Особняк в европейском стиле Леонида Парфенова и Елены Чекаловой

Телеведущая, автор книги «Мировая кухня», которая моментально стала лидером продаж, а также хозяйка собственного кулинарного блога Елена Чекалова заражает своим интересом, жаждой жизни. Елена не просто готовит — она изучает, откуда появилось блюдо, как его адаптировать к нашим продуктам — и рассказывает об этом с азартом и удовольствием. А еще Елена — жена известного тележурналиста Леонида Парфенова и мама 25-летнего Ивана и 21-летней Маши. Поэтому мы говорим и о стейках, и о школах, и о политике.

— Кулинария — это только одна часть жизни, у меня много других интересов. Например, путешествия — это то, без чего в жизни вообще нельзя обойтись. Еще меня очень волнует общественная жизнь: грустно смотреть на то, что сейчас у нас происходит. Ну литература, история, дети мои — много всего в жизни есть, помимо готовки.

«Попробуйте сырный пирожок, еще творожную запеканку», — хлопочет Елена, доставая из холодильника все новые блюда. С благодарностью соглашаюсь: «Как у вас все вкусно!»

— В нашем доме вас всегда накормят и даже напоят. Наверное, поэтому у нас много друзей. Приходят и друзья детей, все очень любят семейные сборища вокруг большого стола.

— Молодые люди сейчас чаще предпочитают посидеть в кафе.

— Да, они ходят в какие-то кафешки, куда могут себе позволить, но наши посиделки никогда не пропускают.

— «Могут себе позволить»? То есть вы их не балуете?

— Нет. Конечно, если у тебя нормальный достаток, то создавать искусственные условия, какой-то дефицит в жизни детей странно. Я считаю, что должна быть мера во всем. Правда, мы с мужем никогда не жалели денег на обучение детей. Хорошая школа, курсы — это пожалуйста. Какие-то тряпки, шмотки — это нет. Но они и не тряпичники, им скорее нравится путешествовать. Сын сначала учился в Англии, закончил школу в Германии, а потом поступил на экономический факультет известного университета Луиджи Боккони в Милане.

Маша училась здесь в частной школе, потому что у нее дислексия в очень тяжелой степени — и она не могла учиться в обычной школе. Ведь что такое дислексия? Это когда человек не усваивает письменную речь, когда на одной странице может 26 ошибок сделать. Мне говорили педагоги: «Ваша девочка умственно отсталая, ей надо учиться в вспомогательной школе». А девочка замечательная. Между прочим, Леонардо да Винчи, принцесса Диана были дислексиками. На Западе, где это давно диагностировано, в любой школе и университете есть специальные программы для дислексиков. На экзаменах их не ограничивают во времени, и не считают орфорграфические ошибки за ошибки — после получения заключения медицинской комиссии таким ученикам дают специальные стикеры, которые они наклеивают на свои работы, чтобы проверяющие видели, что ребенок с disability.

Мы с Машей занимались очень много — с психологами, логопедами — и постепенно вытянули. Она экстерном закончила здесь 11 класс, и в 16 лет она поехала учиться в Италию. Мы посчитали, что boarding school (школа с проживанием) для нас слишком дорога, поэтому отправили ее в дневную школу, а жила она в одной квартире с Ваней. Сын оказал большую помощь: он ходил на родительские собрания в школу, помогал сестре с уроками, а ведь у них всего 4 года разницы!

Позже Маша поступила без экзаменов в City University в Лондоне. В мае защитила диплом, сейчас пошла работать — пока на очень маленькую зарплату Я ей не помогаю материально, но у нее есть молодой человек, они живут вместе. Ваня тоже в Москве.

С мужем и детьми

— А вы не хотели, чтобы дети остались работать — и жить — там, где учились?

— Мои дети — страшные патриоты. Они хотят жить здесь, приносить пользу, они просто обожают свою страну. И считают, что нечестно ее бросать в трудную минуту. Они меня радуют: они не живут исключительно материальными интересами, не готовы идти на моральные компромиссы ради комфорта. Ни для нас, ни для наших детей критерий «круга», «полезных знакомств» никогда не имел большого значения. Как вы знаете, мой муж Леонид вообще сам из деревни Улома Вологодской области. Его мама до сих пор там живет, дети много времени там всегда проводили. И один из близких друзей моего Вани — оттуда. Для меня эти «круги» вообще ничего в жизни не значили абсолютно. И те, кто обращают на это внимание, мне не интересны.

