Начальник службы по управлению персоналом филиала «Севастопольский морской завод» АО «Центр судоремонта «Звездочка» Антон Котельников рассказал Крыминформу, как идет возрождение бывшего градообразующего предприятия, какую зарплату получают рабочие верфи и что делается для того, чтобы нарастить кадровый потенциал.
Каковы нынешние показатели и перспективы роста численности сотрудников на Севастопольском морском заводе?
Когда на базе Севастопольского морского завода начал свою деятельность филиал Центра судоремонта «Звездочка», а это, напомню, произошло в конце 2015 года, численность персонала на предприятии составляла менее 200 человек. Практически все они были трудоустроены в нашем филиале. Севастопольские корабелы составили костяк коллектива предприятия. А затем начался его поэтапный рост.
К настоящему времени численность персонала – более 540 человек. В связи с ростом объемов заказов надеемся в среднесрочной перспективе принять на работу еще не менее 150 сотрудников – преимущественно, производственных рабочих.
Известно, что в советское время там трудились более 15 тысяч человек. Существует ли вероятность того, что когда-нибудь на верфи будет работать столько же корабелов?
Ничего исключать нельзя. Но следует понимать, что по сравнению с советскими временами, о которых вы говорите, производительность труда в ряде областей возросла в разы. На смену старому оборудованию пришли станки с числовым программным управлением, производительность которых не идет ни в какое сравнение с тем, что было 20-30 лет назад. Как следствие – с теми задачами, которые раньше выполняли целые бригады, сейчас легко справляется один человек при возрастающем качестве выпускаемой продукции.
А масштабное техническое перевооружение «Севморзавода» начнется уже в ближайшей перспективе. Но в общем все зависит от того объема заказов, которые сможет привлечь верфь в перспективе. Будут заказы, будут они выполняться – соответственно, будет увеличиваться и коллектив, в этом нет сомнений.
Какие трудности сопровождает процесс подбора персонала для работы на «Севастопольском морском заводе»?
Два с половиной десятилетия безвременья в промышленном сегменте Севастополя привели к тому, что многие высококвалифицированные инженеры и рабочие либо уехали в другие регионы, либо переквалифицировались и вряд ли вернутся к работе по специальности. Можно сказать, что образованные и опытные корабелы в Севастополе теперь нечасто встречаются. Кто-то работает в других областях, кто-то сомневается. И привлечь на предприятие тех же сборщиков корпусов металлических судов, судоремонтников, сварщиков, электриков, станочников весьма непросто. Квалифицированных и профессионально подготовленных людей приходится искать, как крупицы золота в породе.
Каким же образом планируется выходить из создавшегося положения?
Есть целый ряд направлений, по которым работает кадровая служба «Севморзавода». Это, во-первых, более широкое информирование общественности об имеющихся на заводе вакансиях, постоянное тесное сотрудничество с городским Центром занятости и службами занятости других регионов.
Во-вторых, это целенаправленная подготовка кадров на базе Севастопольского государственного университета и Севастопольского судостроительного колледжа. Руководство «Севморзавода» находится в тесном контакте с этими учебными заведениями. Завод сейчас принимает учащихся и студентов на практику целыми группами, рассчитывая, что многие из молодых людей захотят после получения диплома прийти к нам работать.
Ведутся переговоры о сотрудничестве в деле подготовки специалистов для Севастопольского морского завода и с другими профильными вузами страны – в частности, с Омским государственным техническим университетом, который предлагает создание в Севастополе базовой кафедры с направлением «Технология и оборудование судостроения и судоремонта». Это предполагает установку в цехах СМЗ станков с ЧПУ тяжелого класса, что позволит обучать студентов непосредственно в производственных условиях.
В-третьих, нужно активнее привлекать людей из Крыма и других регионов страны, и прежде всего севастопольцев, которые некогда уехали из родного города в поисках работы. Кстати, сообщу, что некоторые севастопольцы уже возвращаются домой именно для того, чтобы работать на своем родном заводе. И этот процесс продолжается.
В-четвертых, рабочих можно обучать и на «Севморзаводе», как это делается на многих других российских промышленных предприятиях. Но для этого необходимо пройти процесс получения соответствующих документов, создать необходимые условия и восстановить материально-техническую базу.
