распыления.
Необходимы также ручные маркировщики для работы с небольшими объемами материалов и машины для работы с новыми типами материалов. Специальные машины нужны для работы с таким материалом, как двухкомпонентный холодный пластик.
В зарубежных исследовательских центрах системы разметки постоянно совершенствуются. Разрабатываются новые материалы и технологии их нанесения на дорогу c целью увеличения видимости разметки и прочности ее сцепления с колесом автомобиля в самых сложных погодных условиях. Одновременно для этих технологий разрабатываются машины. Многие зарубежные фирмы выпускают машины и материалы в комплексе.
На отечественный рынок дорожно-ремонтной продукции поступает большое количество материалов из Западной Европы, Азии, стран СНГ. Фирмы, которые их предлагают, это либо известные производители лакокрасочных материалов, либо специализированные фирмы, выпускающие различные краски для дорожной разметки, (а часто и оборудование для их нанесения), либо предприятия, которые сами ведут работы по разметке автодорог, либо имеют собственные современные исследовательские центры для совершенствования материалов и технологий разметки дорожных покрытий.
Влияние климатических условий на износостойкость дорожных покрытий
Лакокрасочные материалы и пластики для разметки дорог испытывались на кольцевом стенде СоюздорНИИ и автодорогах в разных климатических условиях и в разные времена года. Испытания показали, что износостойкость этих материалов резко уменьшается при эксплуатации в условиях зимнего периода, причем особенно сильное понижение происходит при колебаниях от положительных температур к отрицательным и наоборот.
Износостойкость летом выше (у красок — в 2-18 раз, у пластиков — в 10-25 раз), чем в осенне-зимний период, хотя условия испытаний (использование влажного абразива и нагрузка) были одинаковыми. Следовательно, снижение износостойкости разметки зимой обусловлено главным образом низкими температурами, а также резкими переходами от положительных к отрицательным температурам и наоборот.
Износостойкость обуславливается рядом факторов:
- Структурно-реологическими и деформативными свойствами разметочного материала;
- Деформативными свойствами асфальтобетонного покрытия;
- Взаимодействием разметочного материала с материалом покрытия автодороги (адгезией к покрытию);
- Влиянием климатических условий, особенно воздействием переменных температур (от положительных к отрицательным и наоборот);
- Присутствием замерзающей и оттаивающей в порах материалов воды;
- Величиной эксплуатационной нагрузки.
Поскольку 2-й, 4-й и 6-й факторы при испытаниях были одинаковыми, полученные результаты, по-видимому, можно объяснить влиянием 1-го, 3-го и 5-го факторов.
Коэффициенты температурного расширения и сжатия (деформативные свойства) разметочных материалов, как и их износостойкость, определяются, главным образом, влиянием полимера-связующего в рецептуре материала, тогда как для асфальтобетона они зависят, в основном, от наполнителя. Поэтому деформативные свойства этих материалов всегда будут разными.
Очень прочное сцепление (высокая адгезия) между такими продуктами, как краски дорожной разметки и самим дорожным покрытием в условиях температурных колебаний из-за разницы в деформативных свойствах приводит к трещинам, нарушению сплошности и разрушению разметки.
Раньше считали, что чем выше адгезия разметочного материала к покрытию автодороги, тем долговечнее разметка. Поэтому отечественные производители стремились увеличить адгезию и достигли успехов. Однако сравнительные эксплуатационные испытания отечественных и зарубежных разметочных материалов показывают, что, например, «Клиносол» и «Синожет-Севр», адгезия которых к асфальтобетону в 2 раза меньше, более долговечны в эксплуатации, чем отечественные термопластики. Следовательно, в условиях температурных деформаций адгезия должна позволять материалам скользить относительно друг друга без нарушения их сплошности, а адгезионные связи должны сравнительно легко разрушаться и вновь образовываться на новом месте. Таким образом, решение проблемы повышения износостойкости разметки зависит от возможности создать оптимальные условия для совместной работы разметки и покрытия автодороги. Это в равной мере относится ко всем разметочным лакокрасочным материалам, котрорые предлагает практически каждый изготавливающий их производитель ЛКМ — холодным пластикам, лентам и т. д. Однако тем самым не снимается проблема повышения качества самих материалов, улучшения их структуры с учетом того, что на огромной территории России существует несколько климатических зон и дороги с разной эксплуатационной нагрузкой.