Вот наш близкий друг, музыкант Вася Обломов — необыкновенно талантливый человек, он пишет потрясающие стихи, у него до сих пор ни квартиры в Москве, ничего. Он из Ростова-на-Дону, из совершенно обычной семьи — а ведь какой начитанный, какие замечательные пишет стихи. К сожалению, наша система, в том числе и образовательная, устроена таким образом, что людям без связей все труднее и труднее пробиться.

С дочерью Машей и Борисом Акуниным на митинге в защиту Алексея Навального

— Как раз при появлении ЕГЭ декларировалось, что это уравняет шансы, позволит детям из провинции поступать в лучшие московские вузы.

— То, что происходит с ЕГЭ — это катастрофа. Эти махинации, эти ответы в Интернете, эта подтасовка. Моя Маша сдала экзамен и получила свои оценки — это больной (тогда) ребенок, с дислексией! Но находились дети, которые брали открепительные талоны и вместе со своим репетиторами ехали в деревню сдавать ЕГЭ — там же легче со всеми «договориться». И мальчик-троечник из одной известной семьи получил очень высокий балл. С тех пор прошло 5 лет — и коррупция стала еще страшнее. А что вы хотите? В системе образования, как в капле воды, отражается ситуация в стране. Если ложь пронизывает все, если главные люди — те, с которыми считаются — это чиновники, а все остальные — быдло — то есть мы с вами.

И моим детям не просто. Мы их учили, как говорил Александр Исаевич Солженицын, жить не по лжи. Я все время думаю о том, как сегодня воспитывать? Это очень сложно, ведь родители не имеют права учить дурному.

Родительские ошибки и детские таланты

— А что родители должны в первую очередь, по вашему мнению?

— Задача матери — найти, что в ребенке есть особенного. Знаете, какая самая частая ошибка? Когда ты начинаешь сравнивать своего ребенка с другими — вот это самая ужасная материнская черта. Вот Петя, он… А ты, да какой ты ленивый, да почему же ты не можешь, нужно же учиться». В этот момент ты гробишь все таланты, которые есть в ребенке! А то, что в каждом ребенке есть что-то особенное, я сейчас убеждена на 1000%. И, в основном, бескрылыми детей делают матери и отцы — потому что говорят ребенку: «Вот ты такой — а должен быть другим!» Начинают его подгонять под выдуманный, вымечтанный образ — вместо того, чтобы следовать за его способностями и особенностями. Не бывает бесталанных людей, просто у одного талант — это математика, а другого — парикмахерское искусство. В каждой профессии есть звезды, просто важно дать ребенку найти себя, проявиться как личности.

В романе Бориса Акунина «Аристономия», который я очень люблю, как раз история о том, что человек должен понять себя. А задача родителей — помочь это сделать. Мне мой сын, например, говорит: «Я так хотел заниматься спортом, а тебе это всегда казалось неважным». Да, мне казалось, что это ерунда, такая трата времени, я делала упор на науки. А он признается: «Ты меня заставляла математику учить, которую я ненавижу».

И ведь только потом, по прошествии времени, понимаешь, сколько дров наломала. Да, почти все родители очень жестоки по отношению к детям. Нельзя в крайности впадать. Теперь я понимаю, что детей надо не заставлять учиться, а раскрывать преимущества образования: что это интересно, что ты сможешь стать более содержательным человеком, что жизнь у тебя будет более разносторонняя. Надо им предлагать заниматься разными вещами, ведь у нас же очень скучно в школах преподают.

Кухня и наука

— Чем, по-вашему, отличается современная кухня от того, что готовили наши бабушки и мамы?

— Сейчас кухня должна быть более легкой, простой. Если предлагать современной женщине старые рецепты, где по 12 шагов — их никто делать не станет. И я никого не осуждаю — просто времени не хватает!

С знаменитым поваром Гордоном Рамзи

— А почему раньше хватало? Ритм жизни другой?

— Да, и времени было больше: люди могли устраивать огромные обеды, сидеть за столом часами. Читая воспоминания о XIX-начале XX века, я вообще поражаюсь, насколько мы теперь живем быстрее. Я не знаю, хорошо это или плохо: люди очень много успевают всего делать — но не всегда понятно, зачем.

