Приветствую Вас на блоге kuzov.info!
В этой статье мы подробно разберёмся, что такое автомобильный лак, какие типы лаков бывают, какие имеют характеристики.
Система заводского защитного покрытия автомобиля состоит из нескольких слоёв. Первым идёт первичный антикоррозионный грунт, который наносится электростатическим способом. Далее идёт грунт, сглаживающий все мелкие неровности. Потом идёт финишное покрытие, состоящее из базового пигментного слоя, за которым следует прозрачный слой лака. Он обеспечивает защиту базы, долговечность, устойчивость к царапинам. Этот слой защищает краску от выцветания, вызываемого ультрафиолетовыми лучами солнца, придаёт ей блеск и глубину.
Содержание статьи:
- Что такое автомобильный лак?
- Типы автомобильных лаков по способу нанесения и отверждения
- Типы автомобильных лаков по химическому составу
- Содержание твёрдых компонентов в лаке (сухой остаток после отвердевания)
- Коэффициент смешивания лаков
- Керамолак
- Технология лаков устойчивых к царапинам
- Акрил, Акрил-уретан и Полиуретан
Что такое автомобильный лак?
Защитное лакокрасочное покрытие кузова в разрезе Автомобильные лаки были впервые разработаны в конце 1970‑х годов, когда систему окраски разделили на две части: пигментный базовый слой и бесцветный прозрачный слой. К 1980‑м годам система окраски с использованием прозрачного слоя стала популярной.
Устойчивость к коррозии обеспечивает не только прозрачное покрытие, а все слои ЛКП, включая специальный грунт.
Основные требования к автомобильному лаку: хорошая адгезия к базовому слою, блеск, ровное растекание по поверхности, защита от внешних воздействий, отсутствие пожелтения, эластичность даже при ‑20°C.
Лак обычно дешевле, чем многие краски, поэтому увеличивает толщину ЛКП, не добавляя много к общей стоимости.
Грубо говоря, лак — это краска без пигмента. Он состоит из нескольких химических компонентов:
- Смола (полимер). Это основа, которая играет важную роль в том, как лак распыляется, как быстро затвердевает, какую твёрдость имеет. Так как полимер сшивается с отвердителем (в двухкомпонентных продуктах), правильное соотношение смесей имеет решающее значение для достижения правильной реакции.
- Добавки. Этот тип химии повышает эффективность. К примеру, для придания устойчивости к ультрафиолетовому излучению, химикаты HALS (hindered amine light stabilizer — аминовые светостабилизаторы света) смешиваются с UVA (ultraviolet light absorbers — ультрафиолетовые светопоглотители) в автомобильных лаках во время их производства.
- Растворитель. Он помогает разбавить все твёрдые компоненты для управления распылением. Применяются растворители с различной скоростью испарения для разных масштабов окрасочных работ и температурных режимов. Более быстрые снижают вязкость, быстро испаряются во время распыления из краскопульта. “Медленные” дольше остаются внутри плёнки, позволяют лаку растекаться, выравниваться должным образом.
- Активатор (отвердитель). Важный компонент двухкомпонентного автомобильного лака, образующий со смолой химические связи при смешивании, нанесении, отвердевании.
На всех ли машинах есть лак?
Не на всех автомобилях имеется лаковый слой. Финишное не лакированное покрытие называется однослойной краской. Лакированное покрытие называется двухслойной краской или ЛКП. Сейчас 95% продаваемых машин покрыты лакированной краской.
Есть машины, не имеющие верхнего прозрачного слоя. Это некоторые цвета без эффекта «металлик» и «перламутр». К примеру, белый — один из самых последних цветов, которые стали лакировать. Это, как правило, делается для экономии средств, а также из-за прощающего характера белой краски. Она дешёвая, на ней не видны мелкие дефекты, а процесс старения менее заметен, по сравнению с любыми другими цветами. Как правило, белый цвет без прозрачного слоя можно встретить на грузо-пассажирских машинах. Конечно же, такой цвет, как «белый перламутр» к этому не относится. Он лакируется, как все «металлики» и «перламутры».
Есть ли способ проверить, что на вашем автомобиле имеется лак? Если краска не «металлик», не «перламутр», то есть вероятность, что она однослойная, не лакированная. Для проверки нужно использовать мелкозернистую шлифовальную бумагу P2000, либо чистую тряпку с небольшим количеством абразивной полировальной пасты. Потрите шлифовальной бумагой или тряпкой с пастой на незаметном участке кузова. Если нет прозрачного слоя, тряпка будет окрашена цветом кузова, а на шлифовальной бумаге останется пыль цвета кузова. Если же лаковый слой на кузове присутствует, то тряпка с пастой не изменят цвет, а на шлифовальной бумаге будет беловатая пыль.
Толщина плёнки автомобильного лака
Формирование прозрачной плёнки достаточной толщины важно для обеспечения долговечности финишного слоя. Слишком тонкая плёнка может привести к преждевременному её разрушению, отслоению, общему ухудшению внешнего вида. Слишком толстая плёнка может привести к дефектам при окрашивании (к примеру, всплытию растворителя), худшей эластичности. Опять же всё зависит от типа и качества автомобильного лака, его состава, объёма твёрдых компонентов. Эти показатели мы рассмотрим ниже.
Толщина прозрачного слоя может сильно варьироваться в зависимости от панели и производителя авто. Чаще всего рекомендуется наносить автомобильный лак общей толщиной в диапазоне от 30 до 80 микрон. Он должен иметь достаточную толщину для защиты, а также как запас для дальнейших абразивных полировок. При полировке важно следить за тем, какое количество прозрачного слоя удаляется. Для этого можно применять толщиномер (см. статью “использование толщиномера перед полировкой”). Каждый раз при абразивной полировке удаляется примерно 2–3 микрона лакового слоя. В слишком тонкой плёнке остаётся недостаточно ультрафиолетовых поглотителей, чтобы блокировать УФ-лучи, что снижает долговечность ЛКП. Если удалить слишком много лака, это может привести к постепенному обесцвечиванию ниже расположенного пигментного слоя, отслоению, разрушению лакокрасочного покрытия.
Твёрдость автомобильного лака, уровень блеска
Твёрдость автомобильного лакокрасочного покрытия может зависеть от ряда факторов: от состава продукта, количества используемого отвердителя, способа нанесения, влажности воздуха во время отвердевания, от типа сушки, от того, производилась ли абразивная полировка сразу после отвердевания.
Уровень блеска
В большинстве случаев при покраске кузова применяются глянцевые автомобильные лаки. Однако, как альтернативный вариант, существует матовый автолак. Его можно наносить как есть или смешивать с обычным, получая различный уровень блеска.
Lexus с матовым лаком Уровень блеска у разных автомобильных лаков может отличаться. В основном, он определяется соотношением смолы, затвердевающей после высыхания.
Типы автомобильных лаков по способу нанесения и отверждения
При нанесении автолак должен быть совместим с базовым слоем, на который он наносится, не должен его растворять. Качественные автолаки известных производителей удовлетворяют этим требованиям. Дешёвые марки, разбавленные не специальным разбавителем, могут влиять на базовый слой, вызывая различные дефекты.
Сначала рассмотрим автомобильные лаки по способу нанесения и отверждения, не касаясь подробностей хим. состава, а уже ниже рассмотрим классификацию автолаков по химическому составу.
- 1K лаки на основе растворителя. 1K означает однокомпонентный, не требует смешивания с отвердителем. Однокомпонентные лаки могут использоваться при производстве автомобилей. Тогда отверждение происходит внутри специальных камер при температуре 130–150 ◦ C, в течение 20 минут. Автолюбителям однокомпонентные автолаки известны при подкрашивании незначительных повреждений машины. Они продаются в баллончиках и, как правило, просто высыхают после испарения растворителя, не отвердевают полностью, как двухкомпонентные, поэтому имеют достаточно низкую стойкость к царапинам и хим. веществам.
- 2K лаки на основе растворителя. 2K продукт имеет преимущества перед 1K относительно химической стойкости, стойкости к царапинам. 2K означает двухкомпонентный, его требуется смешивать с отвердителем, катализатором или активатором для отвердевания. Они применяются как на производстве, так и для ремонтного окрашивания машин. Двухкомпонентные автомобильные лаки в основном применяются автосервисами, так как требуют наличия компрессора, распыления краскопультом. Также их применяют автолюбители-энтузиасты, имеющие соответствующее оборудование.
- Водорастворимые лаки. Они были впервые применены автомобильной промышленностью в 1990 году на заводе Opel в Германии, основывались на полиэфирном акрилате. Несмотря на то, что технологии нанесения материалов на водной основе в настоящее время являются самыми современными для грунтовок и базовых слоёв, они все ещё ограничены в применении для лакирования. Одной из развивающихся технологий являются полиуретановые автолаки на водной основе (системы 1K и 2K). Результаты показывают, что они демонстрируют отличные характеристики механической твёрдости, гибкости, блеску, стойкости к хим. веществам.
