Создаем патину своими руками на металле и дереве

Статьи

Все фото из статьи

Имеются в доме старые образцы мебельного интерьера из дерева, вид которых утратил свою презентабельность? Существует метод, который позволит вдохнуть в них новую жизнь – патинирование. В данной статье мы рассмотрим, как его можно выполнить своими руками в домашних условиях.

Пример патинированной мебели

Что такое патина

Само слово – патина не имеет никакого отношения к краскам. По сути – это тонкая плёнка, образующаяся на поверхности изделия в результате его долгого взаимодействия с кислородом. Наиболее известным видом патины можно считать оксид меди – тот самый зелёный налёт, который появляется на поверхности после долгого использования, как показано на фото чуть ниже.

На разных металлах процесс окисления проходит по-разному, и соответственно патина имеет разные цвета:

  • Медь – зелёный.
  • Сталь – жёлтый или охровый.
  • Латунь и бронза – коричневый.
  • Серебро – тёмно-серый.

Именно патина защищает изделие от гниения и в то же время создаёт характерный внешний вид, который так ценится в винтажных вещах. Технология создания защитной плёнки на металле известна давно, к примеру, много лет оружие проходило специальный процесс, называемый – «воронение».

Металл становится в результате более стойким при взаимодействии с водой и воздухом, но есть несколько существенных недостатков такого способа:

  1. Воронение – сложный процесс и его тяжело выполнить самостоятельно.
  2. Высокая конечная цена изделия.
  3. На создание такого покрытия требуется очень много времени.

Но технологии не стоят на месте и сегодня любое металлическое или даже деревянное изделие можно состарить за несколько минут, и, при этом не потеряв качественных характеристик самого материала.

Если говорить о патине как о краске, то защитных функций у неё практически нет, это скорее декорирование, которое наносится поверх первого слоя и придаёт изделию вид состаренного.

Сегодня в специализированных магазинах можно встретить патину самых разных цветов:

  • Серебро.
  • Медь в чистом виде.
  • Зелёная окись меди.
  • Золото.

Это самые распространённые оттенки, так как они способны имитировать различные металлы и превращать обычное железо в золото или серебро.

К сожалению, до «философского камня» патине далеко, поэтому некоторые производители выпускают совершенно экзотические оттенки, не призванные имитировать что-то:

  • Фиолетовый.
  • Синий.
  • Красный.
  • Розовый.

Чаще всего их используют, когда необходимо придать изделию схожесть с оригиналом.

Акриловая патина

Этот вид патины не используется на металле, так как имеет плохую адгезию с ним. Такие краски больше подходят для дерева, они проникают в поры изделия и подчёркивают древесную структуру и волокна.

В результате такого покрытия изделие получает сразу несколько дополнительных качеств:

  1. Проявляется структура дерева.
  2. Игра на цветовых переходах придаёт изделию благородный вид.

Совет! не стоит использовать патину на предметах мебели с характерной современной стилистикой. Такое покрытие вносит диссонанс в общее восприятие, и создаётся ощущение плохого вкуса хозяина.

Покраска патиной мебели характерна для таких стилей, как:

  • Прованс.
  • Кантри.
  • Классицизм.
  • Барокко.
  • Этно.

Тут она будет смотреться гармонично и выдержано в общей стилистике.

Патина на основе порошковых красителей

Именно порошковая патина используется для окраски металла. Продаётся она в готовом виде, а при нанесении для удобства можно растворить сольвентом или ксилолом.

Совет! для патинирования металлических изделий покупайте только специализированную патину для кузнечных работ. Она имеет долгий срок службы и не истирается со временем.

Ниже будет приведена подробная инструкция по нанесению патины, а пока подытожим всё сказанное и перечислим преимущества такого покрытия:

  1. Как правило, кузнечные краски — матовые, и патина придаёт блеск изделию.
  2. Появляется ощущение старины.
  3. Обычная сталь принимает вид благородных металлов.
  4. При помощи патины можно стилизовать мебель под общий дизайн интерьера.

Нанесение

Технология нанесения патины на металл и дерево очень различаются, так как акриловые и порошковые красители преследуют разные цели. Поэтому остановимся на каждом способе поподробнее.

Акриловая патина

Специалисты называют данную технологию состаривания деревянных изделий – истирание. Заключается она в том, что на дерево сначала наносится слой краски, которая будет являться подложкой, или, если мы говорим о готовом изделии, то этот этап можно опустить.

Итак:

  • Перед тем, как красить патиной, поверхность проходят металлической щёткой или крупной наждачной бумагой. Часть покрытия при этом стирается и проявляется структура дерева.

Совет! зашкуривая изделие, все движения должны быть в одну сторону и по волокнам дерева. Таким образом, проявится текстура, но не нарушится целостность дерева.

  • Далее, на поверхность густым слоем наносится акриловая патина нужного цвета. Ей нужно дать несколько минут, чтобы она проникла внутрь дерева, но не стоит забывать, что чем дольше пропитывается изделие, тем более тёмный получится цвет в итоге.
  • Теперь излишки краски вытираются мягкой ветошью или губкой. Та патина, что не успела впитаться в поры уйдёт, а волокна примут новый оттенок. Позже, когда изделие высохнет, можно добавить интенсивности цвета, добавив ещё один слой краски, или покрыть всё лаком для блеска.
  • Если технология нанесения и подготовки поверхности не совсем понятна, то можно посмотреть видео в этой статье, на котором подробно показаны все этапы.