Сейчас много всяких технических приспособлений, новинок, мне нравится с ними экспериментировать. Я регулярно готовлю в мультиварках, и сейчас делаю для них серию рецептов. Мне очень нравится низкотемпературный режим — это так полезно и вкусно. Например, я купила толстый край для стейка, сделала маринад… Кстати, раньше думали, что лучший маринад — это кислая среда. Но теперь гастрономическая химия доказала, что кислота (уксус, вино, лимон) разрушает и действительно немного размягчает верхние слои тканей мышц, но в то же время она вытягивает из мяса жидкость и делает его суше.

Совсем другое дело, если использовать засолку. Изначально «маринад» происходит от слова marina — морская, то есть морская соль. Как действует соль? Как тепло: она проникает в самые толщи мяса — вместе с ней проникает и жидкость. Если мы взвесим кусок мяса до маринования в соляном растворе и после, то увидим, что он потяжелел. При готовке меньше теряется влага, а если мы знаем температуру, при которой уже начинается коагуляция белка, но еще не сжимаются мышцы — получается более нежная готовка.

Так вот, я беру стейк, погружаю его в рассол — главное, чтобы количество соли и время были правильно рассчитаны — а потом готовлю в мультиварке при температуре 60ºС. Если нужна красивая корочка, то потом быстро обжариваю, каждые 15 секунд переворачивая мясо другой стороной, чтобы не пересушить верхние слои.

— У вас такой научный, такой осознанный подход! Но кулинаров, готовых на такое, наверное, не очень много найдется…

— Нет, сейчас все больше и больше становится людей, готовых изучать и погружаться в эту всю науку. Они прекрасно понимают, что сегодня это не объяснение — «потому что так делала моя бабушка». И бабушка могла ошибаться, в конце концов!

— А с чем вообще связан нынешний кулинарный бум?

— Меня часто спрашивают об этом. Я отвечаю строками Евгения Боратынского:

Бывал обманут сердцем я,
Бывал обманут я рассудком,
Но никогда еще, друзья,
Обманут не был я желудком
Признаться каждый должен в том,
Любовник, иль поэт, иль воин, —
Лишь беззаботный гастроном
Названья мудрого достоен.

Я думаю, это происходит и потому, что у очень небольшого количества людей творческая работа. А человеку по своей природе это нужно, оказывается, и важно — делать что-то свое, творить, выдумывать, пробовать. Особенно с появлением Интернета. Я считаю, что кулинарный бум и Интернет взаимосвязаны, потому что каждый человек хочет аплодисментов. Если раньше все стремились в актрисы, то сейчас девочки знают, что можно приготовить вкусное блюдо, красиво сфотографировать — и тебе поаплодируют, скажут, что ты — молодец. Человек так устроен, он хочет одобрения, признания, хочет почувствовать себя значимым — и здорово, что люди все это находят, ведя блог. Иногда, правда, в кулинарной среде это приобретает очень агрессивные формы. Я поражаюсь, когда люди начинают оскорблять друг друга, если кто-то жарит или печет что-то не так. Хотя сейчас мне кажется, это стало утихать. Вообще мне интересно присутствовать и в Интернете, я готова там общаться, только технически недостаточно продвинута — но хотела бы научиться.

С мамой Анжеликой Яковлевной на праздновании ее 90-летия

Диеты и похудение

— В книге Массимо Монтанари «Голод и изобилие в Европе» написано, что раньше всегда считалось, что дородная фигура человека — это признак его достатка, а после промышленной революции XIX века стало модным наоборот быть поджарым и деятельным. Как вы относитесь к этому «требованию эпохи»?

— Конечно, следить за собой надо, но диеты, по моему мнению, это ерунда. Я и мои подруги пробовали очень разные диеты — не работала ни одна. А вот диета Дюкана для меня вообще, как красная тряпка для быка. Одну из моих очень близких подруг еле спасли после того, как она увлеклась этим режимом питания. Ведь что происходит, когда человек ест столько белка? Чудовищная зашлакованность организма. Я всем рассказываю, что в средние века, когда хотели уморить человека медленной, мучительной смертью, его сажали на вареное мясо.

Диета Дюкана действительно работает для очень молодых людей, пока все органы в порядке.