- Порошковый лак. Используется в основном на производстве, так как для нанесения требуется специальное оборудование. Порошковое покрытие – это экологически чистая технология, так как при его нанесении не выделяется никаких органических летучих веществ. Никакая другая технология нанесения лакокрасочных материалов не может предложить “безотходный” процесс. При использовании обычных лаков уходит 2–3 кг на автомобиль, порошкового лака расходуется всего 1,5 кг. Нанесённое на кузов порошковое ЛКП имеет равномерную толщину, одинаковый внешний вид на горизонтальных и вертикальных поверхностях.
Типы автомобильных лаков по химическому составу
Химикаты автомобильных лаков несколько отличаются в зависимости от различных потребностей рынка. Почти все системы основаны на акриловых смолах.
- Акриловый меламиновый лак — самый распространённый, применяемый в автомобильной промышленности. Из-за его хорошего соотношения стоимости и производительности. Как правило, он основан на комбинации акриловых полиолов и аминосшивателей меламиновых смол.
- Полиуретановый. Этот автомобильный лак катализируется изоцианатом. После высыхания становится очень твёрдым, но эластичным. Полиуретан можно считать самым прочным, но также самым вредным при распылении. Обычно его используют для окраски автопарка грузовиков, а также для промышленного применения, даже окрашивают самолёты. Полиуретановые покрытия предлагают отличный баланс стойкости к химическому травлению и царапинам.
- Акрил-уретановый. Обладает отличными характеристиками, прочнее акрилового. Даёт отличный блеск, износостойкий, долговечный. Его предлагают многие известные бренды.
По поводу состава и химической структуры автомобильных лаков существует много неясностей. Более подробно о том, что такое полиуретановый, акрил-уретановый и акриловый автолаки, чем они отличаются, мы разберёмся в конце этой статьи.
Содержание твёрдых компонентов в лаке (сухой остаток после отвердевания)
С 2004 года директива ЕС ограничила содержание летучих органических соединений VOC в лакокрасочной продукции. Производители стали изготавливать свои продукты в соответствии с требованиями экологических норм. Так появились лакокрасочные материалы с более низким содержанием растворителей и высоким содержанием твёрдых веществ. Можно выделить три категории лакокрасочной продукции по содержанию в них твёрдых компонентов. Не существует официальных принципов, предписывающих отличать одну категорию от другой, однако, общеизвестное правило выглядит следующим образом:
- Краски с низким содержанием твёрдых частиц (Low solids). В них наличие твёрдых частиц составляет примерно до 30%
- Краски/лаки со средним содержанием твёрдых частиц (Medium solids) — 30% — 45%
- Краски/лаки с высоким содержанием твёрдых частиц (High-solids) – 45- 65%.
- UHS или VHS (ультра- или очень высокая концентрация твёрдых веществ) –твёрдых компонентов более 60 и может доходить до 88%.
В красках с низким содержанием твёрдых компонентов после испарения растворителя может оставаться не более 40% сухого остатка. В продаже можно встретить автомобильные лаки с обозначением MS, HS, UHS, то есть со средним, высоким и ультра высоким содержанием твёрдых компонентов. Они соблюдают нормы выбросов летучих веществ. Это один из параметров, по которому можно отличать и выбирать лаки. Однако, это не 100%-ный показатель качества. Проблема заключается в том, что нет чёткого различия между продуктами MS, HS и Ultra HS. Фактически производитель может назвать свой лак HS, даже если он содержит низкую концентрацию твёрдых компонентов. На рынке можно наблюдать низкое качество лаков под названием HS или VHS, что вызывает много недоразумений и ложных ожиданий. При выборе стоит учитывать бренд, которому Вы доверяете.
Допустим, мы используем автомобильный качественный лак зарекомендовавшего себя бренда. Давайте разберёмся, что представляют собой различные лаки с разной концентрацией твёрдых компонентов, как они наносятся, какую плёнку дают после отвердевания.
- MS (среднее содержание твёрдых частиц) — частицы смолы большего размера по сравнению с HS или UHS лаками. Количество разбавителя, необходимое для получения нужной вязкости при распылении, должно быть примерно на 20% больше.
- HS (с высоким содержанием твёрдых компонентов) растворителя содержится меньше, поэтому для поддержания хороших распыляющих свойств молекулярная масса используемых смол была снижена, что снижает вязкость.
- UHS или VHS (ультра- или очень высокое содержание твёрдых частиц) — размер частиц смолы еще меньше и, следовательно, можно уменьшить на 10% растворитель.
Как отличаются лаки с разным содержанием твёрдых компонентов при нанесении?
- MS наносятся в 2 — 3 слоя. Эти лаки обеспечивают простоту применения. Обычно MS лак легче распылять, он может легче растекаться, не образуя шагрень. Однако через некоторое время он может давать просадку. После отвердевания может ухудшаться блеск.
- HS наносятся в 2 слоя. Сокращение количества растворителей в лаках HS приводит к его более короткому сроку службы после разведения. Их сложнее нанести без шагрени. Обеспечивают более толстую плёнку после отвердевания, меньше просаживаются, чем MS.
- UHS или VHS – распыляется 1 туманный слой и 1 полный.
Автомобильные лаки содержат смолу, добавки, растворитель, отвердитель. Объём твёрдых частиц — это объем лака после испарения растворителя и затвердевания.
Автолаки HS с большой концентрацией твёрдых веществ имеют некоторые явные преимущества по сравнению с MS.
- Улучшенная коррозионная стойкость;
- Быстрее сохнут;
- Дают меньшую усадку после высыхания, большую толщину плёнки;
- Проще использовать внутри помещения, так как меньше испаряется летучих веществ, меньшая пожароопасность;
- Отличный блеск после отвердевания.
Коэффициент смешивания лаков
Двухкомпонентные автомобильные лаки требуют смешивания двух компонентов перед их распылением. Это сам лак и отвердитель. Также обычно на упаковке можно найти рекомендации для добавления разбавителя.
Если Вы покупаете лак в магазине, где производится подбор цвета красок, то там обычно могут налить нужное Вам количество лака и дать отдельно нужное количество отвердителя с разбавителем.
Соотношение смеси для двухкомпонентной системы — это соотношение количества смолы и катализатора, необходимых для получения полного отверждения системы. Эти соотношения определяются хим. веществами, входящими, как в состав смолы, так и в состав катализатора, должны соблюдаться, иначе могут возникнуть трудности с отверждением.
Если лак смешать с большим количеством отвердителя, то это может привести к повышению его твёрдости, но также к увеличению хрупкости, снижению ударопрочности. Мало отвердителя приведёт к снижению отверждения и общей прочности. Оба фактора влияют на долговечность лакокрасочного слоя и при нарушении пропорций снижаются эксплуатационные характеристики.
Коэффициент смешивания может выражаться по весу (by weight), объему (by volume). Из-за различий в плотности смолы и катализаторов соотношение по массе и по объему во многих случаях будет разным. Наиболее часто коэффициент смешивания выражается по весу. Тогда правильное количество компонентов измеряется на весах, потом смешивается вместе.
Ассортимент отвердителей и разбавителей позволяет осуществлять процессы от точечного ремонта до полной перекраски при широком диапазоне температур и условий в кузовных мастерских.
Чем отличаются лаки с разным коэффициентом смешивания?
У разных лаков могут быть различные коэффициенты смешивания (10:1, 5:1, 4:1, 3:1, 2:1).
Как уже упоминалось выше, это пропорция смешивания, к примеру, 4:1 означает 4 части смолы на 1 часть отвердителя.
В зависимости от рецептуры продукта требуется определённое количество активатора, чтобы образовались полимерные связи.
Для полиуретана обычно требуется много изоцианата, для активации, поэтому коэффициент смешивания у него обычно с большой долей активатора относительно смолы, чем у других систем: 3:1, 2:1 или 1:1.
Результат распыления у продуктов с разными коэффициентами смешивания может быть похожим. Поэтому, как правило, нужно изучать характеристики самого автолака.
Керамолак
В начале 2000‑х компания Мерседес решила создать лак с улучшенной устойчивостью к царапинам для своих автомобилей представительского класса. После изучения различных разработок, было принято решение использовать технологию лака, которая компания PPG применяла для лакирования деревянных полов. Хороший блеск, повышенная абразивная стойкость этого покрытия были получены введением наночастиц диоксида кремния (SiO2). Эти знания легли в основу разработок нового автомобильного керамолака CeramiClear.
Во время работы над новым автолаком решались задачи улучшения долговечности, прозрачности, повышения адгезии, возможности полировки нанесённого керамолака.