Кузнечная патина

Довольно сложная технология, особенно, если наносить патину своими руками, не имея соответствующего опыта. Для этого нам понадобится некое подобие палитры, на которой можно размазывать краску.

  • Густая патина располагается в углу палитры, а кисть слегка смачивается в сольвенте или ксилоле, после чего краску нужно сильно растереть, до тех пор, пока кисть не станет практически сухой.
  • Теперь, лёгкими мазками, касаясь изделия самыми кончиками кисти, наносим патину. У нас получается не равномерное покрытие, а потёртости, которые и создают эффект старины. Таким образом покрывается всё изделие, и уйти на это может очень много времени, но и результат того стоит.
  • Очень часто при отсутствии опыта возникает желание захватить кистью побольше патины сразу, чтобы не растирать её через каждые несколько мазков. Делать этого категорически нельзя, так как покрытие получится неравномерным, а вместо эффекта старины появится плохо прокрашенное и облезлое изделие.

В любом случае лучше сначала потренироваться на чём-то другом, и уже когда рука почувствует уверенность, можно браться за патинирование изделия. Теперь вы знаете, как выполняется эта работа и все сделаете по технологии.

Ремонт квартир: ▼

  1. Краска с молотковым эффектом: особенности использования Покраска металлических изделий, часто становится большой проблемой, так как сложно подобрать краску. Зачастую металлоконструкции, особенно если они используются на улице, приходят в полную неприглядность уже через …
  2. Патина на металле В отличие от натуральной окислительной пленки, образующейся на поверхности железа, меди, бронзы или латуни естественным путем в процессе……
  3. Краска водоэмульсионная для стен и потолков Краска водоэмульсионная для стен и потолков — это материал, который никогда не выходит из моды и всегда актуален. С чем это связано? Прежде всего, с тем, что данный материал имеет целый ряд неоспоримых преимуществ, главное из которых — это его универсальность. Сфера применения водоэмульсионной краски весьма широка и ее часто применяют для внутренней и наружной …
  4. Краска с эффектом трещин: где и как использовать Эффект создания искусственных трещин на поверхности называется — кракелюр, от французского слова craquelure — трещина. Эта техника позволяет создать неповторимый дизайнерский приём. Краска с эффектом трещин …
  5. Порошковая краска в домашних условиях: подготовка поверхности под окраску Наверняка многие задумывались над тем, как качественно и надолго покрасить какое-либо металлическое изделие, и чтобы на следующий год его не пришлось обновлять. Сегодня такая возможность есть …
  6. Патинирование дерева Антикварная мебель всегда была предметом гордости и прекрасным украшением интерьера. Не каждый имеет возможность окружить свой быт роск……
  7. Краска фактурная фасадная: особенности использования Отделка фасада — вопрос, который ставит в тупик многих домовладельцев, и идя по самому лёгкому и понятному пути, они выбирают покраску. Но и тут, оказывается, есть …

Обустройство помещений «под старину» очень востребовано на сегодняшний день. Все эти кованные и винтажные элементы очень эффектно смотрятся в классическом дизайне, однако эти композиции имеют тонкую грань. Ведь не всегда старье относится к винтажному стилю. Интересным решением является нанесение патины на современные вещи, после чего они искусственно состариваются. Сегодня мы поговорим о возможности изготовления патины своими руками и о ее нанесении на интерьерные предметы.

Самостоятельно патинирование

Самостоятельное патинирование

Делаем мебель под старину своими руками

Помимо приобретения уже готовых красок, которые призваны искусственно состаривать изделия, есть возможность патинировать элементы самостоятельно. Давайте рассмотрим, как сделать патину в домашних условиях, без использования современных ЛКМ:

  • Для начала необходимо провести подготовку материала. Для этого с зеркальных рам, оконных ручек и других предметов, которые подлежат обработке убирается грязь и жир. Я в этом процессе использовал крепкий раствор щелочи, которым тщательно протирал каждую деталь. После обработки лучше не притрагиваться к элементу, что опять его не запачкать
  • Следующим этапом является создание необходимых условий для естественного процесса появления меди. Условия здесь заключаются в наличии теплого и влажного воздуха, который насыщен углекислым газом. В такой изоляции материал должен находится до самого появления патины, при этом каждый день поверхность состаривания должна обрабатываться 1%-ым уксусом не меньше двух-трех раз
  • Если вы не имеете подходящего помещения, то можете, как и я искусственно создать камеру, в которой будет проявляться патина. Для этого емкость должна быть с плотно закрывающейся крышкой – при этом на дне должен лежать измельченный мел или известняк, а над ним сосуд из которого будут поступать капли соляной кислоты. Такое действие позволит появиться необходимому углекислому газу
  • Именно обмакивание уксусной кислотой позволяет патине проявляться на металле как можно быстрее. Поэтому не забываете опрыскивать элемент около 2-3 раз в день. При этом совсем маленькие детали можно полностью погружать в состав. Когда пленка патины начнет появляться раствор должен становиться менее концентрированным, а в дальнейшем должен полностью замениться водой
  • Что слой патины был хорошим данных условий необходимо придерживаться на протяжении двух недель, а вообще срок получения данной пленки составляет от 28 до 42 дней

Патина по дереву своими руками

Натуральная патина – изменение цвета деревянной поверхности в результате длительного периода времени, окисления и контакта с руками.