Я считаю, что просто должно быть здоровое, правильное, сбалансированное питание. Если вечером очень хочется есть, то можно съесть небольшой кусочек нежирного мяса. Я вечером подаю мясо с овощами. А на завтрак мой муж очень любит каши, смузи с добавлением злаков.

Очень важно понимать, что когда можно есть. Я ем почти все, но понемногу. Только сахар в чистом виде не ем. И в десерты стараюсь добавлять не сахар или сахарозаменители, а готовить десерты с большим количеством фруктов и сухофруктов, иногда, если ягоды уж очень кислые, добавляю сироп агавы. Если вы кладете в ягодные пироги сахар в начинку, то всегда добавляйте понемногу и пробуйте — мы же отвыкли от натурального вкуса фруктов, надо стараться его не забивать, останавливаться тогда, когда еще чувствуется это богатство вкуса, аромата, а не просто сладость. В классическом торте, где бисквит, крем — там же ничего, кроме сладкого. Мне кажется, что так не интересно — и что мы лишаем себя такого разнообразия вкусов!

Известно, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Этим руководствуется жена Леонида Парфенова Елена. Ради любимого мужа женщина освоила грузинскую, французскую, японскую и индийскую кухни. Блюдами этими она всегда радует своих домашних.

Детство Леонида Парфенова

26 января 1960 года в городе Череповце в семье инженера и учительницы родился мальчик. Сына назвали Леней.

Единственным развлечением юного Парфенова было чтение. А еще охота. Мальчик обожал, когда отец брал их с братом на охоту. Не то чтобы Леонид любил, когда гибнут животные. Ему очень нравился сам процесс поиска и погони.

Прочитав очередную книгу, мальчик жаждал обсудить ее со своими сверстниками. Но общество его ровесников имело совсем другие интересы. И Парфенову ничего не оставалось, как начать писать статьи в местную газету. Хоть так он мог с кем-то поделиться своими рассуждениями.

Занятие так захватило парня, что он решил поступать на журналистику. К великому изумлению родителей, сын решил поступать в один из престижнейших вузов страны – Ленинградский государственный университет им. Жданова.

Учеба в вузе полностью преобразила образ Парфенова. Он резко сменил манеру одеваться, стиль поведения и разговора. Также он обзавелся множеством полезных знакомств, в том числе и с гражданами из-за границы.

Общение с иностранными друзьями дало возможность понять Леониду, как живут люди за пределами его Родины. Это стало причиной выбора будущих публикаций и репортажей журналиста.

Семья

Будущая жена Леонида Парфенова влюбилась в своего суженого заочно. Вернее, не в самого Леонида, а… в его статью. Прочитав репортаж, Елена восхитилась четкими и точными фразами, животрепещущей темой. Ознакомившись с текстом, девушка захотела познакомиться с его автором. В этом помогла ей ее подруга, которая была знакома с Парфеновым. Устроив званый ужин, девушка пригласила и Леонида, и Елену. Первая встреча оказалась роковой и в 1987 году в одном из московских ЗАГСов прозвучали возгласы «Горько!».

Молодые поселились в квартире дедушки Елены. Через год на свет появился их первенец Иван, а через пять – дочь Мария. В этом году их браку исполнилось 33 года.

Сегодня дети четы Парфенова и Чекаловой выросли и создали свои семьи. Леонид и Елена – счастливые дедушка и бабушка. К сожалению, наследники живут за границей, но часто звонят родителям и стараются навестить их при первой же возможности.

Уютная жена

Елена Чекалова младше своего звездного супруга на семь лет. Родилась девочка 8 января 1967 года в семье журналистов. Студенческие годы Лены прошли в МГУ им. Ломоносова. Окончив филологический факультет, она некоторое время преподавала русский язык иностранным студентам. Потом, решив поменять профессию, начала заниматься журналистикой.

Но настоящую популярность женщине принесла авторская программа «Счастье есть!». Простое увлечение кулинарией и желание удивить любимую семью переросло в самую настоящую страсть. Еще будучи студенткой, Елена посетила Грузию, где была очарована местной кухней. С тех пор колоритные блюда стали частыми гостями на столе у Елены Львовны.

Кроме грузинской, Чекалова часто практикует приготовления блюд французской, итальянской, японской и индийской кухонь.