Компания PPG обладает 22 патентами на технологии, использованные при создании автомобильного керамолака CeramiClear, которые в основном состоят из трёх изобретений:
- Гибкий полимер, содержащий кремний, который выводит частицы диоксида кремния на поверхность и обеспечивает прочный, плотно сшитый поверхностный слой, не вызывая хрупкости.
- Средство, позволяющее использовать один и тот же полимер на кремниевой основе для предотвращения “комкования” наночастиц на протяжении всего процесса окрашивания.
- Усилитель адгезии на основе боросодержащего полимера, позволяющий производить ремонт устойчивых к царапинам покрытий.
Спецразработка компании PPG керамолак CERAMICLEAR для компании Mercedes ‑Benz — это своего рода модефицированный полиуретановый лак. Он очень прочный, при этом эластичный, что не делает его хрупким, обеспечивая лучшую защиту от сколов. Он устойчив к появлению царапин, обладает способностью самостоятельно восстанавливаться от мелких поверхностных царапин в процессе последующего нагрева поверхности. Впервые керамолак анонсировали в 2003 году. В следующем году появилась усовершенствованная версия CeramiClear для использования с системой Global Refinish System, получившая впоследствии Золотую награду на Международном Гран-при за технические инновации в автомобильном сегменте Европы.
Новый керамолак был запущен в серийное производство компанией “Мерседес-Бенц”. Первыми моделями с этой новой системой окраски стали серии E, S, CL, SL и SLK-Class. С тех пор технологию несколько раз усовершенствовали.
В этой системе используются наночастицы диоксида кремния. Микроскопические частицы свободно плавают сначала в жидком прозрачном слое, а затем во время сушки внутри специальной камеры при температуре около 140 градусов Цельсия поднимаются на поверхность. Частицы соединяются друг с другом таким образом, что создаётся чрезвычайно плотная и гладко структурированная сеть, значительно более устойчивая к царапинам, чем обычное ЛКП. Твёрдые наночастицы распределены по всему слою, но по большей части сконцентрированы в верхней части CeramiClear.
По словам представителей Мерседес, наночастицы в три раза повышают устойчивость к царапинам, обеспечивают заметно улучшенный блеск на длительный период времени.
Машины с CeramiClear гораздо легче мыть из-за более высокого поверхностного натяжения. Большую часть грязи легче смывать. Остаётся меньше мелких царапин после мойки.
Был также разработан керамолак для ремонта автомобилей, покрытых CeramiClear, обеспечивающий примерно такой же уровень защиты, как и заводской керамолак. Керамолак можно распылить на уже нанесённое обычное ЛКП. После распыления керамолака есть «окно» 12–24 часа, после чего происходит полное затвердевание. Внутри этого «окна» можно отшлифовать ЛКП на мокрую, потом отполировать. В этот промежуток между нанесением и полным затвердеванием керамолак ведёт себя как обычное лакокрасочное покрытие. Рекомендуется полировать через 2–3 часа после покраски.
Керамолак PPG также одобрен компаниями BMW, Toyota, Nissan, Ferrari и используются для ремонта их автомобилей с высокопрочным ЛКП.
В сотрудничестве с PPG, BASF и Mercedes Benz, компания Menzerna разработала специальные полироли для использования на PPG CeramiClear для удаления царапин и мелких дефектов. Комплект Menzerna FLEX XC3401 Ceramic Show Car Kit специально предназначен для керамических лаков, устойчивых к царапинам.
Технология лаков устойчивых к царапинам
Керамолак компании PPG не единственный стойкий к царапинам лак. Существуют лакокрасочные покрытия, не содержащие наночастиц диоксида кремния, но также способные противостоять царапинам и самостоятельно восстанавливаться от мелких поверхностных царапин. Устойчивость к царапинам связана с перекрестно сшитой плотной полимерной матрицей, а также за счёт высокотемпературной сушки для дальнейшего повышения твёрдости.
По сути, простой полиуретановый лак также устойчив к царапинам. Все новые технологии лаков с повышенной стойкостью к царапинам являются его модификациями. Его главное преимущество заключается в том, что при высокой прочности, он остаётся эластичным, не хрупким. Простая полиуретановая плёнка для защиты кузова (см. статью о защите кузова плёнкой) также очень износостойкая, способная восстанавливаться от поверхностных царапин при нагреве. Более подробно лаки с разной химической структурой и их сравнение мы разберём в этой статье ниже.
УФ-отверждение лаков для лучшей устойчивости к царапинам
У стандартных лаков 1K и 2K плотность сшивания полимерной матрицы 8–12 МПа. С ультрафиолетовым отверждением можно получить гораздо большую плотность поперечных сшивок. Однако плотность выше 30 МПа уже не приводит к улучшению устойчивости к царапинам.
Ограничением ультрафиолетового отверждения является нулевое затвердевание в теневых зонах кузова. Сложные трехмерные формы кузова содержат области не попадающие под воздействие ультрафиолетового света. Это соображение привело к разработке лака двойного отверждения с использованием механизма сшивания изоцианатного полиола в дополнение к реакции полимеризации, инициированной ультрафиолетовым излучением. В то время как внешние видимые окрашенные области автомобиля достигают полного отвердевания с помощью двух механизмов, внутренние теневые зоны твердеют за счёт обычного процесса, без применения УФ-лучей.
Акрил, Акрил-уретан и Полиуретан
Акрил используется в самых разнообразных лакокрасочных материалах либо в качестве первичной смолы, либо в качестве сополимера с другими смолами.
Большинство традиционных автомобильных лаков состоят из акриловых и меламиновых смол. Акриловый полимер даёт твёрдость и хим. активность. Чтобы придать хорошие свойства текучести и распыляемости, растекаемости, выравнивания после распыления, для этого часто акриловые полимеры смешивают с разными мономерами.
Уретан в названии лаков не используется в качестве обозначения химиката.
Химический “уретан” не является точным описанием типа смол, используемых в красках. Он также известен как этилкарбамат, очень токсичное хим. вещество, когда-то использовавшееся в фармацевтике, но от него давно отказались из-за его токсичных характеристик. То, что можно обнаружить во многих плёнках красок, является “уретановой связью”. Это ключевой строительный блок, встречающийся в некоторых полимерах, и определяющий эксплуатационные свойства.
В целом лакокрасочные материалы, содержащие “уретановые связи”, обладают большей прочностью и долговечностью.
Акрил-уретановые лаки – отличный продукт, они сохнут быстрее, более прочные и служат дольше акриловых. Они являются промышленным стандартом для автомобильных ЛКП, и за последние два десятилетия во многом заменили акриловые материалы. Это предпочтительный выбор многих автопроизводителей. Акрил-уретановые покрытия прочные и меньше подвержены сколам, чем акриловые. Некоторые ЛКП из акрил-уретанов конкурируют или даже приравниваются к своим конкурентам из полиуретана, но в целом полиуретановые материалы имеют репутацию самых прочных.
Термин “полиуретан” (PU) появился давно в прошлом, потому что доминирующей химической группой, присутствующей в полимере, была уретановая группа.
Если придираться к терминам, акрил-уретан также можно назвать полиуретаном (из-за множества уретановых связей), однако настоящий полиуретан и акрил-уретан — это 2 разные системы окраски. Акрил-уретан не настолько эластичен как полиуретан и больше подвержен появлению царапин и сколов. Акрил-уретан не имеет столь же сильной защиты от УФ-излучения, из-за чего к нему часто добавляются УФ-протекторы.
Базовая структура полиуретанового лака отличается мягким сегментом на основе полиола, что придаёт ему гибкость и эластичность. Также имеется твёрдый сегмент с высокой плотностью уретановых сшивок, что придаёт покрытию твёрдость. Таким образом, полиуретаны сочетают в себе прочность и гибкость. При соответствующей рецептуре не существует другого класса продуктов, имеющих лучший баланс адгезии, устойчивости к УФ-излучению, износостойкости и эластичности.
Свойства, которые делают двухкомпонентный полиуретан уникальным, включают в себя следующие:
- Быстрое формирование и высыхание плёнки;
- Очень хорошая адгезия к различным подложкам;
- Отличная прозрачность;
- Прочность и долговечность;
- Отличный баланс между твердостью и гибкостью;
- Отличная химическая и механическая устойчивость;
- Устойчивость к циклическим воздействиям высоких и низких температур.
Пример настоящих полиуретановых лакокрасочных материалов – продукция Imron компании Dupont. В течение последних почти 40 лет они используются преимущественно на грузовом автотранспорте, самолетах и т.п., как наиболее износостойкие. PU-материалы и Imron в частности — самые опасные для здоровья. Большая концентрация изоционатов, входящих в состав активаторов, впитывается в организм человека через кожу и глаза. Как только изоционаты попадают в организм, они не выводятся, а накапливаются в крови, костях, печени, лёгких.. (см. статью “вред здоровью кузовщиков и автомаляров”) При распылении таких материалов важно использовать специальный респиратор, перчатки и защиту для глаз.