Проведенные исследования позволили уточнить требования к показателям качества термопластиков для разметки дорог, разработанные с учетом требований ГОСТ Р 51256-99 и eвропейского стандарта EN 1436.
Краска «Технониколь АК»
Данная эмаль относится к сегменту однокомпонентных материалов, нанесение которых возможно с применением холодной технологии. В основе материала лежат высокодисперсные красители и наполнители.
Эмаль «Технониколь АК» не нужно предварительно разбавлять, она поставляется готовой к использованию. Может применяться для нанесения горизонтальной разметки на дорогах с бетонным и асфальтобетонным покрытием. В продаже представлены разные варианты материала, у каждого из которых есть определенное предназначение — федеральные автомагистрали, межрегиональные и региональные трассы, другие дороги, тротуары и стоянки. Расход эмали зависит от выбранной модификации и характеристик покрытия. Средний показатель равен 400-700 г на 1м2.
Какими качествами должна обладать разметочная краска
Вопрос свойств красителя для маркировки дорог разделяется на два пункта: свойства ЛКМ для разметки (они изучаются работниками дорожной службы) и свойства маркировочного покрытия (показатели, интересующие пользователей разметки – водителей и пешеходов).
Специалистов ДРСУ интересует в КМ:
- Вязкость. Востребованы материалы с показателем до 120с. Краситель наносится вручную (кисточкой, валиком) или разбавленный до нужной консистенции – спецтехникой.
- Скорость высыхания. Чем быстрее высыхает материал, тем больше производительность окрасочных работ, меньше загруженности и остановок движения транспорта на трассе. ЛКМ на основе акриловых сополимеров высыхают за 15 минут.
- Размер частиц пигмента в КМ или степень перетира. Краситель с высоким показателем быстрее засоряет фильтры разметочной машины. Стандарт перетира – 50-70 мкм. Если работы ведутся валиком или кисточкой, то на цифру не смотрят.
- Объем КМ, который уходит на покрытие единицы площади асфальтированной дороги – показатель укрывистости. Выше цифра укрывистости – увеличение расхода КМ. Учитывая, что плотность дорожной краски 1,4-1,6 гр./м3, то «тяжелые» красители будут иметь высокую укрывистость. Например, разметочный КМ АК-511 обладает укрывистотью до 200гр./м2, а эмалированный материал ПФ-115 – до 100 гр./м2.
- Свойство «стабильность при хранении» не нормировано ГОСТом. Поскольку дорожная разметочная краска закупается дорожной службой в больших объемах, а расходуется постепенно на протяжении 12 месяцев, то важно, чтобы материал сохранял свои качество весь период хранения. Отсутствие твердого осадка свидетельствует о качестве КМ для разметки на асфальте.
- Отсутствие частиц мусора или сорность материала. Присутствие в составе мусора приводит к быстрому засорению фильтров разметочной техники. Стоимость их высокая. Возрастают трудовые затраты на фильтрацию красителя и чистку этих фильтров.
Интересное видео по теме:
«Потребителей» дорожной разметки (водителей и пешеходов) интересуют свойства конечного покрытия:
- Маркировка имеет коэффициент яркости и координаты цвета. Добавление в состав СМШ способствует улучшению видимости краски на асфальте ночью и в непогоду.
- Износостойкость. Показатель пропорционален твердости покрытия, которая зависит от типа пленкообразователя. Например, для акрила свойственна высокая твердость и износостойкость. Усиливают прочность введенные в состав СМШ. Они армируют маркированное покрытие.
- Устойчивость к атмосферным факторам (УФ-лучи солнца, осадки, колебания температур). Дорожный краситель не должен пропадать с асфальта весной вместе с таянием снега. Разметка, нанесенная качественным материалом, сохраняет свои качества не менее 6 месяцев. Уровень стойкости зависит от адгезии КМ и асфальта, от типа пленкообразователя, от долевого участия пигментов в составе, от правильности нанесения маркировки. Даже суперкачественная дорожная краска на неподготовленной поверхности не будет держаться и отскочит, если осталась пыль или асфальт влажный.
Эмаль «Линия»
Краска подходит для обозначения линий безопасности на дорогах с асфальтным либо бетонным покрытием. Эмаль содержит светоотражающие шарики, благодаря чему показатель её яркости равен 80%. В продаже представлена белая, красная, жёлтая и чёрная краска, которая подходит для нанесения маркировки на дорогах общего пользования и аэродромах. Ключевые особенности состава «Линия»:
- возможность использования на дорогах различного назначения;
- возможность нанесения разными методами, включая специализированные установки, аэрозольные баллончики и пневматическое оборудование;
- быстрое высыхание;
- повышенная яркость делает маркировку заметной даже в условиях тумана;
- хорошая адгезия;
- возможность применения пигментов для нанесения разметки разных цветов на маленьких участках;
- возможность хранить материал в широком температурном диапазоне;
- отсутствие проблем с выгоранием, устойчивость к воздействию внешних факторов.