Искусственная патина по дереву – налет на покрытии предметов интерьера, который появляется в результате принудительного состаривания. Такой способ декорирования придает недавно изготовленной мебели эффект антикварности и защищает ее от износа, а старой – продлевает жизнь.

10 марта 2019 — Нанесение патины на кованые изделия

Создаем патину своими руками на металле и дереве

Как правильно наносить патину на кованые изделия.

Здравствуйте дамы и господа. Поговорим о том, как правильно наносить патину на кованые изделия и металлоконструкции. Я Вам раскрою несколько секретов по нанесению патины на кованые элементы и кованые изделия.

И так, как лучше и правильней ее наносить.

С давних времен люди оценили преимущества изделий из металла. Уже в те времена научились изготавливать кованые изделия из бронзы, меди, серебра. Изделия, дошедшие до нас из прошлого, имеют определенную окраску, потому что под внешним атмосферным воздействием бронза, медь окисляются, что придает им определенные оттенки. В наше время нашли способ искусственного состаривания, для того чтобы придать вещи эффект античности. Это называется патинированием.

Раньше этого эффекта добивались в результате воздействия на металл различными веществами, создавались всевозможные химические реакции, менялись температурные режимы, что иногда было вредно для здоровья мастера. В наши дни все гораздо упростилось. Сейчас для патинирования используются специальные краски различных оттенков.

Перед тем как начинать патинирование, необходимо подготовить металл. Его надо зачистить от окалин, обезжирить, затем прогрунтовать и покрасить. Грунтовка защищает металл от коррозии, а краска защищает грунтовку от повреждений. Цвет и состав краски подбирается в зависимости от применения изделия, от того где оно будет находиться. Покраска кованых изделий нужна для защиты металла от внешнего воздействия, что продлевает срок его службы, и для придания ему эстетического вида, совместимого с интерьером, в котором оно находится.

Бывает несколько видов покраски. Например, покраска алкидными красками подходит для наружных работ больших объемов, выгодна по цене. «Фактурная» покраска придает матовый оттенок и шероховатость, что создает неповторимую поверхность. Подходит как для наружных, так и внутренних работ. Молотковая краска, создает глянцевую поверхность с эффектом побитости. Порошковая покраска очень удобна по цене и качеству, но используется только в том случае, если кованое изделие не монтируется и не используется сварка, например, кованая мебель. Электростатическая покраска очень долговечна, но очень дорогая.

После того как окрасили кованое изделие в основной цвет, ему придается эффект старины за счет патинирования. Основные цвета патины это бронза, серебро, старая медь, золото, хамелеон, светлый и темный графит, зелень. Патина, как и обычная краска, бывает на алкидной основе или на акриловой. Патина наносится слегка влажной кистью, смоченной в растворителе или в Уайт спирите, в зависимости от состава патины. Итак, взяли кисть смочили ее, капнули немного патины на бумагу и растерли до полусухого состояния. Теперь можно наносить патину на кованые изделия. Легче наносить патину будет на офактуренную поверхность изделия, а правильнее короткими штрихами, еле прикасаясь к металлу. Нам нужно будет добиться эффекта старой потертой вещи. На сегодняшний день существует множество видов патины различных фирм изготовителей, одни из которых это: WS-Plast, Certa (церта-пласт), Tikkurila (тиккурила).

Прекрасно смотрится патина на фактурной покраске, подчеркивая структуру кованого металла. Если же изделие гладкое, например, кованые узоры из прута, то патинировать можно отдельные части изделия, такие как листики, цветочки, завитки и другие подобные элементы.

Самые распространенные виды патинирования это золочение, чернение, серебрение. Патинирование, как правило, проводится на контрасте. Если темная основа, то светлая патина и наоборот. Например, если основа темно-матовый графит, то его будет лучше патинировать золотом или бронзой, это даст эффект старой бронзы. Если изделие окрашено темным или светлым графитом, его очень удачно патинировать серебром, при этом добиться эффекта «старого» железа, черненого серебра. Медная краска с различными оттенками коричневого придают поверхности кованого изделия вид медной поверхности. Если на медную краску нанести золотую или бронзовую патину, это создаст вид латуни или бронзы. Для светлых интерьеров лучше использовать изделия, покрытые «старой» белой краской патинированные золотом, это придаст неповторимый изысканный эффект. Выбор оттенков и цветов патины во многом зависит от интерьера. Серебро — холодный оттенок, золото придает изысканности, бронза — благородства, медь создает эффект средневековья.

Кованые изделия, кованые элементы, ритуальные изделия, Нижний Тагил, Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Тюмень.

Нанесение патины на металлические и деревянные изделия

Патина — это особая краска, позволяющая придать металлической или деревянной поверхности состарившийся благородный вид. Значение слова «патина» никак не связано с красками. Термин означает тонкую пленку, возникающую на металлической поверхности после длительного взаимодействия с кислородом.

Процесс образования пленки на металле известен с древних времен. Раньше этот процесс назывался воронением. Однако воронение имеет ряд серьезных недостатков:

  • это сложная технология и своими руками ее повторить непросто;
  • себестоимость воронения высока;
  • процесс требует немало времени.

Современные краски позволяют покрасить поверхность (не только металл, но и дерево) гораздо быстрее — в течение нескольких минут. При этом качество материала полностью сохраняется.

Цветовые решения

Самый распространенный вид патины — оксид меди. Поверхность, окрашенная такой краской, зеленовата на вид. На других металлах окислительные процессы происходят иначе, поэтому патина дает другие цвета, например:

  • на стали — охровый или желтый;
  • на бронзе и латуни — коричневый;
  • на серебре — темновато-серый.