Должен сказать, что кадровый голод присущ не только «Севастопольскому морскому заводу», с ним сталкиваются и на других профильных предприятиях. Поэтому на уровне ОСК проводится политика возмещения кадрового дефицита. Но это уже задачи в масштабах всего государства.
Как вы считаете, может, для скорейшего привлечения на «Севморзавод» квалифицированных специалистов следовало бы увеличить размеры зарплат?
Размер средней заработной платы на «Севморзаводе» превышает средний по городу в 1,5-2 раза, квалифицированные специалисты получают от 40 тысяч рублей. То есть, зарплаты на предприятии вполне конкурентны. И есть перспектива их поэтапного увеличения с ростом количества и объема привлекаемых заказов.
Однако не будем забывать, что заработная плата – лишь один мотив для потенциальных работников. Среди других – уровень инноваций на заводе, возможность профессиональной самореализации, перспективы служебного роста, социальная сфера.
Кстати, о социальной сфере. Один из хороших стимулов для закрепления кадров – возможность получения жилья. А какие перспективы в этом плане у «Севморзавода»?
Вы, наверное, знаете, что в годы расцвета Севастопольский морской завод обладал могучей социальной базой. Предприятием были построены целые городские районы – такие, как на улице Горпищенко или по проспекту Победы. У завода были свои общежития, базы отдыха, дома культуры, стадион, поликлиника и многое другое.
К сожалению, все это за два последних десятилетия утрачено. А возрождать «социалку» параллельно с возрождением производства крайне сложно. Тем не менее, двигаться вперед необходимо. При должной поддержке городских властей нужно начать решать вопрос хотя бы с местами в общежитиях для молодежи, которая, как свежая кровь, сейчас вливается в коллектив.
Мы рассчитываем, что свой достойный вклад в защиту интересов трудового коллектива внесут и недавно созданные на предприятии Совет трудового коллектива, Совет бригадиров, первичная профсоюзная организация Общероссийского профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники (Судпроф).
В целом, для социальной поддержки работников делается и будет делаться все возможное.
Как вы лично оцениваете перспективы Севастопольского морского завода, будет ли и впредь уделяться ему внимание со стороны Центра судоремонта «Звездочка» и ОСК?
Видится символичным, что, когда в середине прошлого столетия «Звездочка» строилась и «становилась на ноги», огромную помощь верфи в этом процессе оказывали специалисты «Севморзавода». Можно сказать, что сейчас идет «обратный процесс». Северодвинцы, да и в целом все российские корабелы, считают делом чести оказание всемерной помощи своим коллегам в возрождении такого прославленного предприятия, как «Севморзавод».
Поэтому сомневаться в том, что однажды «Севморзавод» вновь станет градообразующим предприятием Севастополя, не следует. У предприятия есть перспективные заказы, растет его коллектив, начался первый этап процесса по техническому перевооружению, следующим этапом будет реконструкция производственных мощностей.
Постепенно восстанавливаются компетенции завода в области судоремонта, в том числе в рамках гособоронзаказа, есть четкие планы по началу возрождения судостроения и, в частности, плавкраностроения, где «Севморзавод» некогда занимал лидирующие позиции в отрасли. Напомню, что за свою более чем двухвековую историю севастопольская верфь неоднократно оказывалась в тяжелом положении, но всякий раз и после войн, и после революций возрождалась буквально из руин. Вот и сейчас у Севастопольского морского завода хорошие перспективы.
Фото: Пресс-служба «Севморзавода»
В Татарстане, на территории особой экономической зоны «Алабуга», 22 ноября открылся завод по производству ПАН-прекурсора — стратегического сырья для получения углеродного волокна. Введение композитным дивизионом «Юматекс» новых мощностей замыкает технологический цикл в производстве углеволокна и укрепляет независимость России от импорта.
Первые гости нового завода — гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев, глава Татарстана Рустам Минниханов, руководители предприятий — ключевых потребителей композитов, познакомились с самой интересной частью производства — формованием ПАН-прекурсора.