Эмаль «Линия» отличается от аналогов большим сроком службы и доступной стоимостью.
Наиболее популярные красители
Чаще всего на дорогах используются следующие марки красок:
- «Линия»;
- Эмаль АК-511;
- «Дорожка».
Эти лакокрасочные растворы российского производства адаптированы под суровые климатические условия, способны выдержать высокие температурные перепады и интенсивные нагрузки.
Линия
Этот краситель обладает следующими преимуществами:
- Дает возможность колеровки. Это свойство очень удобно, когда необходимо сделать разноцветную маркировку на небольшом дорожном участке.
- Отличается большой яркостью, поэтому хорошо заметен даже в условиях тумана.
- Почти не выцветает даже на открытых участках.
- Для того чтобы его нанести, можно применять любую технологию, включая использование специальных разметочных машин и пневматических аэрозольных аппаратов. Может выпускаться в баллончиках в виде аэрозоля.
- Имеет высокую степень адгезии, что позволяет получить хороший рисунок при небольшом расходе материала.
- Технология производства краски позволяет ей соответствовать всем принятым стандартам.
- Раствор до применения может храниться при широком температурном диапазоне.
Красящее вещество «Линия» имеет относительно невысокую стоимость и долгий срок эксплуатации.
Эмаль АК-511
Краситель АК-511 относится к экономичным и обладает следующими качествами:
- низкой ценой;
- экономичным расходом красящего вещества;
- возможностью регулировать интенсивность светоотражения путем добавления в нее отражающих взвесей;
- универсальностью: может наноситься на любую основу с применением разнообразных технологий или ручным методом с помощью валика;
- широким температурным диапазоном для застывания. Делать рисунок на полотне этим раствором возможно при температуре от 5 до 40°C.
Дорожка
Еще одно лакокрасочное изделие, отличающееся повышенной прочностью и износостойкостью, подходит для нанесения разметочных рисунков на трассах с высоким автодвижением или на аэродромах. Обладает рядом преимуществ:
- универсальностью способа применения: при работе можно использовать как ручной, так и машинный способ;
- экономичностью: расход не очень велик;
- способностью выдержать большие механические нагрузки, почти не повреждаясь даже во время работы снегоуборочных машин;
- устойчивостью к воздействию ультрафиолета;
- невосприимчивостью к химическим веществам, которые применяются для устранения гололеда;
- невысокой стоимостью.
К выбору красящих веществ для разметочных работ надо подходить серьезно, учитывая все параметры материалов, особенности эксплуатации и климатические условия. При соблюдении всех параметров в выборе лакокрасочное вещество способно продержаться долго, не изменяя цвет и не стираясь под колесами транспорта. Стоить помнить, что от качества разметки зависит безопасность автомобильного движения.
Indecoat-511
В состав материала Indecoat-511 входят красители, добавки и наполнители. Разметка, нанесённая этой краской, справляется со своими задачами в широком диапазоне температур — от -40°С до +60°С.
При изготовлении состава применяют материалы зарубежного производства и новейшие технологические наработки. Благодаря этому материал устойчив к износу и отличается особой белизной. Нанесение разметки может осуществляться на асфальтобетоне и цементобетоне.
Базовый вариант представлен в белом цвете, однако производитель предлагает также красный, оранжевый и черный цвета. При нанесении маркировки в один слой расход материала на каждый «квадрат» поверхности равен 300-400 г. Нанесение может выполняться ручным методом с помощью валика или с использованием специализированного оборудования.
Для обеспечения максимального светоотражения в краску добавляют специальные компоненты.
Оборудование для нанесения разметки
Целесообразность применения машин оправдана при большом объеме работ. Если участок небольшой, можно ограничиться ручным нанесением.
Разметочные ручные аппараты
Оборудование предназначено для небольших и средних объемов работ. Это малогабаритная техника с низким весом, что облегчает транспортировку и применение на ограниченных площадях и стесненных условиях.
