Сотрудники ТГУ изобрели новую рецептуру водно-дисперсионного кремнийорганического лака

Томские ученые создали керамический композитный материал, обладающий уникальными свойствами: он может самостоятельно восстанавливаться, устранять дефекты и повреждения. Фактически изобретена вечная керамика.

Томским ученым из Института физики прочности и материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) удалось создать практически вечную керамику – композитный материал, который способен сам себя восстанавливать, «залечивать» возникающие дефекты и повреждения.

Керамический композит обладает уникальными свойствами термической защиты, которые будут использоваться при эксплуатации высокоэнергетических систем и сверхскоростных летательных аппаратов, семикратно превышающих скорость звука, сообщает ТАСС.

По словам замдиректора Института по научной работе Светланы Буяковой, в экстремальных условиях сверхвысоких температур на керамической поверхности образуется стеклянная пленка, которая перекрывает доступ кислороду.

Это позволяет материалу «залечивать» трещины, сколы и прочие повреждения, неизбежно появляющиеся в период работы энергосистемы или полета сверхзвукового истребителя. По истечении десяти минут после «самолечения» керамический композит стопроцентно восстанавливает все свои уникальные свойства.

Светлана Буякова пояснила, что существующие аналоги способны выдерживать температурную нагрузку, не превышающую двух тысяч градусов по Цельсию, а томская керамика успешно переносит температуру в 2700 градусов. К тому же она умеет, если что, сама себя восстановить. Тот редкий случай, когда самолечение действительно приносит пользу.

Новый материал найдет широкое применение в производстве турбин, двигателей сверхзвуковых самолетов и космических аппаратов, а также других механизмов, работающих при повышенных температурах.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказало о разработке ученых из Института Лобачевского, создавших первые иммунологические часы.

Акриловый лак популярен ввиду его быстрого схватывания и высыхания, простоты применения, декоративной привлекательности. Удалить такое покрытие сможет только специальный растворитель. Обычно вещество уже разбавлено и готово к использованию. Но что делать, если это пастообразный вид материала или он слегка загустел и тянется за кистью? Чем и как разбавить акриловый лак?

Акриловым лаком называется высококачественная водная дисперсия акриловых смол, применяемая в качестве декоративно-защитного покрытия древесных и прочих материалов. Образующаяся на поверхности эластичная, прочная пленка, надежно защищает основу от механических повреждений и влияния физических сред.

Виды лаков на основе акрила

Акрил – название полимерных материалов на основе производных акриловой кислоты, простейшей представительницы карбоновых кислот. Прозрачная жидкость обладает резким запахом. Акрил растворяется в воде, хлороформе, этанолах, диэтиловых эфирах. Чистый материал имеет превосходные физические и технические характеристики:

  • не подвержен влиянию температур;
  • устойчив к влиянию ультрафиолета;
  • в соединениях приобретает неплохую прочность;
  • имеет ряд положительных механических признаков.

Чтобы получить лакокрасочную продукцию для создания декоративного защитного покрытия, в акрил добавляют специальный органический растворитель или воду. Состав, где добавлен органический растворитель, можно использовать для лакировки не только деревянных, но и металлических, стеклянных, каменных поверхностей.

Универсальный акриловый разбавитель. к содержанию ↑

Водно-дисперсионный акриловый лак

Такой лак максимально экологичен, применим для внутренних работ. Подчеркивает природную текстуру древесины (в случае, если это паркет, мебель, кессон, панели и т.п.). Наносится легко, высыхает за считанные часы, обладает превосходной адгезией. Финишное покрытие прочное, долговечное, слабо подверженное истиранию, влиянию физических и химических сред. Имеет превосходные декоративные качества.

Если водная дисперсия акриловых смол загустеет или смесь сразу была слишком вязкой, ее можно развести. Допускается водный растворитель до 5-10% от общей массы лака – без потери свойств материала.

Не рекомендуется смешивать данный тип лакокрасочных материалов с другими видами паркетной химии. Запрещается с ними использовать как растворитель, олифу, бензин, ацетон, уайт-спирит и прочие органические элюенты.