Материал производится из продукта нефтепереработки — нитрила акриловой кислоты, который «Юматексу» поставляет «Лукойл». Процесс формования находится в середине цикла получения продукта — от рождения молекул полимера в реакторе до намотки бобин с белым волокном, готовым к переработке в углеродные материалы. Из струй полимера, проходящих через фильеры с тысячами отверстий, формируются почти невидимые филаменты (от англ. filament — «нить, волокно») ПАН-жгутов. И каждое из тысяч волокон внесет свой вклад в прочность будущего углепластика.
Процесс формования прекурсора для углеродного волокна в таком масштабе создан в России впервые. «Новое производство позволяет сформировать полную технологическую цепочку по углекомпозитным материалам. Уже получены первые промышленные образцы углеволокна из отечественного ПАН-прекурсора. Их качество на уровне лучших мировых производителей», — отметил Алексей Лихачев.
Полиакрилонитрильный прекурсор — не биржевой товар, его нельзя просто купить. Все мировые лидеры оберегают технологию создания ПАН-прекурсора. Пять лет назад, когда «Юматекс» запускал первый завод в «Алабуге», необходимо было найти поставщика ПАН-прекурсора, так как своих технологий у компании еще не было. Тогда выбрали китайскую компанию, которая была заинтересована в научно-исследовательском центре и компетенциях ученых «Юматекса» для развития своей технологии производства ПАН-прекурсора. Таким образом «Юматексу» удалось обеспечить себя сырьем и одновременно помочь китайской стороне улучшить характеристики ПАН-прекурсора. На новом заводе в «Алабуге» ПАН-прекурсор будет производиться уже по российской технологии и из российского сырья.
«ПАН-прекурсор определяет 70 % качественных и 40 % стоимостных характеристик углеволокна. Еще пять лет назад на 80 % углеволокно было импортным, сегодня более чем на 90 % — российское, производится на этой площадке. За эти годы мы создали полную технологическую цепочку от ПАН-прекурсора и углеволокна до тканей, препрегов и целой линейки готовых изделий, — пояснил гендиректор «Юматекса» Александр Тюнин. — Помимо этого, мы работаем над импортозамещением малотоннажной химии (химические соединения, необходимые в небольших количествах. — «СР») и ставим перед собой задачу импортозамещения оборудования. Новый завод будет производить 5 тыс. т ПАН-прекурсора в год. Это обеспечит сырьем не только производственную линию здесь, в «Алабуге», но и еще одну — в Балакове Саратовской области. Там находится наше второе предприятие, которое производит углеродные волокна. ПАН-завод позволит нам импортозаместить китайский ПАН-прекурсор, который мы использовали в производстве пять лет. Отмечу и второй важный момент: построив эти две линии, мы догнали ведущих японских, американских и европейских производителей. Теперь мы планируем бороться за передовые позиции в мире. Это наша ключевая цель».
Изначально «Росатом» планировал разместить завод по производству ПАН-прекурсора в Саратове, где на промплощадке «Саратоворгсинтеза» (предприятие «Лукойла») производится основной материал для создания ПАН-прекурсора — нитрил акриловой кислоты. Кроме того, в Саратовской области есть производство полиакрилнитрильного волокна и очистные сооружения, которые необходимы для подобного химического производства. Однако построить завод в Татарстане оказалось экономически выгоднее за счет соинвестирования: при общей сумме вложений 8,5 млрд рублей около 3 млрд выделила ОЭЗ «Алабуга».
Запуск нового завода проходил в тесном сотрудничестве с итальянцами: на производстве ПАН-прекурсора установлено итальянское оборудование и программное обеспечение. Из-за локдауна и временно закрытых границ с запуском предприятия возникли сложности: если с поставкой оборудования проблем практически не было, то многим итальянским специалистам, которые должны были приехать в Россию настраивать оборудование, пришлось работать дистанционно. С этим вызовом обе стороны также отлично справились.
На церемонии открытия завода выступил президент Ассоциации итальянских предпринимателей в России (GIM Unimpresa) Витторио Торрембини: «Я, как один из основателей особой экономической зоны «Алабуга», особенно рад сейчас здесь присутствовать. Мы отмечаем очередной этап любви между Италией и Россией. «Юматекс» уже давно работает в Италии — например, наши спортивные мотоциклы имеют композитные комплектующие производства «Юматекса», ведутся поставки углеродных тканей «Юматекса» на ведущие итальянские судоверфи для производства люксовых яхт и катеров, а компания из Пьяченцы, это город на севере Италии, предоставляет оборудование для вашего завода. Это плодотворное сотрудничество, и мы хотим, чтобы любовь между Италией и Россией продолжалась».