Однажды Чекалову пригласили вести небольшую газетную колонку о тонкостях приготовления блюд. В 2009 году в передаче «Доброе утро» Елене было выделено 4 минуты на представление простого блюда из подручных продуктов. Успех передачи был настолько велик, что в 2010 году на телеэкранах появилась передача «Счастье есть!». После закрытия проекта Елена Чекалова открыла свой ресторан и выпустила несколько кулинарных книг. Но главной заботой женщины остается любимый муж и его рацион.

26 января 1960 года родился Леонид Парфенов, российский журналист, телеведущий, автор популярных телефильмов и книг об истории России.

Личное дело

Леонид Геннадьевич Парфенов (60 лет) родился в Череповце Вологодской области. Родители, Альвина Андреевна (1931) и Геннадий Викторович (1931—2004), были из окрестных деревень. Отец работал главным инженером Череповецкого металлургического комбината, в свободное время любил охотиться на уток и ходил на рыбалку.

В 1977 году Леонид поступил на факультет журналистики Ленинградского университета имени Жданова. Уже во время учебы печатался в ведущих советских изданиях — «Правде», «Огоньке», «Московских новостях». После окончания института в 1982 году работал корреспондентом в газете «Вологодский комсомолец», а затем на Вологодском областном телевидении в Череповце. Дружил с тогда начинающим музыкантом Александром Башлачевым. Именно в квартире Парфенова в сентябре 1984 года Башлачев познакомился с опальным музыкальным критиком Артемием Троицким. В 1985 году Парфенов сделал с Троицким интервью на областном теоевидении.

В 1986 году стал спецкором молодежной редакции Центрального телевидения, параллельно был корреспондентом программы «Мир и молодежь». В 1988 году перешел на «Авторское телевидение», где вместе с Андреем Разбашем снял трехсерийный документальный фильм «Дети XX съезда» о поколении шестидесятников.

В 1990—1991 годах «Авторское телевидение» выпускало развлекательную программу Парфенова «Намедни». В начале 1991 года ведущий был отстранен от эфира за высказывания по поводу отставки Шеварднадзе с поста главы МИД СССР. В 1991—1993 годах работал на Первом канале, где вел программу «Дело» и создал концепцию программы «Портрет на фоне». В 1993 году пришел на НТВ, где возродил «Намедни», рассказывавшую о культурных событиях в стране и мире. В 1994 году был автором и ведущим проекта «НТВ — новогоднее телевидение», получил за него свою первую ТЭФИ в номинации «Развлекательная программа».

В 1995—1996 годах — автор первых двух частей новогоднего шоу «Старые песни о главном» на Первом канале. В 1997—2001 годах вел на НТВ исторический цикл «Намедни. Наша эра. 1961—1991». В тот же период снял телефильмы «Российская империя» и «Живой Пушкин». В программе «Итоги» делал рубрику «Особый взгляд Леонида Парфенова». В 1997—1999 годах занимал пост главного продюсера НТВ, входил в совет директоров телекомпании. В 1998 году вел игру «Форт Боярд», участниками которой были журналисты НТВ.

После смены руководства в телекомпании в 2001 году остался на телеканале, был назначен генеральным продюсером НТВ. От ушедших на ТВ-6 коллег получил прозвище штрейкбрехера.

В том же году перезапустил программу «Намедни» — проект превратился в еженедельную политическую программу. В 2003 году передача получила ТЭФИ в номинации «Информационно-аналитическая программа». В июне 2004 года «Намедни» были закрыты, а сам Парфенов — уволен с НТВ из-за сюжета «Выйти замуж за Зелимхана». В репортаже рассказывалось об обстоятельствах процесса над сотрудниками российских спецслужб, которых правоохранительные службы Катара подозревали в убийстве Зелимхана Яндарбиева. Центром сюжета было интервью с вдовой Яндарбиева Маликой. На запрете трансляции интервью настаивали российские спецслужбы.

С 2004 года снял ряд документальных фильмов на Первом канале: «О, мир — ты спорт!», «Люся», «И лично Леонид Ильич», «Зворыкин-муромец», «Птица-Гоголь», «Хребет России», «Цвет нации».

В 2004—2007 годах был главным редактором журнала «Русский Newsweek». В 2007 году начал работу над книгой-альбомом «Намедни. Наша эра». В декабре 2014 года вышел седьмой том проекта, рассказывающего о знаковых событиях в истории СССР-России с 1946 по 2010 годы.