Большинство аппаратов работают по безвоздушному методу распыления краски. Основным рабочим механизмом являются поршневые насосы высокого давления. Они приводятся в действие бензиновыми двигателями. Такой метод, основанный на действии высокого давления, помогает использовать любые краски для разметки, в том числе высоковязкие.
Экономия материала при машинной разметке достигает 20%, уменьшается расход растворителя
Машины позволяют получить долговечную разметку с четкими краями. Чтобы улучшить качество маркировки в оборудовании такого типа предусмотрена двойная очистка краски при помощи фильтров.
Еще один плюс – возможность комплектации дополнительными устройствами для маркировки светоотражающими стеклошариками. В работе используют вторые распылительные пистолеты, что удобно при нанесении двойной линии разметки.
Разметочные ручные аппараты для горячего термопластика
Оборудование предназначено для маркировки горячим термопластом на бетонных и асфальтобетонных поверхностях. Действие машин основано на принципе «волочильного ящика». В бункер загружается горячий термопластик. Материал самотеком подается в специальную каретку. Оператор машины регулирует длину штриха. Рабочая температура горячего термопластика поддерживается газовыми горелками, размещенными в нижней части оборудования.
В комплект входит газовый баллон, емкость которого зависит от производителя. В целом, оборудование выигрывает благодаря компактности, небольшому весу, простоте использования. Работы по нанесению разметки могут быть выполнены довольно быстро.
Разметочные автоматические машины
Разметочные машины служат для нанесения маркировки термопластиком с использованием экструдера. Комплект оборудования размещается на базе автомобилей ГАЗ. В состав комплекта входят: бункер для термопластика, блок управления, силовой блок, электрооборудование, экструдер для подачи термопластика.
В подобных комплектах баки рассчитаны на объем 1000 литров. Предусмотрена система обогрева, поддержание требуемой температуры при помощи терморегулятора. Для качественного перемешивания термопластика используется миксер с гидравлическим приводом.
Из бака готовый материал передается в автоматический экструдерный механизм. Дополнительно грузовая платформа комплектуется бункером для шариков, емкость от 100 л.
Прицепные автомобильные агрегаты для разметки
Оборудование такого типа размещается на кузове любого грузового автомобиля. Единственное ограничение – грузоподъемность не должна быть ниже 1.2 т. Прицепные агрегаты применяются для выполнения средних и больших объемов работ по маркировке безвоздушным распылением. Допустимо применение световозвращающих шариков.
Основные возможности агрегатов:
- одновременное применение двух цветов;
- все типы линий наносятся автоматически;
- горизонтальная маркировка наносится со скоростью 3-19 км/ч;
- ширина разметочной линии может достигать 1 м включительно.
Котлы для термопластика
Автономная работа котла обеспечивается собственным силовым агрегатом
Оборудование применяется для разогрева термопластика. Материал достигает рабочей температуры и заправляется в маркировочную машину. Высота выгрузки варьируется посредством гидроподъемников и может составлять 1200-1500 мм. Термический пластик при этом подается самотеком.
Котел монтируется в кузов автомобиля, грузоподъемностью не ниже 8 т (например, Камаз, Маз).
Демаркировщики
Машины используются для удаления линий и знаков разметки с бетонных и асфальтобетонных поверхностей.
Подобное оборудование – это мотоблок на колесах, на котором установлены:
- двигатель;
- ременной привод с устройством натяжения;
- рабочий орган с кожухом;
- ручка транспортирования и управления (меняет угол наклона по росту рабочего);
- механизм для измерения глубины обработки.
Замок зажигания размещается на ручке управления машины. Демаркировщики комплектуются сменными фрезами для термопласта, красок. Чтобы удаление разметки было безопасным, и рабочий был защищен от осколков старой разметки предусмотрен специальный защитный кожух с брызговиком. Это приспособление дополнительно сокращает шум.
Сушилки (нагреватели) напольного покрытия
Это высокопроизводительные устройства, предназначенные для сушки бетонных, асфальтобетонных покрытий. Оборудование работает на решение любых задач, где требуется сушка в процессе нанесения разметки в любую погоду.
Сушильные агрегаты используются для сушки временной дорожной маркировки, выполненной на основе полимерной ленты. Это позволит быстро и легко демонтировать такую разметку по завершении срока действия.