Какой лак выбрать?
Наиболее доступным по цене является акриловый лак. В магазинах с продукцией для кузовного ремонта на прилавках чаще всего находится именно он. Выбрав этот продукт проверенного бренда можно получить хорошие результаты при окрашивании кузова. Особенно, если весь процесс подготовки, окрашивания и последующей полировки сделать правильно.
Полиуретановый лак специфичен, наиболее прочный и эластичный. Его можно купить не везде и лучше применять, если автомобиль требует особенно прочного долговременного покрытия.
Акрил-уретановые лаки можно назвать золотой серединой. Они дороже акриловых, продаются у представителей известных производителей лакокрасочной продукции и на порядок лучше акриловых лаков.
В целом сосредоточьтесь на характеристиках лаков и рекомендациях коллег. Обращайте внимание на эксплуатационные данные и объективные обзоры автолака, чтобы убедиться, что вы получаете то, что ожидаете. Кроме того, не используйте цену как показатель качества. Для большинства марок автомобильных лаков и красок цена на сырье и производственные накладные расходы составляют лишь очень небольшую часть от общей стоимости. Большая часть затрат приходится на непомерные маркетинговые бюджеты.
Также читайте статью “покрытие лаком автомобиля” о правильном нанесении автолака.
Печатать статью
Лак ФЛ-98
Электроизоляционный лак ФЛ-98 применяется для пропитки обмоток электродвигателей с изоляцией класса нагревостойкости В. Обмотки, пропитанные лаком фл-98, сушат при температуре 125-140°С. Это одноупаковочный лакокрасочный материал, смесь растворов смол — алкидной АК и резольно-бутанолизированной РБ в органических растворителях. Наносят лак методом окунания.
Характеристики ФЛ-98
- Внешний вид пленки — гладкая, без сморщивания и пузырей;
- Массовая доля нелетучих веществ — 50-54%;
- Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре 20±0,5°C — 35-60 с;
- Время высыхания до степени 3 при температуре 120±2°C — не более 2 ч;
- Кислотное число — 10 мг КОН/г;
- Способность просыхания лака в толстом слое при температуре 120±2°C — не более 16 ч;
- Термоэластичность плёнки при температуре 150±2°С — не менее 30 ч.
Нанесение
Поверхность перед нанесением очистить от грязи и пыли. Лак ФЛ-98 наносят методом окунания. Обмотки, пропитанные лаком ФЛ-98, сушат при температуре 125-140°С.
Срок хранения
Срок хранения в невскрытой заводской упаковке 6 месяцев со дня изготовления.
Меры предосторожности, цена
Огнеопасно! Беречь от огня! При нанесении использовать индивидуальные средства защиты. СпецЭмаль реализует лак фл-98, цена всегда конкурентная! Узнавайте подробности у менеджеров завода.
Похожие товары
Лак БТ-99
Лак ГФ-95
Компания СпецЭмаль лакокрасочные материалы различного назначения: электроизоляционные, железнодорожные, маслобензостойкие, огнезащита и другие. Обратите внимание, что мы также производим огнезащитные материалы для дерева, бетона, текстиля, металла, пластика. Широкий выбор ЛКМ на разной основе: ВЛ, ГФ, ФЛ, КО, АК, АС, ХП, ЭП, ХС гарантирует удовлетворение Ваших потребностей! Действуют специальные цены: лак ас-528, лак хп-734, эмаль эп-46у, эмаль эп-140, краска огнезащитная кл-1.
Источник
Лак фл 98 гост 12294 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДAPT СОЮЗА ССР
ЛАК ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫЙ ПРОПИТОЧНЫЙ ФЛ-98
Electrical insulating impregnating varnish ФЛ-98.
Specifications
ОКП 23 1135 0500
Срок действия с 01.07.67
в части показателей «Электрическая
прочность при 130 °С и удельное объемное
электрическое сопротивление» — с 01.07.68
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством химической промышленности СССР
Романов В.М., Лившиц М.Л., Наяшков И.С., Холодовская Р.С.
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 19.10.66
3. Периодичность проверки — 1 раз в 5 лет
4. ВЗАМЕН ТУ ЯН-86-59
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ 6433.2-71. — Примечание «КОДЕКС».
6. Срок действия продлен до 01.01.97* Постановлением Госстандарта от 27.12.90 N 3371
* Ограничение срока действия снято по протоколу N 7-95 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-95). — Примечание изготовителя базы данных
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (август 1992 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в августе 1976 г., августе 1981 г., июле 1986 г., мае 1990 г. (ИУС 9-76, 11-81, 10-86, 4-91)
Настоящий стандарт распространяется на электроизоляционный пропиточный маслостойкий лак ФЛ-98, представляющий собой смесь растворов смол-алкидной АК и резольно-бутанолизированной РБ в органических растворителях.
Лак ФЛ-98 предназначается для пропитки обмоток электродвигателей с изоляцией класса нагревостойкости В по ГОСТ 8865-87. Обмотки, пропитанные лаком, сушат при 125-140 °С.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1 Электроизоляционный пропиточный лак ФЛ-98 по физико-химическим и электрическим показателям должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1.
1. Внешний вид пленки лака
После высыхания лак должен образовывать гладкую пленку без пузырей, сморщивания и вздутий
2. Наличие механических включений в лаке
3. Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0±0,5) °С, с
4. Массовая доля нелетучих веществ, %
По ГОСТ 17537-72 и п.2.6 настоящего стандарта
5. Время высыхания до степени 3 при температуре (120±2) °С, ч, не более
По ГОСТ 19007-73 и п.2.7 настоящего стандарта
6. Способность просыхания лака в толстом слое при температуре (120±2) °С, ч, не более
По ГОСТ 13526-79 и п.2.8 настоящего стандарта
7. Кислотное число, мг КОН/г не более
По ГОСТ 13526-79 и п.2.9 настоящего стандарта
8. Термоэластичность пленки при температуре (150±2) °С, ч, не менее
По ГОСТ 13526-79 и п.2.10 настоящего стандарта
9. Электрическая прочность пленки, МВ/м, не менее:
при температуре 15-35 °С
при температуре (130±2) °С
после воздействия воздуха с относительной влажностью (93±2)% и температурой (23±2) °С в течение 24 ч
По ГОСТ 10315-75 и п.2.11 настоящего стандарта
10. Удельное объемное электрическое сопротивление пленки, Ом·м, не менее:
при температуре 15-35 °С
при температуре (130±2) °С
после действия воды в течение 24 ч при температуре (23,0±0,5) °С
По ГОСТ 10315-75 и п.2.11 настоящего стандарта
(Измененная редакция, Изм. N 5).
Электроизоляционный пропиточный лак ФЛ-98 должен изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рецептуре и технологическому регламенту, утвержденным в установленном порядке
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.2. (Исключен, Изм. N 2).
1.3. В случае необходимости лак разбавляют ксилолом (ГОСТ 9949-76 или ГОСТ 9410-78).
(Измененная редакция, Изм. N 5).
1.4. (Исключен, Изм. N 2).
1a. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
1a.1. Правила приемки — по ГОСТ 9980.1-86.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
1a.2. Нормы по показателям 6, 8 табл.1 изготовитель определяет периодически в каждой 20-й партии.
(Введен дополнительно, Изм. N 5).
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. (Исключен, Изм. N 2).
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.3. Определение внешнего вида пленки лака
Лак с исходной вязкостью наносят наливом на медную пластинку толщиной 0,4-0,6 мм (ГОСТ 495-92) и размером 100Х100 мм. Пластинку ставят под углом 45° в эксикатор или остекленный шкаф и выдерживают в течение 30 мин при (20±2) °С, затем сушат в течение 1,5-2 ч при (120±2) °С. После охлаждения полученную пленку рассматривают в отраженном свете.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.4. (Исключен, Изм. N 4).
2.5. (Исключен, Изм. N 5).
2.6. При определении массовой доли нелетучих веществ навеску испытуемого лака массой 1,5-2 г помещают в сушильный шкаф и выдерживают при температуре (130±5) °С в течение 2 ч. Допускается определение массовой доли нелетучих веществ под инфракрасной лампой при температуре (140±2) °С в течение 15 мин. При разногласиях в оценке массовую долю нелетучих веществ в лаке определяют в сушильном шкафу.
Источник
Лак ФЛ-98
ФЛ-98 фенольный электроизоляционный пропиточный лак гост 12294-66 предназначен для пропитки обмоток электродвигателей с изоляцией класса нагревостойкости В.
Применение лака ФЛ-98
Лак ФЛ-98 электроизоляционный наносят окунанием. Обмотки, пропитанные лаком, сушат при температуре 125-140°С.