В строительных супермаркетах можно приобрести патину разнообразных цветов:

  • под серебро;
  • под натуральную медь;
  • под золото;
  • зеленая медная окись.

Это самые распространенные цвета, однако, выпускаются и краски с более экзотичными оттенками. Такие краски не имитируют какой-либо металл, а являются самостоятельным цветовым решением. Их применение обычно связано только с желанием придать поверхность старинный вид.

В качестве примера можно привести такие цвета:

Технология нанесения

Принципы патинирования металла и дерева отличаются. Для металла применяется порошковая (кузнечная) патина, а для дерева — акриловая.

Акриловая патина

Такая краска практически никогда не применяется для металлических поверхностей. Причина в плохих адгезивных качествах. Однако акрил прекрасно подходит для окрашивания деревянных изделий, так как глубоко проникает в поры древесины и подчеркивает красоту ее волокон и структуры. Древесина, окрашенная акриловой патиной, приобретает благородный вид, ее внешний вид обогащается цветовыми переходами.

Обратите внимание! Не рекомендуется применять патину по отношению к мебели, выполненной в современном стиле. Окрашенная таким образом мебель не будет выглядеть эстетично.

Окрашивание патиной часто используется для предметов, выполненных в следующих стилях:

Технология покрытия акриловой патиной именуется истиранием. Состаривание заключается в нанесение вначале слоя краски, которой будет выступать так называемой подложкой.

  1. Перед окрашиванием поверхность тщательно, но аккуратно очищается металлической щеткой или же крупнозернистой наждачкой. При этом часть поверхности убирается, а структура дерева становится более явной. Зашкуривать древесину нужно так, что движения направлялись по структуре и только в одну сторону. Это позволит показать текстуру, не нарушая целостность древесины.
  2. Следующий этап — нанесение густого слоя акриловой патины. Далее нужно подождать несколько минут, пока материал проникнет в древесину. При этом нужно помнить: чем дольше пауза, тем темнее будет в конечном итоге покрашенное изделие.
  3. Лишняя краска убирается губкой или же мягкой ветошью.
  4. После высыхания краски можно сделать цвет более насыщенным, если нанести дополнительный слой лакокрасочного материала. Также можно отлакировать поверхность.

к содержанию ↑

Порошковая патина

Первым видом порошковой патины принято считать серебрянку. В своей основе это порошок, который перед применением нужно смешать с олифой. Как правильно разводить серебрянку, читайте в этом материале.

Цвет кузнечных красок обычно матовый, а патина придает металлу благородный блеск. Приобрести порошковый материал можно в виде готового продукта. Для большего удобства при окрашивании патину можно перемешать с ксилолом или же сольвентом.

Обратите внимание! Для окрашивания изделий из металла рекомендуется приобретать специальный материал для кузнечных работ.

Покрытие кузнечной патиной считается достаточно сложным делом при отсутствии необходимого опыта. Для нанесения краски понадобится нечто вроде палитры, где можно размазывать лакокрасочный материал.

  1. Сгустки патины нужно расположить с одной стороны палитры.
  2. Кисточки слегка намочить в сольвенте или ксилоле. Затем растереть краску до той стадии, пока кисточка не станет полностью сухой.
  3. Далее краска наносится осторожными мазками. Изделия нужно касаться только кончиком кисточки. В результате должен получиться неравномерный слой краски, а нечто, напоминающее потертости.

Процесс очень трудоемкий и занимает много времени. Хотя результат этого стоит — изделие приобретет благородный состарившийся вид.

По неопытности многие пытаются взять на кисть как можно больше патины, чтобы избежать ее растирания после пары мазков. Однако так поступать категорически не рекомендуется, поскольку добиться нужного результата в таком случае не удастся.

Итак, работа с патиной требует определенных навыков, поэтому начинающему трудно рассчитывать на быстрый успех. Рекомендуется для начала использовать для патинирования предметы, которые не жалко испортить. После приобретения опыта можно взяться за более ответственную работу.

Всё о цветных металлах и сплавах (бронза, медь, латунь и др)

Бронза | Латунь | Марки БрАЖ БрОФ ОЦС Л63 ЛС59 | Характеристики | Применение | Расшифровка | Латунный лист | Втулка | Бронзовая труба | Пруток | ГОСТ | Продажа | Блог | Применение | Втулки | Трубы

Создаем патину своими руками на металле и дереве

Патинирование или как состарить металл

Патинирование или как состарить металл (отсюда)

Патинирование – это техника «состаривания» поверхности металла или дерева, которая достигается путем нанесения красителей на основе различных кислот. В результате изделия приобретают особый шарм, дух старины. Рабочие поверхности перед проведением манипуляций приводят в порядок, затем обрабатывают специальной грунтовкой из баллончика, позволяющей краске лучше закрепиться на поверхности. Патинирование металла требует времени и терпения, о том, как нанести краску-патину на поверхность и какой эффект можно получить, рассмотрим далее.

Что понадобится для работы

Само значение слова «патина» никак не связано с процессами окрашивания. Оно имеет итальянское происхождение и обозначает пленку, которая образуется на металле после длительного взаимодействия с кислородом.