Принцип работы сушильной техники:
- мощный вентилятор приводится в действие бензиновым мотором;
- создается интенсивный воздушный поток – до 27 тыс.л/мин.;
- воздушный поток нагревается газовой горелкой (работает на пропане);
- горелка и вентилятор регулируется, что помогает подобрать оптимальный режим работы;
- на машину монтируется газовый баллон, объемом до 50 л;
- прогретый поток выходит из раструба и полностью просушивает участок покрытия, шириной 30 мм;
- после прогрева можно наносить маркировку любым выбранным материалом.
Таблица подбора техники для нанесения разметки:
Материал для маркировки | Оборудование |
Краски | Машины для воздушного распыления. Применяются для нанесения материала на основе растворителя, на водной основе. Оборудование обеспечивает ширину маркировки 5-50 см на стоянках, парковках, ограниченных территориях |
Техника для безвоздушного распыления. Применяется для красок на водной основе. Краска ложится ровно, даже в случае широких линий, с четкими краями. При распылении образуется незначительный туман. Возможно нанесение маркировок шириной выше 50 см | |
Универсальные маркировочные машины. Вариант для большого объема работ с высокой производительностью. Подходит для работы с любым типом краски и с любым типом разметки | |
Машины на базе шасси грузовиков | |
Холодный пластик (гладкие/профильные/структурные линии) | Машины для укладки холодного пластика. Оборудование обеспечивает рациональное нанесение материала. Готовая маркировка – гладкие линии толщиной до 3 мм. Стандартная толщина линий – 12-30 мм. Возможна комплектация для нанесения более широких линий до 50 мм |
Универсальные маркировочные машины | |
Оборудование на базе шасси грузовиков | |
Термопластик (гладкие линии) | Универсальные маркировочные машины Оборудование на базе шасси грузовиков |
Термопластик (профильные линии) | |
Термопластик (структурные линии) | |
Горячее распыление |
При больших объемах работы применяют оборудование, смонтированное на базе грузовиков
Холодный пластик
Современные технологии позволяют применять для нанесения разметки не лишь специальные красящие составы, но также холодный пластик. Этот материал более устойчив к износу и отличается внушительным сроком службы даже при экстремальных условиях. Полосы и знаки имеют срок годности 24 месяца, а вот аналогичный показатель пластика является гораздо более продолжительным. Российские компании производят холодный пластик из зарубежного сырья. Благодаря этому сохраняется высокое качество, но при этом стоимость материала более доступная, по сравнению с импортными аналогами. Толщина слоя при нанесении материала — 2 мм, а его расход на 1 м2 равен 3,5-4 кг.
Зачем разметка светится
Разметочные линии, стрелки, пиктограммы и надписи должны быть яркими, хорошо различимыми в любое время дня и ночи при любых погодных условиях. Чтобы придать разметке светоотражающие свойства, используют стеклянные шарики диаметром от 100 до 600 мкм (0,1-0,6 мм).
Стеклошарики вводят в состав эмали непосредственно перед нанесением маркировки или распределяют по поверхности линий в течение 5 секунд с момента распыления красящего состава.
Стеклянные микросферы выполняют несколько функций одновременно:
- Отражают свет автомобильных фар, тем самым помогая водителям четко видеть разметку и в тумане, и в темное время суток.
- Повышают износостойкость маркировки, продлевают срок ее эксплуатации.
- Усиливают сцепление колес с поверхностью полотна.
Стеклошарики обязательно используют на участках повышенной аварийности и на неосвещенных отрезках дороги. При нанесении световозвращающей разметки расход стеклянных микросфер должен составлять не менее 200-250 г на 1 кв. м.
«Дорожка»
Материал достаточно прочный и устойчив к износу, может применяться на аэродромах и оживлённых трассах.
Основные преимущества краски для разметки «Дорожка»:
- возможность нанесения машинным методом и в ручном режиме;
- устойчивость к износу;
- устойчивость к воздействию ультрафиолета;
- минимальный расход;
- высокая прочность;
- сохранение первоначальных характеристик даже при серьезном механическом воздействии, включая контакт со снегоуборочными машинами;
- стойкость к воздействию химических веществ, которые используются для борьбы с гололёдом;
- приемлемая стоимость.
Для обеспечения максимального срока службы разметки необходимо выбирать материал с учетом индивидуальных требований и брать во внимание характеристики и условия эксплуатации конкретной краски.
Требования, предъявляемые к краскам для дорог
Красящие составы можно наносить ручным и автоматизированным способами – кистью, валиком, безвоздушным или пневматическим распылением. Окрашивание дорожного полотна разрешено проводить в теплое время года при температуре воздуха +5…+35°С.