Гарантийный срок хранения лака ФЛ-98
6 месяцев со дня изготовления.
Технические характеристики лака ФЛ-98
Внешний вид лака | гладкая пленка, без пузырей, сморщивания, вздутий. |
Наличие механических включений в лаке | отсутствие |
Условная вязкость лака по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0±0,5)°С, с | 35-60 |
Массовая доля нелетучих веществ, % | 50-54 |
Время высыхания до степени 3 при температуре (120±2)°С, ч, не более | 2 |
Способность просыхания лака в толстом слое при температуре (120±2)°С, ч, не более | 16 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более | 10 |
Электрическая прочность пленки при температуре (15-35)°С МВ/м, не менее | 75 |
Электрическая прочность пленки при температуре (130±2)°С МВ/м, не менее | 40 |
Электрическая прочность пленки после воздействия воздуха с относительной влажностью (93±2) % и температурой (23±2)°С, в течение 24 часов МВ/м, не менее | 45 |
Удельное объемное электрическое сопротивление пленки при температуре (15-35)°С, Омxм, не менее | 1×10 12 |
Удельное объемное электрическое сопротивление пленки при температуре (130±2)°С, Омxм, не менее | 1×10 8 |
Удельное объемное электрическое сопротивление пленки после воздействия воды при температуре (23,0±0,5)°С, в течение 24 часов, Омxм, не менее | 1×10 11 |
Термоэластичность плёнки при температуре (150±2)°С, ч, не менее | 30 |
Онлайн консультации по Viber и WhatsApp +7 (910) 973-59-09
Источник
Особенности применения и обзор характеристик лака ФЛ-98 (видео)
Электроизоляционный лак ФЛ-98 применяется для пропитки обмоток электродвигателей с изоляцией класса нагревостойкости В. Обмотки, пропитанные лаком фл-98, сушат при температуре 125-140°С. Это одноупаковочный лакокрасочный материал, смесь растворов смол — алкидной АК и резольно-бутанолизированной РБ в органических растворителях. Наносят лак методом окунания.
Расход
Расход пропиточного лака ФЛ-98 зависит от степени подготовки поверхности, погодных условий, характера окрашиваемой поверхности, рабочей вязкости, толщины слоя и квалификации персонала, который проводит работы. Теоретический расход лака
Способ применения ФЛ-98
лак, нагретый до температуры 60С, наносится на предварительно подготовленные поверхности – очищенные, обезжиренные, высушенные. При необходимости, добавить ксилол для получения нужного уровня вязкости. Единственный способ нанесения лака ФЛ-98 – окунание. Время высыхания при температуре 120С составляет 2 часа. В результате образуется ровная, гладкая пленка.
Основные показатели ФЛ-98
Наименование показателя
Норма
1. Внешний вид лака
гладкая пленка, без пузырей, сморщивания, вздутий.
2.Наличие механических включений в лаке
3. Условная вязкость лака по вискозиметру типа
ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при
температуре (20,0±0,5)°С, с
4. Массовая доля нелетучих веществ, %
5. Время высыхания до степени 3 при
температуре (120±2)°С, ч, не более
6. Способность просыхания лака в толстом слое
при температуре (120±2)°С, ч, не более
7. Кислотное число, мг КОН/г, не более
8. Электрическая прочность пленки МВ/м,
— при температуре (15-35)°С
— при температуре (130±2)°С
— после воздействия воздуха с относительной
влажностью (93±2) % и температурой (23±2)°С, в течение 24 часов
9. Удельное объемное электрическое
сопротивление пленки, Ом×м, не менее
— при температуре (15-35)°С
— при температуре (130±2)°С
— после воздействия воды при температуре
(23,0±0,5)°С, в течение 24 часов
10. Термоэластичность плёнки при температуре (150±2)°С, ч, не менее
Гарантийный срок — шесть месяцев со дня изготовления.
ЦЕНЫ АКТУАЛЬНЫ НА
июля г.
Лак ФЛ-98 имеет прозрачный цвет
К особенностям пропиточного электроизоляционного лака ФЛ-98 ГОСТ 12294-66 можно отнести такие свойства и характеристики:
- электроизоляционный
- электропрочный
- термопластичный
- маслостойкий
- влагостойкий
- прочный, долговечный
- быстросохнущий — сушка до степени 3 при температуре 120 С — 2 часа
Наносят ФЛ-98 на поверхность методом окунания. Обмотки, пропитанные лаком, сушат при температуре 125-140°С.
Наносят лак на предварительно подготовленные поверхности – очищенные от грязи и пыли, обезжиренные, высушенные. При необходимости материал смешивается с растворителями (уайт-спирит, нефрас С4, ксилол) для получения нужного уровня вязкости.
Стандарт
По типу защищаемой поверхности
Алюминий, Медь / Латунь, Пластмасса / Оргстекло, Черные металлы, Цветные металлы, Загрунтованный металл, Кабель / Провод
По области применения
Машиностроение / Станкостроение, Металлоконструкции / Стальные сооружения, Бытовая техника и оборудование, Здания и сооружения / Строительная отрасль, Радиотехническая промышленность / Приборостроение
По специальным свойствам
Электроизоляционные материалы, Глянцевая / Полуглянцевая, Матовая / Полуматовая, Для внутренних работ
По стойкости к воздействию
Влагостойкость, Бензостойкость, Электроизоляция, Маслостойкость
По типу связующего
Купить Лак ФЛ-98
Технические характеристики
Вот основные характеристики лака ФЛ-98, соответствующие ГОСТу:
- после нанесения отсутствуют вкрапления, морщинки, трещины и пузыри, поверхность слоя – гладкая;
- показатель вязкости – от 35 до 60 с, исходя из данных вискозиметра ВЗ-246 при комнатной температуре;
- объем твердого остатка составляет от 50 до 55%;
- при +120 градусов лак электроизоляционный высыхает до третьей степени примерно за 2 часа;
- при температуре 120 градусов толстый слой лака высыхает примерно за 16 часов;
- показатель прочности пленки зависит от температуры окружающей среды. При температуре 15-35 градусов прочность составляет 75 МВ/м, при температуре 130 градусов прочность около 40 МВ/м, а при высокой влажности воздуха (90-95%) и температуре 23 градуса, прочность в течении 24 часа составляет 45 МВ/м;
- сопротивление лакированного слоя при комнатной температуре составляет 10*12 Ом/м. Чем выше температура, тем меньше сопротивление, так при 130 градусов, сопротивление около 10*8 Ом/м;
- термическая эластичность лакированного покрытия при +150 градусов – около 30 часов.
Правила нанесения
Перед тем как наносить электроизоляционный лак ФЛ-98, с обрабатываемой поверхности необходимо удалить любые загрязнения, включая пыль, грязь, жир, старые лакокрасочные материалы. После этого, основание нужно хорошо высушить. Лак поставляется готовым к использованию, но если он будет слишком густым, можно использовать ксилол в качестве разбавителя.
Наносить лаковый раствор необходимо посредством окунания изделия в него. После такого нанесения обязательно нужно выполнить сушку лакированной детали, от +120 до +140 градусов, на протяжении примерно 2 часов. Благодаря соблюдению этого правила, лакированное покрытие будет ровным, гладким, максимально прочным и износостойким.
Способ применения ФЛ-98
лак, нагретый до температуры 60С, наносится на предварительно подготовленные поверхности – очищенные, обезжиренные, высушенные. При необходимости, добавить ксилол для получения нужного уровня вязкости. Единственный способ нанесения лака ФЛ-98 – окунание. Время высыхания при температуре 120С составляет 2 часа. В результате образуется ровная, гладкая пленка.
Основные показатели ФЛ-98
Наименование показателя
Норма
1. Внешний вид лака
гладкая пленка, без пузырей, сморщивания, вздутий.
2.Наличие механических включений в лаке
3. Условная вязкость лака по вискозиметру типа
ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при
температуре (20,0±0,5)°С, с
4. Массовая доля нелетучих веществ, %
5. Время высыхания до степени 3 при
температуре (120±2)°С, ч, не более
6. Способность просыхания лака в толстом слое
при температуре (120±2)°С, ч, не более
7. Кислотное число, мг КОН/г, не более
8. Электрическая прочность пленки МВ/м,
— при температуре (15-35)°С
— при температуре (130±2)°С
— после воздействия воздуха с относительной
влажностью (93±2) % и температурой (23±2)°С, в течение 24 часов
9. Удельное объемное электрическое
сопротивление пленки, Ом×м, не менее
— при температуре (15-35)°С
— при температуре (130±2)°С
— после воздействия воды при температуре
(23,0±0,5)°С, в течение 24 часов
10. Термоэластичность плёнки при температуре (150±2)°С, ч, не менее
Гарантийный срок — шесть месяцев со дня изготовления.