Изначально приходилось долго ждать, когда металл сам окислится, а результат был совершенно непредсказуем, сейчас эту технику можно воспроизвести дома своими руками при помощи следующих материалов:

  • патина понравившегося вам цвета (в порошке);
  • жидкий растворитель;
  • кисть (размер 2-3) или губка;
  • небольшие пластиковые или стеклянные ванночки (не берите металлические, они могут взаимодействовать с краской);
  • изделие из металла, которое вы хотите декорировать.

Обратите внимание на технику безопасности! Средства для патинирования подразумевают работу с химическими окислителями, растворителями и требуют особой аккуратности.

Рекомендуется не работать в замкнутых помещениях без защиты дыхательной системы. Лучше работать на свежем воздухе, в помещениях с хорошей вентиляцией (с открытыми окнами, включенной вытяжкой, сквозняком). При попадании кислоты на поверхность кожи немедленно промойте под проточной водой затем нанесите кашицу из пищевой соды. При появлении высыпаний, ожогов или каких-либо кожных изменений, немедленно обратитесь к врачу!

Цвета патинирования

На различных металлических поверхностях путем патинирования можно добиться совершенно различных цветовых решений. Наиболее распространенный цвет патины – зеленоватый, он получается путем окисления меди. На других металлических поверхностях получаемый оттенок может быть совершенно иным:

  • Насыщенный желтый или цвет охры на стальных поверхностях.
  • Шоколадно-коричневый на латунных и бронзовых предметах.
  • Темно-серый на серебряных изделиях.

Выбор сухой патины для работы по металлу достаточно разнообразен. Продается пудра практически в каждом строительном магазине. Наиболее распространенные цвета:

  • состаренное серебро;
  • натуральная или окисленная медь;
  • червонное золото.

Также доступны более яркие радикальные цвета, например, синий, сиреневый, красный, позволяющие добиться оригинального эффекта на поверхности различных металлов.

Подготовка поверхности

Декоративное нанесение патины требует тщательной подготовки обрабатываемой поверхности, металл должен быть идеально гладким. На нем не должно быть проявления коррозии, она не даст хорошо загрутновать поверхность, верхние слои достаточно быстро запузырятся и облезут.

Все заусенцы необходимо удалить, сколы, выбоины зашпатлевать и зашлифовать наждачной бумагой (сначала грубой, затем более мелкой).

Подготовленное изделие покрывается специальной грунтовкой (удобнее всего, из спрея-баллончика), а затем на него наносится краска-патина для металла.

Обратите внимание, что эффект патины лучше всего выглядит на изделиях, окрашенных темной, особенно черной краской. Окрашенное изделие должно хорошо высохнуть, иначе патина будет плохо ложиться, и вы не добьетесь желаемого эффекта.

Техника нанесения краски-патины

Состаривать металл можно двумя способами: наносить патину при помощи кисти или губки. Набирая растворенную краску на кончик кисти, вы можете добиться совершенно разной текстуры, направленных мазков и различной глубины прокраски. Не мочите кисть перед началом работы, она должна быть обязательно сухой, мокрая кисть даст подтеки и капли на обрабатываемом металле.

Не берите слишком большую или маленькую кисточки – оптимальный размер щетины 2-3 см. Губка дает эффект «запыления», но не прижимайте её слишком сильно, иначе на обрабатываемой поверхности отпечатаются поры.

Держите наготове салфетку с растворителем и немного основной краски, которой окрашено изделие. Работа с патиной должна быть практически безошибочной. Повторное нанесение патины на металл на одно и тоже место дает некрасивый «плоский» эффект. При окрашивании отдельных элементов будьте аккуратны: если вы случайно «мазнули» рядом, просто закрасьте этот участок фоновой краской.

На видео: нанесение патины на металл.

Патинирование металла окислителями

Получение патины на металле путем его погружения в различные химические составы – трудоемкий способ, результатом которого станет образование цветной пленки (налета) на поверхности металла. Этот вид гораздо более прочен, поскольку пленка не стирается быстро при механическом воздействии, как краска. Если вам хочется почувствовать себя творцом и попробовать добиться состаривания металла при помощи патинирующих растворов, вам понадобятся специальные химикаты.

Обрабатываемую поверхность следует подготовить, как и при работе с краской, но не грунтовать и не красить, а обезжирить и отбелить в кислотном растворе. Все манипуляции вы можете провести дома, своими руками создать шедевр или дать новую жизнь старым предметам.

Как сделать классическое патинирование дома и получить желаемые цвета? При патинировании латуни наиболее часто стремятся добиться черного или глубокого коричневого цвета, оливкового оттенка, темно-оранжевого или мышино-серого цветов. Коричневый цвет достигается путем погружения металла в раствор тио-сульфита натрия, в народе известного как фотофиксаж.

В готовый раствор предварительно добавляют кислоту (серную, соляную, азотную) и опускают туда металл. Не передержите изделие! Патина проявится очень быстро. Работайте аккуратно! Используйте резиновые перчатки и делайте небольшие перерывы каждые 15-20 минут.

Важно! Покрытие не очень стойкое, его надо обязательно покрывать сверху лаком.