Встали на крыло
«С запуском нового ПАН-завода проблема с сырьем для получения углеродного волокна решена, — отмечает гендиректор компании «АэроКомпозит», первый заместитель гендиректора корпорации «Иркут» Анатолий Гайданский. — Созданные мощности по выпуску 5 000 тонн ПАН-прекурсора в год в полной мере обеспечивают производство современного углеродного волокна. Безусловно, изготовление сырья для углеволокна позволит формировать и рыночную цену. Для авиастроителей это очень чувствительный момент, так как мы продаем самолет по рыночным ценам в конкуренции с международными авиапроизводителями».
Не секрет, что лидер по потреблению композитных материалов в России — авиастроение, напоминает эксперт. Композиты помогают улучшить аэродинамику крыла, уменьшить вес отдельных элементов, что в совокупности приводит к увеличению топливной эффективности.
«В течение последних трех лет нам удалось полностью импортозаместить иностранные композитные материалы для создания элементов среднемагистрального пассажирского самолета МС-21: крыла, элементов механизации, центроплана и хвостового оперения, — поясняет Гайданский. — Однако нас, как потребителей углеродного волокна и продуктов на его основе, беспокоил вопрос стабильных поставок по причине зависимости производителя углеродного волокна от иностранного сырья. С запуском нового завода эта проблема будет решена. Более того, мы уверены в повышении качества продукции и в разработке новых поколений углеродных волокон из отечественного ПАН-прекурсора. Мы рассчитываем на соответствие российского продукта зарубежным аналогам и на новые разработки в области углеволокна в самом ближайшем будущем».
Сырье будущего
Технология производства ПАН-прекурсора является одной из наиболее важных во всем производственном цикле изготовления углеволокна, считает автор и создатель блога о композитах k-blog.ru Игорь Ярован. «Качество ПАН-прекурсора обеспечивает до 75% физико-механических характеристик углеродного волокна, а его доля в стоимости может достигать 60%, — поясняет эксперт. — Для производства килограмма углеволокна необходимо 2,15–2,5 килограмма ПАН-жгутика. Годовая мощность предприятия позволяет произвести 2000–2300 тонн углеродного волокна, что соответствует имеющимся в России производственным мощностям».
По словам Ярована, запуск производства ПАН-прекурсора в России позволит создать замкнутый технологический цикл, исключить технологическую зависимость от импорта, обеспечить сквозной контроль производства, что гарантирует получение продукции (углеволокна) с заданными параметрами.
В углеволокне, по мнению эксперта, в первую очередь заинтересован сам «Росатом». «Компания занимает 36% мирового рынка обогащения урана. Производство газовых центрифуг поколения 9+ без использования углепластика невозможно. Максимальная скорость вращения ротора из лучших мартенситно-стареющих сталей — 498 м/с, а из углеродного композита — 750 м/с. Степень разделения квадратично растет с ростом скорости вращения. Кроме того, компания «Юматекс» (дивизион «Росатома» по композитным материалам) планирует увеличение потребления углеродного волокна в ветроэнергетике до 500 тонн в год.
За пределами госкорпорации большой интерес к продукции нового завода проявляют представители авиастроения, ракетостроения, микроэлектроники, нефтегазодобычи в части устьевого оборудования и расходных компонентов для проведения работ по гидроразрыву пласта.
«В последние годы становится все более популярной тема сокращения выбросов СО2, — продолжает Игорь Ярован. — И если говорить о последнем тренде — развитии водородной энергетики, то вопрос хранения и транспортировки водорода можно решить только с применением углеродного волокна. Даже в автомобильных баллонах высокого давления для хранения природного газа вес баллона объемом 1 литр из хромомолибденовой стали составляет 0,8 килограмма, а из углеродного волокна — 0,33».