Водно-дисперсионный акриловый лак декорирует защищает материал от вредных внешних воздействий. к содержанию ↑

Акриловый лак на основе органических растворителей

Растворитель здесь – это смесь сложных эфиров, кетонов, ароматических углеводородов. Иногда в состав раствора входят пластификаторы. Образующаяся защитная пленка довольно прочная, со временем не желтеет.

Из технических характеристик можно выделить хорошую адгезию с основой, водостойкость, гладкое нанесение. Применять материал можно для наружных и внутренних работ. В отличие от водных лаков, эта группа материалов имеет характерный запах, что можно отметить, как недостаток. Но после полного высыхания лакировки, этот дефект устраниться.

Для того, чтобы отмыть малярный инструмент после работы или развести загустевший акриловый лак, нужен сильный растворитель. Обычно это скипидар или другой универсальный элюент. Рекомендовано наносить средство в 2-3 слоя. При том, для нанесения первого слоя акриловый лак на основе органических растворителей нужно разбавить на 30%. Это необходимо для усиления износостойкости защитного покрытия.

Лак для камня и кирпича на основе органических растворителей.

Классифицируется акриловый лак по составу и декоративным свойствам. Состав может быть однокомпонентным (только акриловая основа) и двухкомпонентным (акрил и полиуретан). По декоративным признакам (добавкам), может быть глянцевым, матовым и полуматовым.

Разница между «разбавить» и «растворить»

Существенное отличие между средствами: растворители влияют на твердость лаковой субстанции, разбавители – на ее вязкость. Чтобы не испортить материал, нужно знать, что чем разбавляется и разводится.

Материалы на водной основе можно разбавить водой или гликолевым эфиром. Растворить – ксилолом, гликолевым эфиром, комбинированным растворителем. Составы на основе органических растворителей разбавляют толуолом, скипидаром, и теми типами элюентов, что уже содержатся в лаке.

Рекомендации для работы с акриловой лакировкой

  1. Субстанцию в банке перед началом работы следует хорошенько размешать, особенно, если в составе присутствует пигмент.
  2. Не стоит пренебрегать средствами индивидуальной защиты, даже если это водно-дисперсионный (без запаха) состав.
  3. Влажность воздуха не должна превышать 50%. Обрабатываемая поверхность должна быть чистой, сухой, не жирной.
  4. Для нанесения можно пользоваться традиционным малярным инструментом: кистью, валиком.
  5. Растворитель для водных дисперсий – только чистая вода. Чтобы лакокрасочный материал не потерял своих свойств и не повлиял на естественную структуру древесины, допустимый максимум воды – не более 10%.
  6. Основа (вода или органические растворители) должна сочетаться с основой грунтовки, тонировки и другой паркетной химии, используемой в работе.

Акриловые лакокрасочные материалы используются не только при выполнении строительно-отделочных работ внутри и снаружи помещений. Они также широко применяются в производстве мебели, предметов интерьера. Нередко специальными акриловыми составами лаков пользуются деятели искусства (декоративно-прикладного, живописи, скульптуры). Материал ценят за превосходные физико-технические свойства, декоративную привлекательность, надежность и долговечность.

Необходимые инструменты и материалы

Чтобы узнать, каким лаком покрыть акриловую краску, рассмотрим разновидности лаковых составов, доступных для ремонта, выберем оптимальные и опишем процедуру его нанесения.

Лаки разные нужны, лаки разные важны

В самом общем виде лаком называется жидкий раствор различных смол, который тонким слоем наносится на различные поверхности и после высыхания придает им блеск и защищенность от внешнего воздействия. С помощью лакировки достигается значительный эстетический эффект, повышается срок эксплуатации многих изделий и долговечность ремонта. По области использования лаковые составы весьма разнообразны:

  • Мебельные – применяются внутри помещений для покрытия любых деревянных изделий (а не только мебели), часто выступают финишным слоем после заделки трещин в бревне. Могут содержать красящие пигменты сразу либо дополняться колеровкой перед использованием, тем самым древесине сразу придается нужный оттенок уже в процессе лакирования. По стоимости экономичны, однако обладают низкой стойкостью к износу;
  • Паркетные. Используются на полах из натуральной древесины, в том числе уже обработанной в заводских условиях. Паркетные лаки совместимы с самим паркетом, массивной доской и обыкновенными половицами. Их стоимость достаточно ощутима, как и высокое сопротивление истиранию. Объединяющим свойством мебельных и паркетных лаков является низкая влагостойкость – именно поэтому паркет, мебель и лакированные полы рекомендуется протирать мастикой или специальными составами, а не намывать ведрами воды;
  • Яхтенные. Антиподы своих предшественников по влагостойкости, ибо могут долго сопротивляться длительному воздействию морских брызг, соленых ветров и океанских волн. Применяются не только в кораблестроении, но и в сухопутном хозяйственно-ремонтном деле, например, при лакировке садовой мебели, беседок, стоек для навесов из дерева или резных наличников снаружи окон. Стоимость яхтенного лака в несколько раз превышает цену паркетного, так что использовать его нужно разумно и аккуратно;
  • Универсальные или декоративные. Занимают промежуточное положение между вышеупомянутыми составами, допускают нанесение внутри и снаружи помещений, обладают умеренной стойкостью и стоимостью.

Лак для водоэмульсионной краски, чаще всего, бывает именно универсальным. Область декоративного применения акриловых красок на водной основе весьма широка, они прекрасно подходят и для внутреннего ремонта, и для внешнего оформления, поэтому и защита этих красок должна иметь универсальные свойства.

Основные разновидности лаков по составу

Изучая этикетку (либо иную сопроводительную надпись) на упаковке емкости с лаком, можно почерпнуть массу полезных сведений о его компонентах и совместимости с краской. Формулы лаков и технологии их изготовления весьма разнообразны:

  • Масляные, на основе органических (натуральных либо синтетических) масел и смол. Лучше всего совместимы с поверхностями из дерева, этот материал хорошо впитывает масляные субстанции, обладают высокой твердостью после застывания. К сожалению, само застывание масляных лаков может длиться несколько суток;
  • Алкидные – выпускаются из алкидных смол и синтетических растворителей. По влагостойкости и сопротивлению износу лучше масляных, а сохнут немного быстрее. Обладают универсальными качествами – ими можно лакировать предметы интерьера и изделия, расположенные снаружи. Наносятся всеми известными способами – от миниатюрных кисточек до валиков и распылителей;
  • Акриловые – экологически чистые и абсолютно безопасные в пожарном отношении (выпускаются на водной основе). Полностью прозрачные акриловые лаки хорошо защищают любую деревянную поверхность и роспись акрила по штукатурке или гипсу, однако их долговечность зависит от стабильности микроклимата в помещении;
  • Нитролаки выгодны стремительным застыванием и достаточно «цепко» держатся на обрабатываемой поверхности. Недостатком нитролаков является токсичность и способность разъедать окрашенную основу, так что перед лакировкой нужно запастись респиратором и опробовать нитролак в незаметном месте, вдруг вместо глянцевого слоя образуются лохмотья из новой краски?
  • Полиуретановые – универсальные и удобные составы с высокой стойкостью к механическому, природному и химическому воздействию. Хорошо совместимы с различными материалами и красками. Из «минусов» полиуретановой лакировки можно отметить ее техническую сложность и дороговизну;
  • Эпоксидные. По эстетическим качествам уступают полиуретановым, по прочности сравнимы, а сохнут быстрее. Обычно используются для лакировки деревянных изделий в помещениях с высокой влажностью (ванны, сауны, бани, бассейны).

Можно ли покрывать лаком акриловую краску, определяется идентичностью его состава с окрашенной поверхностью, то есть акриловый лак, очевидно, будет совместим с акриловой же краской, также допустимо использовать полиуретановый и некоторые сорта алкидных лаков.

Каким лаком покрыть акриловую краску – инструкция по нанесению

У акриловых красок есть одна интересная особенность: чем дольше их не лакировать, тем прочнее они «связываются» с деревянной основой. Перед выбором лака краске необходимо дать хорошенько просохнуть, от нескольких дней до нескольких недель. На время высыхания окрашенное изделие можно защитить пленкой или стеклом

Как покрыть лаком акриловую краску — пошаговая схема

Шаг 1: Выбираем лак

Обязательно уточните, совместим ли приглянувшийся вам лак (акриловый, полиуретановый или универсальный) с типом основы – деревом, штукатуркой или шпаклевкой. Очень желательно, чтобы лаковый состав с акриловыми компонентами был свежим, то есть с момента его изготовления прошло бы не более 90 дней. При прочих равных условиях лучше приобрести матовый состав вместо глянцевого, т.к. акриловая краска редко нуждается в дополнительном блеске.