Как получить другие оттенки:

  • Для получения оливкового оттенка латунное изделия погружают в раствор, состоящий из нашатыря, воды и хлорированной окиси меди (в пропорции 4/5/2). Будьте очень аккуратны – состав токсичен.
  • Густой оранжевый оттенок на латуни даст смесь сульфита калия, а седой серый – печени серной (спекшаяся смесь серы 5 г в порошке и поташа).
  • На меди, как и на латуни, патина получается очень эффектной. На ней можно получить черный оттенок (при погружении в раствор печени серной) и старинной черноты (если смешать 2-3 г печени серной, добавить столько же обычной соли).
  • Медный купорос вместе с хлористым цинком даст кроваво-красный оттенок патины.
  • Роскошный синий цвет стали придаст смесь гипосульфита и уксусного кислого свинца (150 г плюс 50 г на 1 л воды). Патина на стали проявляется как при погружении в холодный раствор, так и при его кипячении (оттенок будет насыщеннее).
  • Добиться оттенка воронова крыла («воронение») можно погружением изделия в раствор хромпика из расчета 100 г на литр воды. Сталь приобретет удивительное металлическое свечение с глубоким, черно-синим оттенком. Примерно через 20 минут сталь покроется пленкой удивительного, иссиня-черного оттенка.
  • Бронзовые изделия при патинировании приобретают разнообразные оттенки зеленого и синего. Для получения светло-зеленого оттенка понадобится 3 части хлористого алюминия, 1,5 5% уксуса и 5 соли меди. Время выдержки желаемого оттенка на бронзе определяют визуально. Чем дольше выдержка, тем глубже, темнее будет получаемый оттенок.

После завершения работы с кислотами, неиспользованные жидкости непременно необходимо утилизировать. Не храните смеси! Полученные изделия необходимо тщательно просушить, покрыть сверху матовым или блестящим лаком.

Патинированиие, придание предметам оттенка старины – увлекательнейший процесс, который не только увлечет всех членов семьи, но и позволит вам реализовать дизайнерские идеи. Неважно, какой именно вид состаривания вы выберете – при помощи краски или сложный процесс работы с химикатами, результатом кропотливого труда будет новая жизнь ваших любимых предметов.

Что такое патинирование и как наносить патину своими руками

Блестящие, без единой царапинки или пятна кухонные фасады хороши в современном интерьере стиля минимализм, техно или хай-тек. А вот там, где от материала и предметов, прежде всего, требуется аутентичность, куда больше к месту будут патинированные фасады.

Сделать это естественным путем слишком долго, но вот прибегнуть к имитации своими руками вполне возможно.

Патинирование дерева

Процесс этот обозначает метод состаривания дерева для того, чтобы визуально придать ему возраст. Прием активно используется в классических и деревенских интерьерах кухни, поскольку в этих случаях предполагается, что мебелью и другими предметами быта пользуются очень давно.

Технология способов разная, но цель одна – придать дереву или древесному материалу налет, который образуется на массиве при длительном сроке эксплуатации. Причем налет этот возникает когда за мебелью ухаживают, а не только пользуются, и поэтому так высоко оценивается с эстетической точки зрения.
В домашних условиях воспроизвести патину на древесине или металле не так уж сложно. Наш мастер-класс предлагает множество вариантов, реально выполнимых своими руками.

Использовать можно и восковую, и битумную, и акриловую патину – в зависимости от будущего вида изделия, собственного умения и характера материала. Стоит сразу отметить, что для патинирования металла и древесины обычно пользуются разными способами, хотя есть исключения.

  • Морилка – самый обычный состав для придания древесине более темного благородного оттенка. Морилка комбинируется с предварительным брашированием (удалением мягких древесных волокон) и обработкой шеллачной грунтовкой или античным воском. Способ прекрасно подходит для выполнения в домашних условиях, но ограничивает выбор естественной гаммой цветов: цвета серебра, золота, латуни здесь недопустимы. Для плит МДФ и ДСП любой мастер-класс метод применять не разрешает.
  • Битумная патина – наносить ее можно обычной губкой, а стирать – уайт-спиртом. Битумный состав легко впитывается в поры, проявляя древесную структуру и состаривая древесину. Результат нужно закрепить лаком, лучше всего шеллачным. Для патинирования по металлу способ не годится.
  • Акриловая патина – средство универсальное и подходит для обработки и древесины, и металла, и гипса. Акриловая краска-патина может иметь любой цвет, в том числе и модный оттенок серебра и золота. Наносится как на всю поверхность – ровные фасады, так и на резьбу или выпуклости. Акриловую краску чаще всего комбинируют чтобы обеспечить контраст между темным естественным цветом и «состаривающим»: например, дуб и золото, белый дуб и серебро, орех и красное золото и так далее.

Акриловая краска может смешиваться и накладываться слой за слоем, создавая очень сложные визуальные эффекты: соответствующие рекомендации всегда можно получить в мастер-классе на форумах. К тому же акриловая краска прекрасно комбинируется с декупажем, лакировкой, покраской и другими способами декорирования.

Нанесение патины на древесину

Процесс этот несложен и выполним в домашних условиях. Однако есть разница в обработке и подготовке древесины, металла и плит МДФ и ДСП. Последние имеют однородную структуру в отличие от дерева, а поэтому их покраска, состаривание, декупаж и все другие техники имеют особенности.

Подготовительный этап

Древесина и древесноволокнистые материалы в кухонной мебели используются не в своем первозданном виде. Мебельную поверхность защищает лак, акриловая или ПВХ-пленка, ламинирование и др. В зависимости от характера этого покрытия приходится и краску с патиной выбирать, и метод. Мастер-класс патинирования все особенности материалов учитывает.