ЦЕНЫ АКТУАЛЬНЫ НА
июля г.
Описание лака ФЛ-98
ФЛ-98 ГОСТ 12294-66 электроизоляционный пропиточный лак. Представляет собой смесь растворов смол — алкидной АК и резольно-бутанолизированной РБ в органических растворителях.
Способы доставки
Доставка лака ФЛ-98 электроизоляционного осуществляется оптом и в розницу во все регионы России. Доставка возможна любыми транспортными компаниями, а так же возможен самовывоз со склада в г. Ярославль. Более подробно с этой информацией можно ознакомиться в разделе «Доставка».
Завод-производитель лака ФЛ-98 гарантирует качество и конкурентные цены. Цена лака зависит от объема заказа и способа доставки.
Применение средства
Перед нанесением лака обрабатываемую поверхность зачищают от грязи, пыли, жира. База предварительно сушится. Лак продается в готовом виде, при повышении вязкости его можно разбавить ксилолом. Есть лишь один способ создания покрытия — окунуть изделие в лак. После этого производят сушку при высокой температуре (+120…140), процесс длится около 2 часов. Это позволяет создать гладкую, ровную пленку.
Аналоги материала ФЛ-98
Лак КО-916 предназначена для обмоток электpических машин — якоpей, pотоpов и статоpов электpодвигателей, катушек сваpочных тpансфоpматоpов постоянного и пеpеменного тока.
Электроизоляционный лак КО-915 обладает хорошей нагревостойкостью, высокими диэлектрическими показателями, хорошей клеящей и пропитывающей способностью.
Лаки БТ-987, БТ-988 предназначаются для пропитки обмоток электрооборудования.
Лак МЛ-92 электроизоляционный представляет собой раствор смеси глифталевого лака и меламино-формальдегидной смолы К-421-02 в органических растворителях.
Лак ФЛ-582 предназначен для нанесения на детали и сборочные единицы приборов, товарные знаки и планки; экраны, детали из слоистых пластиков; оцинкованные и кадмированные поверхности; субблоки печатного и объемного монтажа.
Лак БТ-99 электроизоляционный представляет собой раствор нефтяных битумов с алкидными лаками или растительными маслами в органических растворителях с добавлением сиккатива.
Источник
Лак ФЛ-98
Электроизоляционный лак ФЛ-98 применяется для пропитки обмоток электродвигателей с изоляцией класса нагревостойкости В. Обмотки, пропитанные лаком фл-98, сушат при температуре 125-140°С. Это одноупаковочный лакокрасочный материал, смесь растворов смол — алкидной АК и резольно-бутанолизированной РБ в органических растворителях. Наносят лак методом окунания.
Характеристики ФЛ-98
- Внешний вид пленки — гладкая, без сморщивания и пузырей;
- Массовая доля нелетучих веществ — 50-54%;
- Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре 20±0,5°C — 35-60 с;
- Время высыхания до степени 3 при температуре 120±2°C — не более 2 ч;
- Кислотное число — 10 мг КОН/г;
- Способность просыхания лака в толстом слое при температуре 120±2°C — не более 16 ч;
- Термоэластичность плёнки при температуре 150±2°С — не менее 30 ч.
Нанесение
Поверхность перед нанесением очистить от грязи и пыли. Лак ФЛ-98 наносят методом окунания. Обмотки, пропитанные лаком ФЛ-98, сушат при температуре 125-140°С.
Срок хранения
Срок хранения в невскрытой заводской упаковке 6 месяцев со дня изготовления.
Меры предосторожности, цена
Огнеопасно! Беречь от огня! При нанесении использовать индивидуальные средства защиты. СпецЭмаль реализует лак фл-98, цена всегда конкурентная! Узнавайте подробности у менеджеров завода.
Похожие товары
Лак БТ-99
Лак ГФ-95
Компания СпецЭмаль лакокрасочные материалы различного назначения: электроизоляционные, железнодорожные, маслобензостойкие, огнезащита и другие. Обратите внимание, что мы также производим огнезащитные материалы для дерева, бетона, текстиля, металла, пластика. Широкий выбор ЛКМ на разной основе: ВЛ, ГФ, ФЛ, КО, АК, АС, ХП, ЭП, ХС гарантирует удовлетворение Ваших потребностей! Действуют специальные цены: лак ас-528, лак хп-734, эмаль эп-46у, эмаль эп-140, краска огнезащитная кл-1.
Источник
Особенности применения и обзор характеристик лака ФЛ-98 (видео)
Электроизоляционный лак ФЛ-98 применяется для пропитки обмоток электродвигателей с изоляцией класса нагревостойкости В. Обмотки, пропитанные лаком фл-98, сушат при температуре 125-140°С. Это одноупаковочный лакокрасочный материал, смесь растворов смол — алкидной АК и резольно-бутанолизированной РБ в органических растворителях. Наносят лак методом окунания.
Расход
Расход пропиточного лака ФЛ-98 зависит от степени подготовки поверхности, погодных условий, характера окрашиваемой поверхности, рабочей вязкости, толщины слоя и квалификации персонала, который проводит работы. Теоретический расход лака
Способ применения ФЛ-98
лак, нагретый до температуры 60С, наносится на предварительно подготовленные поверхности – очищенные, обезжиренные, высушенные. При необходимости, добавить ксилол для получения нужного уровня вязкости. Единственный способ нанесения лака ФЛ-98 – окунание. Время высыхания при температуре 120С составляет 2 часа. В результате образуется ровная, гладкая пленка.
Основные показатели ФЛ-98
Наименование показателя
Норма
1. Внешний вид лака
гладкая пленка, без пузырей, сморщивания, вздутий.
2.Наличие механических включений в лаке
3. Условная вязкость лака по вискозиметру типа
ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при
температуре (20,0±0,5)°С, с
4. Массовая доля нелетучих веществ, %
5. Время высыхания до степени 3 при
температуре (120±2)°С, ч, не более
6. Способность просыхания лака в толстом слое
при температуре (120±2)°С, ч, не более
7. Кислотное число, мг КОН/г, не более
8. Электрическая прочность пленки МВ/м,
— при температуре (15-35)°С
— при температуре (130±2)°С
— после воздействия воздуха с относительной
влажностью (93±2) % и температурой (23±2)°С, в течение 24 часов
9. Удельное объемное электрическое
сопротивление пленки, Ом×м, не менее
— при температуре (15-35)°С
— при температуре (130±2)°С
— после воздействия воды при температуре
(23,0±0,5)°С, в течение 24 часов
10. Термоэластичность плёнки при температуре (150±2)°С, ч, не менее
Гарантийный срок — шесть месяцев со дня изготовления.
ЦЕНЫ АКТУАЛЬНЫ НА
июля г.
Лак ФЛ-98 имеет прозрачный цвет
К особенностям пропиточного электроизоляционного лака ФЛ-98 ГОСТ 12294-66 можно отнести такие свойства и характеристики:
- электроизоляционный
- электропрочный
- термопластичный
- маслостойкий
- влагостойкий
- прочный, долговечный
- быстросохнущий — сушка до степени 3 при температуре 120 С — 2 часа
Наносят ФЛ-98 на поверхность методом окунания. Обмотки, пропитанные лаком, сушат при температуре 125-140°С.
Наносят лак на предварительно подготовленные поверхности – очищенные от грязи и пыли, обезжиренные, высушенные. При необходимости материал смешивается с растворителями (уайт-спирит, нефрас С4, ксилол) для получения нужного уровня вязкости.
Стандарт
По типу защищаемой поверхности
Алюминий, Медь / Латунь, Пластмасса / Оргстекло, Черные металлы, Цветные металлы, Загрунтованный металл, Кабель / Провод
По области применения
Машиностроение / Станкостроение, Металлоконструкции / Стальные сооружения, Бытовая техника и оборудование, Здания и сооружения / Строительная отрасль, Радиотехническая промышленность / Приборостроение
По специальным свойствам
Электроизоляционные материалы, Глянцевая / Полуглянцевая, Матовая / Полуматовая, Для внутренних работ
По стойкости к воздействию
Влагостойкость, Бензостойкость, Электроизоляция, Маслостойкость
По типу связующего
Купить Лак ФЛ-98
Технические характеристики
Вот основные характеристики лака ФЛ-98, соответствующие ГОСТу:
- после нанесения отсутствуют вкрапления, морщинки, трещины и пузыри, поверхность слоя – гладкая;
- показатель вязкости – от 35 до 60 с, исходя из данных вискозиметра ВЗ-246 при комнатной температуре;
- объем твердого остатка составляет от 50 до 55%;
- при +120 градусов лак электроизоляционный высыхает до третьей степени примерно за 2 часа;
- при температуре 120 градусов толстый слой лака высыхает примерно за 16 часов;
- показатель прочности пленки зависит от температуры окружающей среды. При температуре 15-35 градусов прочность составляет 75 МВ/м, при температуре 130 градусов прочность около 40 МВ/м, а при высокой влажности воздуха (90-95%) и температуре 23 градуса, прочность в течении 24 часа составляет 45 МВ/м;
- сопротивление лакированного слоя при комнатной температуре составляет 10*12 Ом/м. Чем выше температура, тем меньше сопротивление, так при 130 градусов, сопротивление около 10*8 Ом/м;
- термическая эластичность лакированного покрытия при +150 градусов – около 30 часов.