Что касается конкуренции продукции нового завода с лучшими зарубежным практиками, эксперт полагает, что принцип «рынок все отрегулирует» вряд ли применим в такой зарегулированной и подлежащей особому контролю области, как передовые композиционные материалы. «В первую очередь необходимо обеспечить стратегическую безопасность государства, а потом работать над снижением себестоимости, — полагает Игорь Ярован. — Да, экспорт необходим, но опорой для «экспортного рывка» может быть только внутреннее потребление. А оно может быть значительным только при развитии высокотехнологичных отраслей и широком внедрении углеродных волокон в продукцию, предназначенную для широкого потребления. В этом случае мы сможем избежать ловушки, в которую попал Советский Союз в начале 80-х годов. Подобная проблема была решена в США в 70-е годы так: был принят закон, который обязал Пентагон закупать для своих нужд половину всего произведенного углеродного волокна. Такой «твердый госзаказ» привел к бурному росту производства углеволокна, а затем и к снижению его стоимости, сделав новые материалы доступными и для гражданских отраслей».
Новые рабочие места
Проректор по науке РХТУ им. Д. И. Менделеева Анна Щербина отмечает, что открытие завода — это не только новые высокотехнологичные рабочие места, но и запрос на подготовку кадров для растущего предприятия и современное и востребованное место для практики студентов. «Юматекс» является давним и надежным партнером РХТУ им. Д. И. Менделеева, — говорит она. — Мы ведем много совместных проектов в области создания новых материалов, например функциональных связующих нового поколения. А также открыли совместную магистерскую программу по подготовке востребованных специалистов композитной отрасли, планируем открытие совместного R&D-центра на базе нашего университета».
СПРАВКА
«Юматекс» реализовал инвестиционный проект по созданию ПАН-завода всего за три года. Общий бюджет проекта составляет 8,5 млрд рублей. Строительство завода профинансировано «Росатомом» (5,2 млрд рублей), ОЭЗ ППТ «Алабуга» (3 млрд), Минпромторгом РФ (0,3 млрд). Мощность составляет 5 000 тонн полиакрилонитрильного волокна в год. На предприятии создано 167 новых рабочих мест. Технологическое оборудование поставила итальянская компания МАЕ.
Производство отечественного современного углеволокна было налажено на заводе «Алабуга-Волокно» (входит в «Юматекс») в ОЭЗ «Алабуга» в 2015 году. В настоящее время завод выпускает углеродные волокна широкой линейки номиналов.
Госкорпорация Ростех – российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения, является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации.
Полное наименование Корпорации на русском языке–Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех».
Сокращенное наименование на русском языке – Государственная корпорация «Ростех».
Профессиональный взгляд на Госкорпорацию «Ростех»:
В её состав входят более 800 организаций, из которых в настоящее время сформировано:
- 11 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе,
- – в гражданских отраслях промышленности,
- более 80 организаций прямого управления.
23 ноября 2019 года исполнилось 12 лет со дня основания Госкорпорации Ростех. С 2007 года общая стоимость активов Корпорации выросла в три раза, превысив 3 трлн рублей. Сотни предприятий проделали
огромный путь, превратившись из убыточных, какими пришли в Госкорпорацию, в прибыльные.Финансовые результаты всегда показательны при подведении итогов. Но за этими цифрами, в первую очередь, стоит труд почти полумиллиона сотрудников, их конкретные проекты и достижения. Результатом успешной деятельности становится не только положительная отчетность, но и реальные изменения в жизни страны и каждого человека.Представляем список 12 ключевых достижений и ярких проектов Ростеха, которые позволили уверенно смотреть в будущее:
23 ноября 2020 года Госкорпорация Ростех отмечает свой тринадцатый день рождения. Возраст достаточно молодой для такой крупной компании, а также для того огромного пути, который был пройден за эти годы. Благодаря созданию Корпорации удалось решить проблемы ведущих предприятий в стране. Ростех поставил перед собой вызов еще более амбициозный – повышение качества жизни людей через создание «умных» продуктов.
Конечно, за эту чертову дюжину лет случалось немало чертовски сложных моментов, но история Ростеха – это тот случай, когда сложности только закаляют и подталкивают к развитию. Так, западные санкции стали катализатором импортозамещения во многих отраслях, таких как двигателестроение, авиация, информационные технологии. В ответ на пандемию коронавируса Корпорация активно развивает производство высокотехнологичного медицинского оборудования и фармацевтики.