  • Древесина под патину, тонировку и лакировку обрабатывается металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой. Этот метод называют брашированием. Суть его сводится к удалению мягких волокон и обнажению структуры из более твердых. Браширование воспроизводит естественный процесс старения, но в ускоренном виде. После удаления волокон поверхность очищается и обрабатывается обезжиривающим составом.

Дерево под морилку и покраску не брашируется, а лишь очищается. Обработка наждаком нужна только чтобы снять лак, если он есть.

Плита МДФ шпонированная в принципе может обрабатываться наждачной бумагой для придания эффекта потертости, особенно в технике декупажа. Но на практике предпочтительнее другой метод.

  • На плиту МДФ или ДСП наносят слой барьера-грунта – этот состав обеспечивает адгезию верхнего слоя МДФ и ДСП к грунтовке, патине – золотой, темной, цвета серебра или краске. После высыхания накладывают второй слой – полиуретановый грунт. Он образует собой основу, которая будет имитировать потертости или трещинки. Затем этот второй слой на плите МДФ шлифуют наждачной бумагой, чтобы воспроизвести естественную структуру старого дерева.

Краски и составы для патины для древесины и для МДФ применяются одинаковые. Что касается металла, то в мебельном гарнитуре он представлен лишь фурнитурой. Часть составов можно применять для покраски металла.

Патинирование мебели с помощью морилки

Это наиболее доступный способ для выполнения своими руками, как это сделать правильно подскажут уроки мастер-класса. Эффект при этом максимально близок к естественному, что лучше всего подходит для классических стилей. Цвет кухонной мебели будет темнее, что нужно учитывать.

  1. На поверхность фасада – целиком, наносится слой морилки на водной основе. Цвет металла — латуни, серебра, золота, здесь не получить, но можно придать дешевому дереву вид дорогого – дуба, бука, ореха.
  2. Мягкой губкой стирается часть состава так, чтобы формировать эффект старины – со средних участков, в то время как кайма, элементы фрезеровки, трещинки остаются нетронутыми. Пользоваться можно губкой или кистью.
    После высыхания наносят второй слой морилки, но обязательно на другой основе – уайт-спирта, например.
  3. После высыхания поверхность своими руками покрывают шеллачным лаком. При желании усилить эффект старины в древесину втирают еще и античный воск.

Морилка ни с покраской, ни с декупажом не сочетается.

На видео представлены все этапы патинирования мебели из дуба.

Классический способ

Патинирование основано на применении специальных составов – восковой, масляной, битумной патины или даже акриловой краски. Способ ненамного сложнее, так что своими руками, да еще с помощью мастер-класса справится любой. Однако он предполагает более широкую цветовую гамму: здесь возможны не только естественные оттенки дуба, березы и ореха, но и цвета металла – серебра, золота, бронзы, и даже совершенно экзотические оттенки.

Сама технология – после подготовки древесины или плит МДФ мало чем отличается от покраски. Инструменты используются те же, но в отличие от краски патина застывает медленнее, что позволяет ее тщательно растушевать и снять излишки. Таким образом получают не равномерную покраску, а фрагментарную.

  1. Слой патины – восковой, битумной, акриловой, наносят своими руками на мебельную поверхность. Ее цвет, как правило, близок к естественному оттенку древесины – дуба, ореха. Можно тут же снять избыток краски, чтобы лишь подчеркнуть древесную фактуру и затемнить поры. В этом случае второй слоя не наносят, а покрывают, например, шеллачным лаком.
  2. Чтобы получить кухонную мебель более эффектную, дерево или плиту МДФ покрывают вторым слоем патины. Он, как правило, светлее, так как его цель – подчеркнуть темные поры. Важно правильно подобрать краску: на 2–3 тона светлее, если это классический интерьер, покрывают кухонный фасад патиной цвета серебра или золота, если это дворцовый стиль, или используют и вовсе цветную краску, как, например, допускает прованс.
  3. После высыхания второго слоя поверхность шлифуют мелкой наждачной бумагой или металлической сеткой, чтобы создать эффект потертости.
  4. Полученный результат закрепляют лаком – акриловым или шеллачным. Если использовалась краска не цвета серебра или латуни, лак нужно выбрать матовый: старинные изделия не блестят.

Создание потертости

Этот метод одинаково хорош и при покраске древесины и МДФ, и при тонировании, и даже при использовании техники декупаж, где декор часто сочетается с состариванием. Порой такое патинирование тоже называют декупажем, хотя к нему он имеет лишь опосредованное отношение.

Последовательность действий в этом случае несколько иная.

  1. Краской или патиной на пару тонов темнее окрашивают своими руками поверхность.
  2. После высыхания часть изделия – края, фрезерные или резные элементы покрывают слоем парафина. Важно отметить, что восковая патина такого результата не дает, здесь дело именно в способе нанесения.
  3. Затем покрывают изделие вторым слоем патины, как правило, более светлой. Можно цвета металла – латуни, серебра, бронзы.
  4. Слой парафина снимают шпателем. Древесину или плиту МДФ тщательно шлифуют.
  5. Затем можно покрыть фасад морилкой и покрыть воском, если требуется ощущение естественности. Если для второго слоя применялся состав цвета металла – серебра, латуни, то изделие просто покрывают матовым лаком.

Таким образом получают крайне правдоподобный эффект старины. На видео, как правильно сделать патинированную мебель с декупажем и без, рассматривается во всех подробностях.

Патинирование – превосходный дизайнерский прием. С его помощью кухонному интерьеру придают истинную аристократичность и элегантность. К тому же искусственная патина защищает дерево от влаги.