С 2011 по 2013 годы вел программу «Волшебный мир Disney» на Первом канале. В апреле-июне 2012 года был соведущим программы «Парфенов и Познер» на телеканале «Дождь». Информационно-аналитическая передача закрылась после ухода Познера, которому Первый канал пригрозил увольнением при продолжении работы на «Дожде». В 2013 году на этом телеканале выходил еженедельный политический тележурнал «Парфенов».

В 2014 году занимался выпуском очередного тома «Намедней», также снял фильм «Цвет нации» о Сергее Прокудине-Горском, пионере российской цветной фотографии.

Женат на журналистке Елене Чекаловой, ведущей кулинарных программ. В 2014 году Чекалова открыла в Москве собственный ресторан. В оформлении заведения помогала их дочь Мария Парфенова (1993). После учебы в Италии девушка поступила в университет ресторанно-гостиничного бизнеса. У пары есть еще старший сын Иван Парфенов (1988). Он закончил Миланский экономический университет.

Чем знаменит

Леонид Парфенов

Парфенов — один из самых узнаваемых и любимых россиянами телеведущих. При этом уже более десяти лет он появлялся на экране лишь эпизодически. Несмотря на жесткую критику власти и коллег, ведущему удается не наживать себе врагов, выпускать фильмы на Первом канале и получать премии профессионального сообщества.

Леонид Парфенов — создатель особого стиля на российском телевидении, где неторопливый рассказ ведущего сопровождается ключевыми деталями — вещами, подробными съемками с мест, эксклюзивными интервью, позволяющими зрителю глубже прочувствовать ситуацию и лучше ее воспринять. Материалы Парфенова и его учеников выделяются хорошим, легким слогом и логической завершенностью. Команда Парфенова после его ухода делала на НТВ программу «Центральное телевидение».

О чем надо знать

В ноябре 2010 года стал первым лауреатом премии имени Владислава Листьева. Выступая на церемонии вручения, раскритиковал ограничение свободы слова на российском телевидении и коллег, потворствующих такой ситуации. «Для корреспондента федерального телеканала высшие должностные лица — не ньюсмейкеры, а начальники его начальника. Институционально корреспондент тогда и не журналист вовсе, а чиновник, следующий логике служения и подчинения. С начальником начальника невозможно, к примеру, интервью в его подлинном понимании — попытка раскрыть того, кто не хотел бы раскрываться. Разговор Андрея Колесникова с Владимиром Путиным в желтой «Ладе-Калине» позволяет почувствовать самоуверенность премьера, его настроение на 2012 год и неосведомленность в неприятных темах. Но представим ли в устах отечественного тележурналиста, а затем в отечественном телеэфире вопрос, заданный Колесниковым Путину: зачем вы загнали в угол Михаила Ходорковского?» — задал риторический вопрос журналист.

В декабре 2011 года на митинге против фальсификации на парламентских выборах заявил, что современное телевидение — это «похабень с бадминтоном и амфорами».

В 2012 году вместе с Васей Обломовым и Ксенией Собчак записал музыкальные видеоролики «Пока, Медвед!», «ВВП» и «Рэп-молебен в поддержку веры».

В декабре 2014 года стал жертвой обмана — съемочная группа попросила ведущего сказать слова поддержки Алексею Навальному и подержать перед камерой лист с адресом navalny15.com. Выяснилось, что сайт был создан за несколько дней до интервью противниками Навального. Из интервью Парфенова на ресурсе была опубликована только часть с бумажкой. Точно так же была обманута Лия Ахеджакова.

Прямая речь:

О скандале с роликом про Навального: «Позвонил человек, назвался — Лев. Говорит: мы собираем подписи в поддержку Навального, чтоб не посадили, просим вас сняться в ролике — пусть люди на наш сайт заходят, голосуют. Хорошо, — говорю. Сам этот «Лев» не приезжал, координировал встречу со съемочной группой эсэмэсками. Встретили меня два парня обычно-московско-хипстерской наружности: камера и звук. Стали объяснять — чего говорить и как показывать в кадре листок с адресом. Не, — отвечаю, — я сам знаю, что сказать, а листок покажу в конце — мол, тут сказано, как именно поддержать Алексея. С двух, помнится, дублей — чтоб почетче и сжато — протараторил: преследуют, поскольку мы от него узнали про шубохранилища и если посадят — то за всех нас, кто считает, что власть не должна кормиться от должности, но так громко про это не говорит. И листок показал, конечно — вот, голосуйте в поддержку.