Шаг 2: Готовимся к лакировке

Защитную пленку, целлофан, стекло и т.п. нужно аккуратно снять без повреждения акриловой основы. Если на поверхности обнаружилась пыль, ее удаляют пылесосом (без контакта с основой!) В крайнем случае можно использовать венчик из перьев. Причем движения должны быть максимально аккуратными и размеренными. Механическое обметание тряпками строго запрещено – акриловые краски достаточно нежны и могут облететь лепестками разноцветных надежд еще до лакировки.

Сам лак перед нанесением на очищенную от пыли поверхность следует подогреть до температуры в 40-50 ˚C. Лучше всего эту операцию выполнить на водяной бане. Если нет под рукой термометра, то можно придерживаться эмпирического соотношения: трехлитровая банка с лаком в кипящем литре воды разогревается до температуры в 40-50 ˚C примерно за пять минут. Во время подогрева лаковый состав необходимо несколько раз перемешать гладкой рейкой.

Шаг 3: Лакируем!

Важно правильно выставить освещение, впотьмах лучший мастер лакокрасочных работ не справится с поставленной задачей. Оптимален источник света вверху и справа, даже при достаточной освещенности помещения. Работать лучше всего широкой флейцевой кистью – от 50 до 150 мм ширины, в зависимости от объема лакировки. На кисть берется небольшое количество лака (чтобы он не капал на пол и не тек по изделию) и наносится на поверхность широкими плавными мазками, продвигаясь сверху вниз. Траектория движений кистью должна быть параллельна верхней границе лакировки. После обработки 0.5-0.7 м 2 лаковый слой необходимо располировать.

Располировка выполняется сухой флейцевой кистью движениями сверху вниз. Когда сухая кисть начнет прилипать к обрабатываемой поверхности, следует перейти к лакированию новых участков. Готовое изделие следует защитить от оседания пыли до момента застывания лакового слоя. Это осуществляется установкой козырьков, каркасов из пленки и т.п. Самостоятельную лакировку акриловых красок лучше опробовать на небольших изделиях, с приобретением навыков можно переходить к декоративным элементам со значительной поверхностью.

Чем можно покрыть воднодисперсионную краску, чтобы она не пачкалась!!

Смотря что покрывать. Можно лаком алкидным попробовать покрыть, если это уместно. А вообще вододисперсионной краской не красят предметы и поверхности, подвеженные загрязнению.

И еще, окрашенные этой краской поверхности можно аккуратно мыть слегка влажной тряпкой.

Для начала хотел бы озвучить несколько советов по, что называется, превентивным мерам. Если поверхность будет подвергаться частым затирам, рискам быть вымазанной или зашорканой, то лучше всего использовать акриловую вододисперсионную краску. Довольно плохо ведут себя в «проблемных» местах поливинилацетатная дисперсия и бутадиенстирольная дисперсии. Последние довольно капризны и чувствительны к механическому воздействию и свету — сильно мараются, теряют свой цвет и отмыть их сложно. Акриловая дисперсия немного дороже, но моется хорошо и загрязнившиеся места не будут требовать от вас радикального подхода — перекраски, а просто можно помыть.

Для того что бы не тратится на лакирование, просто предпочтите акриловую вододисперсионную краску, влагостойкую, стойкую к механическим повреждениям и с возможностью мытья.

Теперь о дополнительной защите вододисперсионного покрытия, не соответствующего таким экстримальным условиям эксплуатации.

Тут подойдет любой акриловый лак на водной основе.

Нанесение производится в несколько слоев. Для лучшей адгезии, после первого высохшего слоя, можно произвести легкую затирку, и нанести следующий слой. Такое покрытие будет мыться. Да и пачкается лакированное поверхность гораздо меньше. Однако подвергнуть такой обработке придется весь фрагмент (стену, простенок или даже все помещение) потому как тон совершенно точно подогнать будет довольно сложно. Можно конечно сделать и краскопультом, с переходом тона «на ноль» но не у каждого есть краскопульт, а кистью такого не добиться. Вот почему и говорю что предпочтительнее будет сразу выбрать краску стойкую к мойке и истиранию. Лак поможет только «исправить» или защитить самые проблемные места, такие как откосы дверей, места стен у выключателей и розеток, стены за пуфиками и раздевалками. В общем там где чаще всего марается.