Используемые эмали должны обладать следующими свойствами:
- быстрое высыхание (не дольше 15-30 минут);
- экономный расход;
- хорошая укрывистость;
- стойкость к воздействию воды, снега, грязи, холода, перепадов температуры окружающей среды, нейтральных солей, щелочей, кислот, горюче-смазочных материалов и других химических средств;
- высокая износостойкость.
Для нанесения разметки лучше всего подходят краски, которые не снижают сцепления шин с автомагистралью.
Стеклянные шарики, которые добавляют при нанесении разметки, отражают свет фар проезжающих автомобилей (1 – стеклянные шарики, 2 – дорожное покрытие, 3 – слой краски для разметки, 4 – световой поток).
Транспортировка и хранение термопластика
Выше отмечалось, что перевозка данного сыпучего материала не вызывает трудностей. Для удобства он фасуется в полиэтиленовые мешки. Примечательно то, что многие специалисты подготавливают термопластик (разогревают его) вместе с тарой. Полиэтилен не растворяется и выступает в качестве дополнительного наполнителя, но это во многом зависит от состава и характеристик самого термопластика.
При хранении этого материала необходимо учесть две вещи:
- Держать мешки в темных помещениях, куда не проникают солнечные лучи.
- Следить за уровнем влажности воздуха.
Термопластик следует хранить в защищенном от солнца месте
Последнее условие является наиболее важным. Попадание воды может привести к ее вскипанию при нагреве термопластика до рабочей температуры. Это влечет за собой образование пузырьков воздуха, что ухудшает структуру разметки при отверждении. В связи с этим снижается текучесть материала.
Длительное воздействие солнечного света приводит к размягчению смолы, входящей в состав термопластика. Это может способствовать спеканию порошкообразного материала. Образуется плотный кусок, усложняющий загрузку материала в котел экструдера.
- Главная
- Каталог
- Материалы для дорожной разметки
- Краска АК-511
(ТУ 2313-099-68124156-2012)
Наличие товара на складе: В наличии
Назначение:
Предназначена для разметки проезжей части автомобильных дорог и улиц с усовершенствованным покрытием по ГОСТ Р 51256 в условиях умеренного континентального климата.
Фасовка: 3 кг. / 5 кг. / 10 кг. / 20 кг. / 30 кг. / 50 кг.
Хранение:
Гарантийный срок хранения эмали — 6 месяцев со дня изготовления.
Эмаль АК-511 хранят в плотно закрытой таре, предохраняя от влаги, действия тепла и прямых солнечных лучей при температуре от минус 40 оС до +40 оС.
Состав: Эмаль АК-511 представляет собой суспензию пигментов и наполнителей в акриловом сополимере с введением различных модифицирующих добавок.
Внешний вид покрытия | По контрольному образцу |
Цвет покрытия эмали | Белый, оттенок не нормируется |
Массовая доля нелетучих веществ, % | 75+-5 |
Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0+-0,5)oС, с | 80-140 |
Степень перетира, мкм, не более | 70 |
Время высыхания до степени 3 при температуре (20+-2)оС и относительной влажности (65+-5) %, мин, не более | 20 |
Адгезия покрытия, баллы, не более | 1 |
Условная светостойкость покрытия, ч, не менее | 8 |
Стойкость покрытия к статическому воздействию, не менее а) воды при температуре (20+-2)oС, ч б) 3%-ного водного раствора хлорида натрия при температуре (0+-2)oС, ч в) бензина , мин |
72 72 20 |
Прочность покрытия к истиранию, кг/мкм, не менее | 0,6 |
Коэффициент яркости, %, не менее | 80 |
Коэффициент сцепления, не менее | 0,3 |
Плотность, г/см3, более | 1,6 |
Эмаль акриловая дорожная АК-511 применяется для нанесения дорожной разметки. Эмаль наносят на сухую, чистую, свободную от масел и жиров поверхность. При необходимости эмаль разбавляют растворителем Р–5А, в зависимости от исходной вязкости процент разбавления эмали составляет от 6 до 12%. Эмаль наносят с помощью специального оборудования дорожной службы или вручную краскораспылителем, кистью или валиком. Эмаль АК-511 наносят при температуре окружающего воздуха от +5 до +35оС и относительной влажности не более 85%.