Правила нанесения
Перед тем как наносить электроизоляционный лак ФЛ-98, с обрабатываемой поверхности необходимо удалить любые загрязнения, включая пыль, грязь, жир, старые лакокрасочные материалы. После этого, основание нужно хорошо высушить. Лак поставляется готовым к использованию, но если он будет слишком густым, можно использовать ксилол в качестве разбавителя.
Наносить лаковый раствор необходимо посредством окунания изделия в него. После такого нанесения обязательно нужно выполнить сушку лакированной детали, от +120 до +140 градусов, на протяжении примерно 2 часов. Благодаря соблюдению этого правила, лакированное покрытие будет ровным, гладким, максимально прочным и износостойким.
Способ применения ФЛ-98
лак, нагретый до температуры 60С, наносится на предварительно подготовленные поверхности – очищенные, обезжиренные, высушенные. При необходимости, добавить ксилол для получения нужного уровня вязкости. Единственный способ нанесения лака ФЛ-98 – окунание. Время высыхания при температуре 120С составляет 2 часа. В результате образуется ровная, гладкая пленка.
Основные показатели ФЛ-98
Наименование показателя
Норма
1. Внешний вид лака
гладкая пленка, без пузырей, сморщивания, вздутий.
2.Наличие механических включений в лаке
3. Условная вязкость лака по вискозиметру типа
ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при
температуре (20,0±0,5)°С, с
4. Массовая доля нелетучих веществ, %
5. Время высыхания до степени 3 при
температуре (120±2)°С, ч, не более
6. Способность просыхания лака в толстом слое
при температуре (120±2)°С, ч, не более
7. Кислотное число, мг КОН/г, не более
8. Электрическая прочность пленки МВ/м,
— при температуре (15-35)°С
— при температуре (130±2)°С
— после воздействия воздуха с относительной
влажностью (93±2) % и температурой (23±2)°С, в течение 24 часов
9. Удельное объемное электрическое
сопротивление пленки, Ом×м, не менее
— при температуре (15-35)°С
— при температуре (130±2)°С
— после воздействия воды при температуре
(23,0±0,5)°С, в течение 24 часов
10. Термоэластичность плёнки при температуре (150±2)°С, ч, не менее
Гарантийный срок — шесть месяцев со дня изготовления.
ЦЕНЫ АКТУАЛЬНЫ НА
июля г.
Описание лака ФЛ-98
ФЛ-98 ГОСТ 12294-66 электроизоляционный пропиточный лак. Представляет собой смесь растворов смол — алкидной АК и резольно-бутанолизированной РБ в органических растворителях.
Способы доставки
Доставка лака ФЛ-98 электроизоляционного осуществляется оптом и в розницу во все регионы России. Доставка возможна любыми транспортными компаниями, а так же возможен самовывоз со склада в г. Ярославль. Более подробно с этой информацией можно ознакомиться в разделе «Доставка».
Завод-производитель лака ФЛ-98 гарантирует качество и конкурентные цены. Цена лака зависит от объема заказа и способа доставки.
Применение средства
Перед нанесением лака обрабатываемую поверхность зачищают от грязи, пыли, жира. База предварительно сушится. Лак продается в готовом виде, при повышении вязкости его можно разбавить ксилолом. Есть лишь один способ создания покрытия — окунуть изделие в лак. После этого производят сушку при высокой температуре (+120…140), процесс длится около 2 часов. Это позволяет создать гладкую, ровную пленку.
Аналоги материала ФЛ-98
Лак КО-916 предназначена для обмоток электpических машин — якоpей, pотоpов и статоpов электpодвигателей, катушек сваpочных тpансфоpматоpов постоянного и пеpеменного тока.
Электроизоляционный лак КО-915 обладает хорошей нагревостойкостью, высокими диэлектрическими показателями, хорошей клеящей и пропитывающей способностью.
Лаки БТ-987, БТ-988 предназначаются для пропитки обмоток электрооборудования.
Лак МЛ-92 электроизоляционный представляет собой раствор смеси глифталевого лака и меламино-формальдегидной смолы К-421-02 в органических растворителях.
Лак ФЛ-582 предназначен для нанесения на детали и сборочные единицы приборов, товарные знаки и планки; экраны, детали из слоистых пластиков; оцинкованные и кадмированные поверхности; субблоки печатного и объемного монтажа.
Лак БТ-99 электроизоляционный представляет собой раствор нефтяных битумов с алкидными лаками или растительными маслами в органических растворителях с добавлением сиккатива.
Источник
Лак фл 98 гост 12294 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДAPT СОЮЗА ССР
ЛАК ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫЙ ПРОПИТОЧНЫЙ ФЛ-98
Electrical insulating impregnating varnish ФЛ-98.
Specifications
ОКП 23 1135 0500
Срок действия с 01.07.67
в части показателей «Электрическая
прочность при 130 °С и удельное объемное
электрическое сопротивление» — с 01.07.68
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством химической промышленности СССР
Романов В.М., Лившиц М.Л., Наяшков И.С., Холодовская Р.С.
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 19.10.66
3. Периодичность проверки — 1 раз в 5 лет
4. ВЗАМЕН ТУ ЯН-86-59
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ 6433.2-71. — Примечание «КОДЕКС».
6. Срок действия продлен до 01.01.97* Постановлением Госстандарта от 27.12.90 N 3371
* Ограничение срока действия снято по протоколу N 7-95 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-95). — Примечание изготовителя базы данных
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (август 1992 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в августе 1976 г., августе 1981 г., июле 1986 г., мае 1990 г. (ИУС 9-76, 11-81, 10-86, 4-91)
Настоящий стандарт распространяется на электроизоляционный пропиточный маслостойкий лак ФЛ-98, представляющий собой смесь растворов смол-алкидной АК и резольно-бутанолизированной РБ в органических растворителях.
Лак ФЛ-98 предназначается для пропитки обмоток электродвигателей с изоляцией класса нагревостойкости В по ГОСТ 8865-87. Обмотки, пропитанные лаком, сушат при 125-140 °С.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1 Электроизоляционный пропиточный лак ФЛ-98 по физико-химическим и электрическим показателям должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1.
1. Внешний вид пленки лака
После высыхания лак должен образовывать гладкую пленку без пузырей, сморщивания и вздутий
2. Наличие механических включений в лаке
3. Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0±0,5) °С, с
4. Массовая доля нелетучих веществ, %
По ГОСТ 17537-72 и п.2.6 настоящего стандарта
5. Время высыхания до степени 3 при температуре (120±2) °С, ч, не более
По ГОСТ 19007-73 и п.2.7 настоящего стандарта
6. Способность просыхания лака в толстом слое при температуре (120±2) °С, ч, не более
По ГОСТ 13526-79 и п.2.8 настоящего стандарта
7. Кислотное число, мг КОН/г не более
По ГОСТ 13526-79 и п.2.9 настоящего стандарта
8. Термоэластичность пленки при температуре (150±2) °С, ч, не менее
По ГОСТ 13526-79 и п.2.10 настоящего стандарта
9. Электрическая прочность пленки, МВ/м, не менее:
при температуре 15-35 °С
при температуре (130±2) °С
после воздействия воздуха с относительной влажностью (93±2)% и температурой (23±2) °С в течение 24 ч
По ГОСТ 10315-75 и п.2.11 настоящего стандарта
10. Удельное объемное электрическое сопротивление пленки, Ом·м, не менее:
при температуре 15-35 °С
при температуре (130±2) °С
после действия воды в течение 24 ч при температуре (23,0±0,5) °С
По ГОСТ 10315-75 и п.2.11 настоящего стандарта
(Измененная редакция, Изм. N 5).
Электроизоляционный пропиточный лак ФЛ-98 должен изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рецептуре и технологическому регламенту, утвержденным в установленном порядке
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.2. (Исключен, Изм. N 2).
1.3. В случае необходимости лак разбавляют ксилолом (ГОСТ 9949-76 или ГОСТ 9410-78).
(Измененная редакция, Изм. N 5).
1.4. (Исключен, Изм. N 2).
1a. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
1a.1. Правила приемки — по ГОСТ 9980.1-86.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
1a.2. Нормы по показателям 6, 8 табл.1 изготовитель определяет периодически в каждой 20-й партии.