Ðàññìîòðåíèå ïðîáëåìû ïåíîãàøåíèÿ ïðè ñîñòàâëåíèè ðåöåïòóð âîäíî-äèñïåðñèîííûõ ëàêîêðàñî÷íûõ ìàòåðèàëîâ. Êðèòåðèè îöåíêè êà÷åñòâà ïåíîãàñèòåëåé. Àíàëèç õàðàêòåðíûõ îñîáåííîñòåé äåéñòâèÿ ïåíîãàñèòåëåé â âîäíî-äèñïåðñèîííûõ ëàêîêðàñî÷íûõ ìàòåðèàëàõ. Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Íîìåíêëàòóðà è õàðàêòåðèñòèêè âûïóñêàåìûõ âîäíî-äèñïåðñèîííûõ ëàêîêðàñî÷íûõ ìàòåðèàëîâ (ÂÄËÊÌ), ïðåäíàçíà÷åííûõ äëÿ íàðóæíîé è âíóòðåííåé îòäåëêè è çàùèòû çäàíèé è ñîîðóæåíèé. Òåõíîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ ñîçäàíèÿ ýòîãî ðîäà ïðîäóêöèè. Êîíòðîëü êà÷åñòâà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà , äîáàâëåí 13.11.2013

  • Âðåäíîå âëèÿíèå âîçäóõà ïðè ïðîèçâîäñòâå áóìàãè. Ôðàãìåíò ñôåðè÷åñêîé è ìíîãîãðàííîé ïåíû. Ñòàáèëèçàòîðû ïåíû è ìåòîäû áîðüáû ñ âîçäóõîì â áóìàæíîé ìàññå. Ñíèæåíèå ñêîðîñòè îáåçâîæèâàíèÿ. Ìåòîäû êîíòðîëÿ ýôôåêòèâíîñòè è ìåõàíèçì ðàáîòû ïåíîãàñèòåëåé.

    ïðåçåíòàöèÿ , äîáàâëåí 23.10.2013

  • Èññëåäîâàíèå ïðîöåññà èçãîòîâëåíèÿ ïèãìåíòèðîâàííûõ ëàêîêðàñî÷íûõ ìàòåðèàëîâ. Îñíîâíûå õàðàêòåðèñòèêè, êîíñòðóêöèÿ è ïðèíöèï ðàáîòû èñïîëüçóåìîãî îáîðóäîâàíèÿ. Êðàòêàÿ õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ âèäîâ ìàòåðèàëîâ, èñïîëüçóåìûõ â ëàêîêðàñî÷íîé ïðîìûøëåííîñòè.

    ðåôåðàò , äîáàâëåí 25.01.2010

  • Îïðåäåëåíèå è âèäû ëàêîêðàñî÷íûõ ïîêðûòèé. Ìåòîäû èõ íàíåñåíèÿ. Îñíîâíûå ñâîéñòâà ëàêîêðàñî÷íûõ ïîêðûòèé. Èõ ïðîìåæóòî÷íàÿ îáðàáîòêà. Çàùèòà ìàòåðèàëîâ îò ðàçðóøåíèÿ è äåêîðàòèâíàÿ îòäåëêà ïîâåðõíîñòè êàê îñíîâíîå íàçíà÷åíèå ëàêîêðàñî÷íûõ ïîêðûòèé.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà , äîáàâëåí 21.02.2010

  • Óñòàíîâëåíèå âîçìîæíîñòè ïðîâåäåíèÿ âîäíî-òåïëîâîé îáðàáîòêè âûñîêîêîöåíòðèðîâàííûõ çàìåñîâ èç ýêñòðóäèðîâàííîãî çåðíà. Âëèÿíèå ñòåïåíè äèñïåðñíîñòè ïîìîëà íà òåõíîëîãè÷åñêèå ïîêàçàòåëè îñàõàðåííîãî çåðíîâîãî ñóñëà. Àíàëèç ñïîñîáîâ äèñïåðãèðîâàíèÿ ñûðüÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà , äîáàâëåí 19.05.2011