Для достижения наибольшего эффекта светоотражения («свечения») разметки в комплексе с эмалью применяют световозвращающие элементы фракционного состава 100–600 мкм, которые наносят методом рассеивания поверх свеженанесенной эмали в количестве 15% от веса эмали. Эмаль АК-511 высыхает при температуре 18-22оС в течение 20 мин. При температуре ниже 15оС время высыхания эмали увеличивается. Расход эмали АК-511 — от 200 до 300 г/м2 при толщине покрытия от 100 до 200 мкм. Практический расход эмали зависит от окрасочного оборудования и квалификации персонала.
Меры предосторожности:
Работы с эмалью рекомендуется проводить с использованием индивидуальных средств защиты. Беречь от огня!
Срок службы эмали АК-511
Функциональная долговечность покрытия эмалью АК-511 составляет до 12 месяцев со дня её нанесения при соблюдении указаний по применению и в зависимости от интенсивности движения.
— Эмаль акриловая дорожная АК-511 образует покрытие, отвечающее основным требованиям, предъявляемым к дорожно-разметочным материалам в соответствии ГОСТ Р 52575-2006;
— Покрытие, образуемое эмалью АК-511, стойкое в условиях умеренного континентального климата к воздействию воды, бензина, растворам солей;
— Эмаль АК-511 технологична, может наноситься без разбавления различными методами, быстро высыхает;
— Эмаль АК-511 используют со световозвращающими стеклянными микрошариками, что значительно улучшает функциональные свойства дорожной разметки.
Эмаль акриловая дорожная АК-511 относится к эмалям со специальными свойствами, с её помощью на асфальтовые и бетонные дорожные покрытия наносят соответствующую разметку. Эмаль АК-511 отвечает основным требованиям к дорожно-разметочным материалам в соответствии ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования» — быстрое высыхание, высокие светостойкость и коэффициент яркости обеспечивают хорошую видимость в любое время суток, отличная адгезия, хорошая износостойкость, устойчивость к воздействию воды, бензина, химических веществ, в том числе соли. Также эмаль АК-511 применяют со световозвращающими стеклошариками, благодаря чему дорожная разметка приобретает светоотражающие свойства, становится видимой для водителей не только что в любое время суток, но и при различных погодных условиях. Эффект «свечения» разметки со световозвращающими стеклянными микрошариками значительно увеличивает информативность для водителя и снижает аварийность на автомобильных дорогах.
Консультация по подбору краски
Описание
Белая | 30 кг | 64 руб./кг | Купить |
Желтая | 30 кг | 66 руб./кг | Купить |
Зелёная | 30 кг | 66 руб./кг | Купить |
Красная | 30 кг | 66 руб./кг | Купить |
Оранжевая | 30 кг | 66 руб./кг | Купить |
Синяя | 30 кг | 66 руб./кг | Купить |
Серая | 30 кг | 66 руб./кг | Купить |
Черная | 30 кг | 66 руб./кг | Купить |
Краска для дорожной разметки АК-511 – лакокрасочный материал на акриловой основе, с высокими показателями светостойкости. Классифицируется как состав специального назначения – используется для нанесения опознавательных символов на бетонных, асфальтобетонных, асфальтовых и цементобетонных покрытиях. В продажу краска для разметки АК-511 поступает в виде суспензии (взвеси) наполнителей, целевых добавок и пигментов в акриловом сополимере.
Для чего она используется?
- Нанесение разметки для временного и постоянного пользования на проезжей части дорог: городских, магистральных, общего назначения и пр.
- Обозначение разделительных линий на автомобильных стоянках и парковках, в складских помещениях и логистических центрах.
- Нанесение символов и разметок на территориях аэродромов: взлетная полоса, осевые линии, прицельные посадочные точки, рулежные дорожки и пр.
- Разметка железнодорожных, портовых, пограничных зон.
Краску АК-511 для дорожной разметки покупают для того, чтобы обеспечить безопасность и сделать ярко выраженными особые участки и зоны на территориях движения автомобилей и передвижения людей.
Свойства и лучшие качества краски дорожной разметочной АК-511
- Высокий коэффициент яркости и светоотражения. Обеспечивает хорошую видимость в темное время суток.
- Атмосферостойкая, износостойкая. Сохраняет свойства при высоких и низких температурах; инертна к химической среде (реагенты, соли, бензин и пр.); стойкая к повышенной влажности.
- Цвет краски – желтый, белый, серый, черный, синий, оранжевый, зеленый; фасовка – 12, 25, 60 кг. От этого зависит цена эмали АК-511.
- Быстрое время высыхания – до 20 минут при t 20°С. Очень важно при плотном трафике на дороге.