(Введен дополнительно, Изм. N 5).
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. (Исключен, Изм. N 2).
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.3. Определение внешнего вида пленки лака
Лак с исходной вязкостью наносят наливом на медную пластинку толщиной 0,4-0,6 мм (ГОСТ 495-92) и размером 100Х100 мм. Пластинку ставят под углом 45° в эксикатор или остекленный шкаф и выдерживают в течение 30 мин при (20±2) °С, затем сушат в течение 1,5-2 ч при (120±2) °С. После охлаждения полученную пленку рассматривают в отраженном свете.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.4. (Исключен, Изм. N 4).
2.5. (Исключен, Изм. N 5).
2.6. При определении массовой доли нелетучих веществ навеску испытуемого лака массой 1,5-2 г помещают в сушильный шкаф и выдерживают при температуре (130±5) °С в течение 2 ч. Допускается определение массовой доли нелетучих веществ под инфракрасной лампой при температуре (140±2) °С в течение 15 мин. При разногласиях в оценке массовую долю нелетучих веществ в лаке определяют в сушильном шкафу.
Источник
Лак фл 98 гост 12294 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДAPT СОЮЗА ССР
ЛАК ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫЙ ПРОПИТОЧНЫЙ ФЛ-98
Electrical insulating impregnating varnish ФЛ-98.
Specifications
ОКП 23 1135 0500
Срок действия с 01.07.67
в части показателей «Электрическая
прочность при 130 °С и удельное объемное
электрическое сопротивление» — с 01.07.68
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством химической промышленности СССР
Романов В.М., Лившиц М.Л., Наяшков И.С., Холодовская Р.С.
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 19.10.66
3. Периодичность проверки — 1 раз в 5 лет
4. ВЗАМЕН ТУ ЯН-86-59
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ 6433.2-71. — Примечание «КОДЕКС».
6. Срок действия продлен до 01.01.97* Постановлением Госстандарта от 27.12.90 N 3371
* Ограничение срока действия снято по протоколу N 7-95 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-95). — Примечание изготовителя базы данных
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (август 1992 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в августе 1976 г., августе 1981 г., июле 1986 г., мае 1990 г. (ИУС 9-76, 11-81, 10-86, 4-91)
Настоящий стандарт распространяется на электроизоляционный пропиточный маслостойкий лак ФЛ-98, представляющий собой смесь растворов смол-алкидной АК и резольно-бутанолизированной РБ в органических растворителях.
Лак ФЛ-98 предназначается для пропитки обмоток электродвигателей с изоляцией класса нагревостойкости В по ГОСТ 8865-87. Обмотки, пропитанные лаком, сушат при 125-140 °С.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1 Электроизоляционный пропиточный лак ФЛ-98 по физико-химическим и электрическим показателям должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1.
1. Внешний вид пленки лака
После высыхания лак должен образовывать гладкую пленку без пузырей, сморщивания и вздутий
2. Наличие механических включений в лаке
3. Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0±0,5) °С, с
4. Массовая доля нелетучих веществ, %
По ГОСТ 17537-72 и п.2.6 настоящего стандарта
5. Время высыхания до степени 3 при температуре (120±2) °С, ч, не более
По ГОСТ 19007-73 и п.2.7 настоящего стандарта
6. Способность просыхания лака в толстом слое при температуре (120±2) °С, ч, не более
По ГОСТ 13526-79 и п.2.8 настоящего стандарта
7. Кислотное число, мг КОН/г не более
По ГОСТ 13526-79 и п.2.9 настоящего стандарта
8. Термоэластичность пленки при температуре (150±2) °С, ч, не менее
По ГОСТ 13526-79 и п.2.10 настоящего стандарта
9. Электрическая прочность пленки, МВ/м, не менее:
при температуре 15-35 °С
при температуре (130±2) °С
после воздействия воздуха с относительной влажностью (93±2)% и температурой (23±2) °С в течение 24 ч
По ГОСТ 10315-75 и п.2.11 настоящего стандарта
10. Удельное объемное электрическое сопротивление пленки, Ом·м, не менее:
при температуре 15-35 °С
при температуре (130±2) °С
после действия воды в течение 24 ч при температуре (23,0±0,5) °С
По ГОСТ 10315-75 и п.2.11 настоящего стандарта
(Измененная редакция, Изм. N 5).
Электроизоляционный пропиточный лак ФЛ-98 должен изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рецептуре и технологическому регламенту, утвержденным в установленном порядке
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.2. (Исключен, Изм. N 2).
1.3. В случае необходимости лак разбавляют ксилолом (ГОСТ 9949-76 или ГОСТ 9410-78).
(Измененная редакция, Изм. N 5).
1.4. (Исключен, Изм. N 2).
1a. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
1a.1. Правила приемки — по ГОСТ 9980.1-86.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
1a.2. Нормы по показателям 6, 8 табл.1 изготовитель определяет периодически в каждой 20-й партии.
(Введен дополнительно, Изм. N 5).
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. (Исключен, Изм. N 2).
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.3. Определение внешнего вида пленки лака
Лак с исходной вязкостью наносят наливом на медную пластинку толщиной 0,4-0,6 мм (ГОСТ 495-92) и размером 100Х100 мм. Пластинку ставят под углом 45° в эксикатор или остекленный шкаф и выдерживают в течение 30 мин при (20±2) °С, затем сушат в течение 1,5-2 ч при (120±2) °С. После охлаждения полученную пленку рассматривают в отраженном свете.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.4. (Исключен, Изм. N 4).
2.5. (Исключен, Изм. N 5).
2.6. При определении массовой доли нелетучих веществ навеску испытуемого лака массой 1,5-2 г помещают в сушильный шкаф и выдерживают при температуре (130±5) °С в течение 2 ч. Допускается определение массовой доли нелетучих веществ под инфракрасной лампой при температуре (140±2) °С в течение 15 мин. При разногласиях в оценке массовую долю нелетучих веществ в лаке определяют в сушильном шкафу.
Источник
Лак ФЛ-98
Лак ФЛ-98 смесь растворов смол — алкидной АК и резольно-бутанолизированной РБ в органических растворителях.
Гарантийный срок
Гарантийный срок хранения — 12 месяцев со дня изготовления.
Назначение
Электроизоляционный лак ФЛ-98 предназначен для пропитки обмоток электродвигателей с изоляцией класса нагревостойкости В.
Внешний вид:
После высыхания пропиточный лак ФЛ-98 должен образовывать гладкую пленку, без пузырей, сморщиваний, вздутий.
Купить лак ФЛ-98 прозрачного цвета
Свойства
К особенностям пропиточного электроизоляционного лака ФЛ-98 ГОСТ 12294-66 можно отнести такие свойства и характеристики:
- электроизоляционный
- электропрочный
- термопластичный
- маслостойкий
- влагостойкий
- прочный, долговечный
- быстросохнущий — сушка до степени 3 при температуре 120 С — 2 часа
Нанесение
Наносят ФЛ-98 на поверхность методом окунания. Обмотки, пропитанные лаком, сушат при температуре 125-140°С.
Наносят лак на предварительно подготовленные поверхности – очищенные от грязи и пыли, обезжиренные, высушенные. При необходимости материал смешивается с растворителями (уайт-спирит, нефрас С4, ксилол) для получения нужного уровня вязкости.
Расход
Расход пропиточного лака ФЛ-98 зависит от степени подготовки поверхности, погодных условий, характера окрашиваемой поверхности, рабочей вязкости, толщины слоя и квалификации персонала, который проводит работы. Теоретический расход лака
Меры предосторожности:
Осторожно, ФЛ-98 огнеопасен. По этой причине его нельзя использовать вблизи открытых источников огня. Не допускать попадания в органы дыхания и пищеварения. При работе надевать перчатки и респиратор. В случае попадания на кожные покровы, немедленно промыть участок водой с мылом. Не допускать попадания прямых солнечных лучей.
Купить ФЛ-98
Купить лак ФЛ-98 ГОСТ 12294-66 от производителя можно на выгодных условиях в компании «Химтэк». Для производства используются качественные компоненты, поэтому производитель гарантирует высокое качество продукции. Мы предлагаем ЛКМ различных назначений оптом по всей России с доставкой из г. Ярославль.
Более подробную информацию можно получить у менеджеров отдела продаж нашей компании по телефону 8-800-500-52-11 или +74852-30-30-28.
Доставка
Доставка осуществляется оптом и в розницу во все регионы России любыми транспортными компаниями, а так же возможен самовывоз со склада в г. Ярославль. Более подробно с этой информацией можно ознакомиться в разделе»Доставка».
Если у вас возникли вопросы технического характера, вы можете обратиться к нашему главному технологу «Консультация технолога»
Источник