Мы, со своей стороны, уверены, что «тринадцать» для Ростеха – символ успеха. И чтобы окончательно убедиться в этом, предлагаем вспомнить 13 знаковых изделий и проектов Корпорации, повлиявших на рынок и наше отношение к отечественной продукции:
В портфель Ростеха входят такие известные бренды:
- РОСОБОРОНЭКСПОРТ,
- ОАК,
- «Вертолёты России»,
- ОДК,
- ВСМПО-АВИСМА,
- КРЭТ,
- ТЕХНОДИНАМИКА,
- РОСЭЛ,
- «Швабе» и др…
Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города«, занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др.
Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.
Согласно стратегии Ростеха, основной задачей Корпорации является обеспечение технологического преимущества России на высококонкурентных мировых рынках. Одной из ключевых задач Ростеха является внедрение нового технологического уклада и цифровизация российской экономики.
Сконцентрировав в своей структуре многие уникальные производства и технологии, а также значительную часть научного потенциала страны, Госкорпорации «Ростех» удалось стать надежным партнером государства по инновационному развитию промышленности. Деятельность корпорации осуществляется в следующих направлениях:
- автомобилестроение,
- авиастроение,
- двигателестроение,
- металлургия,
- строительство,
- оптика,
- композиционные и другие современные конструкционные материалы,
- медицинская техника,
- фармацевтика,
- промышленные биотехнологии,
- радиоэлектроника,
- приборостроение,
- информационные технологии и телекоммуникации,
- станкостроение и производство оборудования для модернизации промышленности,
- производство вооружений и военной техники.
Задачи корпорации:
- содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции,
- поддержка на внутреннем и внешнем рынках российских разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции,
- проведение технологической модернизации производства,
- развитие научного и кадрового потенциала страны,
- развитие сотрудничества с крупными международными и российскими промышленными компаниями.
Основные функции корпорации:
- Продвижение и реализация на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной промышленной продукции
- Участие в реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и государственной программы вооружения
- Привлечение инвестиций в интересах создания конкурентоспособных образцов высокотехнологичной промышленной продукции
- Рекламно-выставочная и маркетинговая деятельность, участие в демонстрации образцов продукции гражданского, военного и двойного назначения на территории России и за ее пределами
- Содействие в проведении прикладных исследований по перспективным направлениям развития науки и техники
- Внедрение в производство передовых технологий в целях повышения уровня отечественных разработок, сокращения сроков и стоимости создания продукции;
- Содействие внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
Равнение на руководителя:
Краткая информация
Полное название: Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»
Отрасль: Оборонно-промышленный комплекс, Машиностроение
Руководство(ключевые персоны):
Чемезов Сергей Викторович
Должность:
Генеральный директор
Дата начала полномочий: 26 ноября 2007 года
Сердюков Анатолий
Должность:
Индустриальный директор
Иванов Сергей
Должность:
Член наблюдательного совета
Мантуров Денис
Должность:
Член наблюдательного совета
История
Государственная корпорация «Ростехнологии» была создана в 2007 году. В 2008 году корпорации было передано 426 предприятия (148 из них были в предкризисном и кризисном состоянии). В 2012 году началась оптимизация структуры корпорации, число холдингов было сокращено до 13. Также произошел ребрендинг корпорации: был изменен фирменный стиль, представлен новый логотип и слоган.
В 2013 году запущен ряд крупных проектов, в том числе в области добычи редкоземельных металлов и производства композитных материалов. В 2014 году в состав «Ростехнологий» вошли «Концерн радиостроения “Вега”», «Концерн “Созвездие”», «Концерн “Автоматика”» и «Системы управления». В 2014 году «Ростехнологии» официально были переименованы в «Ростех».
Организационная структура Центрального аппарата Корпорации:
Чем занимается
«Ростех» — государственная корпорация, созданная для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции. В контур управления корпорации входит более 700 организаций. В их числе 15 холдинговых компаний, 70 организаций прямого управления и 10 инфраструктурных дочерних организаций. В портфеле «Ростеха» такие бренды, как КамАЗ, АвтоВАЗ, «Вертолеты России», «Концерн “Калашников”», Уралвагонзавод и другие.