- Хорошая укрывистость материала.
- Прочность и твердость высокого уровня. Свойства сохраняются в условиях интенсивного транспортного потока.
- Высокая адгезия к дорожному основанию.
- Функциональная долговечность разметки сохраняется в течение одного года со дня его нанесения.
Подготовка материала и поверхностей
Купив эмаль АК-511 для дорожной разметки, раствор тщательно размешивают миксером или вручную до состояния однородной массы. При необходимости, добавляют комплектующий растворитель до 3% от общей массы. Для улучшения видимости разметки дорог и улучшения износостойкости в краску можно добавлять световозвращающие микростеклошарики (МСШ) из расчета 200 г/м2. Краска для дорог АК-511 белого цвета не нуждается в разбавлении.
Разметка наносится на основания, очищенные от частиц песка, посторонних включений, воды, пыли и грязи. Работы проводятся при температурах от +5°С до +35°С; при влажности – не выше 85%. Краска для разметки дорог АК-511 не используется на свежеуложенных покрытиях и на полотнах с ярко выраженными дефектами: выпотевание битума, выдавленная масса и др. Работы проводятся в сухую, теплую и безветренную погоду.
Рекомендации производителя
Покупая АК-511, ознакомьтесь с требованиями по подготовке и хранению товара – важно для получения качественного результата!
- Условная вязкость и плотность смеси позволяют наносить ее различными способами: с помощью маркировочных машин, распылителями, валиками или кистью.
- Эмаль токсична; класс опасности – 3. Работнику использовать средства индивидуальной защиты. Руки защищать перчатками или специальной пастой, органы дыхания – респиратором; надеть спецкостюм. Во время работ не курить и не использовать искрообразующие механизмы. При возгорании тушить пеной, водой, песком, текстильными тканями.
- Срок хранения продукта – 12 месяцев с даты выпуска. Емкости с краской складировать вдали от источников тепла и беречь от попадания прямых солнечных лучей. Хранить в сухих помещениях, с температурой не выше 30°С.
Купить краску АК-511 в Москве по цене производителя
Предприятие Химпром-М предлагает лакокрасочные материалы различного назначения. В электронном каталоге вы можете ознакомиться с описанием продукта, узнать о его наличии и стоимости. Магазин организует региональную доставку по России и предлагает самовывоз собственным транспортом.
Купите дорожную краску АК-511 по цене производителя, сертифицированную и изготовленную по требованиям ГОСТ и ТУ.
Краски АК
Характеристики
Технические характеристики краски АК-511:
Условная вязкость состава | 40-119 с |
Плотность | 1,4-1,6 г/см3 |
Содержание нелетучих веществ в массе | 70-79% |
Внешний вид высушенной пленки | матовая, гладкая, однородная, без посторонних включений |
Адгезия покрытия | 1-2 балла |
Стойкость к истиранию | 0,6 кг/мкм |
Степень перетира, не больше | 70 мкм |
Условная светостойкость | 8 ч. |
Коэффициент яркости:
|
79% 50% |
Водостойкость, не менее | 72 мин |
Устойчивость к воздействию бензина | 20 мин |
Стойкость к раствору хлорида натрия (3%) | 72 мин |
Рекомендуемые растворители | Р-4, Р-5а, толуол |
Толщина слоя | 100-200 мкм |
Ориентировочный расход | 200-300 г/м2 |
Доставка и сопутствующие услуги
ООО «Химпром-М» отправляет лакокрасочные материалы в любые города России и за рубеж. Клиент самостоятельно выбирает удобный вид транспорта и условия доставки. Необходимый объем товара отправляется автомобильными, железнодорожными перевозками по территории страны, а также за границы Российской Федерации. Вам только необходимо направить запрос менеджеру с помощью удобной формы на сайте или по номеру телефона. Обсудить все детали сотрудничества, сообщить условия доставки и сроки. Специалист предоставит консультацию, подготовит счет и направит его по факсу или в электронном виде.
Виды и оплата доставки
При заказе крупных партий товара (более 1 тонны) их отправка осуществляется либо собственным автотранспортом, либо с привлечением сторонних перевозчиков. Стоимость транспортировки обсуждается с клиентом. Мелкие объемы отправляются транспортной компанией.
Существует возможность самостоятельного вывоза материалов со склада компании.
Перевозка до терминала транспортной компании в г. от нашего склада для отправки в Москву и другие регионы РФ осуществляется бесплатно!