Что ребята эти — левые, узнал дня через три. Злился на свое неисправимое вологодское простодушие, на этих гнид — ведь руку жали, в глаза смотрели, благодарили, вроде даже с новым годом поздравили — и недоумевал: как ролик со мной можно «лево» использовать? Наконец, сегодня возник этот сайт — за то, чтоб Навального посадить. Гниды оказались при деньгах: долго я их заказуху не рассматривал, но сразу видно — сделано с размахом. А из ролика моего, примерно двухминутного, взяты, разумеется, последние 10 секунд».

Из интервью «Снобу» в сентябре 2014 года (о государстве): «Мы так и не вступили в эпоху хотя бы каких-то правил. В любой момент один игрок сметет с доски все фигуры и нам скажут: «Мы в Чапая играем, кончился королевский гамбит». И так уже наша квазиобщественная жизнь последнего сезона — сплошные щелбаны. А еще мне кажется, что все повторяется. Я помню зиму 1983—1984 года. Мы вечерами сидели в Череповце с Сашей Башлачевым. Он тогда только что написал «Время колокольчиков». И вот мы сидели, и нам казалось, что не мы их похороним, а они похоронят нас. Шла эта «гонка на лафетах»; умирал Андропов, заступал Черненко. Казалось, что это будет длиться вечно, и ничего мрачнее не может быть».

Из интервью изданию «Афиша. Воздух» в ноябре 2014 года (о советском в нашей жизни): «Мы живем в постсоветской стране; «пост-«, но советской. Матрица та же, просто наложились новые реалии. А сейчас пошли откровенные отсылки к советской империи имени Иосифа Виссарионовича и представлениям о том, что все окрестные народы должны побаиваться и трепетать под нашей державной лапой. Как много значит слово русского царя… Пропаганда стала просто текстуально совпадать — борьба с безродными космополитами, Запад ощетинился натовскими ракетами, вот это все. Поэтому я и полез вглубь пятидесятых».

Там же о Крыме: «Да, границы вот так проводились, а Крым действительно передавали из хозяйственных соображений, причем совершенно очевидно, что это не было дурью лично Хрущева. В декабре 1953-го, когда все решили, — он еще не единоличный правитель. А скорее всего, обсуждалось решение еще при Сталине, советская власть запрягала долго. И ни в 1957-м, когда они Хрущева пытались снять, ни в 1964-м, когда его таки сняли, в числе его сумасбродств и волюнтаризма Крым не фигурировал. Если бы это была его персональная дурь, отыграли бы назад — ведь отыгрывали же, и границы резали, как хотели. Мои родители не родились в Вологодской области — наши места исторически были в Новгородской. А потом раз — и переделили».

Об итогах 2014 года в программе «Синдеева» на «Дожде»: «Я думаю, что мы потом будем про это вспоминать, что началась какая-то новая эпоха, которая обозначилась весной этого (2014) года. Эпоха Крымнаш с переходом в Намкрыш.

Если людям можно рассказывать про распятого мальчика — значит, можно. Если их это не возмущает, если они не спрашивают — пардон, а где второй свидетель?.. Как так, такой был ад, такой кошмар творился, это было на центральной площади! — Ну, значит, можно».

5 фактов о Леониде Парфенове:

  • Брат Леонида Парфенова Владимир (род. 1966) — бизнесмен, имеет фирму по продаже медицинского оборудования. Как и отец, любит охоту.

  • Накануне президентских выборов 2012 года Борис Березовский рассказал, что хотел бы видеть президентом России «Леню Парфенова».

  • Многие фильмы Парфенова выложены в свободном доступе на его сайте Leonidparfenov.ru. Также в интернете собраны его статьи и интервью, начиная с 1980-х годов.

  • «Теоретически я могу в январе 2016 года издать «Намедни. 2011–2015″» — заявил журналист в конце 2014-го.

  • Время от времени снимается в рекламе. Среди прочего рекламировал телевизоры Philips и часы Maurice Lacroix.

Материалы о Леониде Парфенове:

Статья о Леониде Парфенове в Википедии

Сайт Леонида Парфенова

Блог Парфенова на сайте «Эха Москвы»