Сводная таблица итоговых (основных) показателей деятельности «Ростех” (из Годовых отчётов):
Финансовый ликбез
Финансовые определения:
Консолидированная финансовая отчетность (consolidated financial statements) – это отчетность, в которой доходы, расходы, имущество и обязательства материнского предприятия и контролируемых им предприятий представлены как доходы, расходы, имущество и обязательства единого предприятия.
Консолидированный отчёт о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе ( в миллионах российских рублей):
За год, закончившийся 31 декабря
Выручка от реализации и прочие операционные доходы от небанковской деятельности млн.руб:…
- Затраты и прочие расходы по не банковским операциям: Операционные расходы Коммерческие расходы Административные расходы Транспортные расходы и т.п…
- Итого затраты и прочие расходы по небанковские операции, млн.руб…
Убыток от выбытия дочерних компаний и инвестиций в ассоциированные компании, неттоПрочие операционные доходы, нетто
- Операционная прибыль по небанковским операциям млн.руб…
- Чистые процентные, комиссионные и прочие доходы(расходы) и прибыли (убытки) по банковским операциям…
Операционная прибыль и инвестиции
Потенциальным акционерам наличие операционной прибыли говорит о том, что выручка компании полностью перекрывает расходы на производство и повседневную деятельность.
В противном случае эмитенту приходится прибегать к заёмным средствам или снижению расходов, и, если он не наладит бизнес, это может привести к банкротству. Рост операционной прибыли указывает на то, что компания развивается, то есть она привлекательна для инвесторов.
При фундаментальном анализе компании часто оценивают не само значение, а рентабельность операционной прибыли(operating margin, операционная маржа) — её долю в объёме продаж.
Чем выше этот коэффициент, тем эффективнее бизнес. Если показатель составляет 10% или меньше, предприятие находится на грани самоокупаемости. Чтобы рассчитать коэффициент, размер операционной прибыли делят на сумму выручки и переводят в проценты: Операционная маржа = (Операционная прибыль / Выручка) * 100%.
Рентабельность операционной прибыли удобно использовать при оценке разных эмитентов в одном секторе экономике. Динамика показателя за несколько лет и его отличие от среднего в отрасли позволяют сделать вывод об эффективности управления компанией.
Операционная прибыль— это прибыль от основной (операционной) деятельности предприятия.
Показатель отражает доход компании без учёта расходов на налоги и долговые обязательства. Именно с операционной прибыли организация «живёт» — поддерживает и развивает производство. После вычета из неё кредитных платежей, обязательств и налогов остаётся чистая прибыль, из которой формируется сумма дивидендов, если они предусмотрены.Валовая прибыль — это доход компании, который остаётся от выручки после вычета себестоимости продукции. То есть операционная прибыльпростыми словами — это разность между валовой прибылью и управленческими и коммерческими расходами.
Себестоимость продукции— это затраты на единицу или партию изготовленного продукта (товара), выполненную работу, услугу и на их реализацию. Сюда входят, к примеру, траты на: Сырье и материалы. Топливо, электроэнергию. Содержание оборудования, инструменты. Упаковку и тару. Заработную плату работникам, страховые взносы за них, социальные отчисления, компенсации, стимулирования, рабочую униформу, спецодежду. Амортизацию.
Выручка — это обычно самый большой показатель отчета о прибылях и убытках, и если вычесть из нее себестоимость, налоги и прочие показатели, получится чистая прибыль, так желаемая всеми инвесторами.
Чистая прибыль— это сумма от дохода предприятия, которая остаётся после вычета всех обязательных платежей — налогов и прочих отчислений, которые подлежат уплате в бюджет. Размер чистой прибыли влияет на величину дивидендных выплат, если они предусмотрены политикой компании.
EBITDA показывает, сколько денег компания способна генерировать до их распределения на выплату налогов, процентов, а также износа и амортизации, которая особенно велика и сильно сокращает чистую прибыль в капиталоемких отраслях. Таким образом, финансовый показатель EBITDA менее волатилен, чем чистая прибыль, но при этом очищен от себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов, а также от прочих доходов и расходов. Традиционно показатель EBITDA несколько меньше, чем выручка, но больше, чем чистая прибыль…