Что такое патина и какие есть виды патинирования своими руками

Нанесение патины или патинирование. Составы и применение.

Патина — это зеленовато-коричневый налёт, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.

Патинирование в декорировании — это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени, окисления и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей.

Составы для патинирования

1. Битумная патина

Эффект старения создается при помощи нанесения битумного лака на поверхность текстильным тампоном или кистью. После нанесения излишки стираются. В углублениях, по обработанной составом поверхности, остается битум и вот тут проявляется желаемый результат — вещью как будто уже давно пользуются, эффект состаривания достигнут.

Закрепляется эффект шеллачным лаком.

В зависимости от количества нанесенного битумного лака можно достигать разной степени затемнения.

2. Патина на основе акрила

Универсальность акриловых красок позволяет применить их и в качестве патины на любом предмете.
После подготовки и окрашивания в основной цвет предмета, приступаем к процессу состаривания акриловой патиной. Для этого подбираем, смешиваем и разводим водой акриловую краску и проливаем углубления в рельефе, вытираем сразу излишки и оцениваем результат.

Операцию можно проводить несколько раз через простушку до получения нужного результата. Цвета и оттенки для работы подойдут любые.

Эффектно смотрятся такие решения:

• рельеф цвета Слоновой Кости, запатинированный разведённой в воде Жжёной Умброй;

• резная рама чёрного или насыщенного синего цвета, патинированная серебряной краской;

• терракотовая поверхность, патинированная золотом или медью и т.д.

Не существует универсальной техники создания имитации патины. Только практика, опыт, а также фантазия позволят декоратору выработать свои собственные приемы патинирования для достижения наилучших результатов.

Подробнее ознакомится со способами и приемами нанесения акриловой патины вы можете в записи в нашем блоге художника.

3. Химическая патина

Это сочетание краски-металлика на водной основе и окислителя.

При помощи этих реагирующих между собой составов фаза естественного старения металлической поверхности сокращается до нескольких часов, в течение которых образуются характерные для металлов последствия длительного окисления из-за воздействия окружающей среды.

Таким образом, достигается подлинный налет патины фактическим преобразованием металла. Составы поочередно наносятся на подготовленную поверхность, следуя временным инструкциям указанных на этикетке. Наносится патина мягкой беличьей кистью или губкой, тряпочкой на те участки, где нужно получить налёт. Эффект проявляется в течении нескольких минут после нанесения состава. Полученный результат необходимо защитить специальным лаком этой же серии, либо любым другим.

4. Шеллачный лак

Шеллачный лак — это раствор шеллачной смолы в этиловом спирте. Используется не только как защитный слой, но и декоративно самодостаточен. Осветлённый шеллачный лак придает поверхностям теплый светло-жёлтый оттенок, а не осветлённый более насыщенный красно-оранжевый. Лак широко применяется в деревообработке для подчеркивая текстуры дерева и патинирования.

Пользоваться им очень удобно. Наносится на поверхность синтетической кистью, быстро высыхает, имеет смолистый запах, который легко проветривается. Применяется для патинирования и выявления глубины цвета.

Особенно хорошо смотрится лаковый слой на поверхностях, окрашенных акриловыми красками, имитирующими драгоценные металлы, на потали и на сусальном золоте. Они приобретают благородный блеск и насыщенность своего цвета.

Краски-патины на основе водорастворимого воска. Медленно высыхают, поэтому очень удобно растираются по поверхности. Восковые патины хороши для нанесения по рельефным декорам (например, по рельефным пастами, нанесённым через трафарет) с целью получения эффекта старины.

Патины на основе воска прекрасно подходят для затирки трещинок-кракле.

Тонирование неокрашенного и негрунтованного дерева, проявляет структуру, и параллельно служит и защитой для поверхности.

Использование натуральной древесины при оформлении домашнего интерьера придаёт помещениям более солидный вид. Имитация под старину также популярна при изготовлении мебели, но стоимость такой работы при обращении к мастерам-краснодеревщикам высока. Можно весь цикл работ выполнить самостоятельно, так как состарить дерево своими руками не слишком сложно. Понадобится лишь время, минимальный набор инструментов и желание.

Как состарить дерево своими рукамиДля чего это нужно?

Любая обработка древесины с целью улучшения декоративных свойств положительно влияет и на её сохранность, поскольку связана с нанесением на поверхности нескольких слоёв красящих составов и лаков. Срок службы правильно состаренных изделий намного выше, чем тех, которые подвергались минимальным воздействиям. Такая мебель меньше подвержена гниению, плесени, порче насекомыми и другими вредителями.

Состаривание дерева способом браширования

Но главная цель искусственного состаривания – придание деревянным элементам особых внешних свойств, которые позволят им выглядеть более солидно. Но важно понимать, что весь интерьер помещения должен соответствовать единому стилю.

Особенности состаривания дереваПодготовка к работе

Разные породы древесины можно состарить разными методами. Ряд способов не подойдёт для работы с определёнными сортами.

Таблица 1. Способы состаривания и виды пород, которые можно подвергать методикам.

Состаривание при помощи химического воздействия Дуб, ива, орех, клён, бук, красное дерево, липа, осина.
Методики, связанные с механической обработкой поверхностей Всё кроме тика, клёна, вишни, бука и груши. Особенно подходят: сосна, лиственница, дуб и ясень.

Результат состаривания сосновой доски с помощью браширования и раствора уксуса и стальной ваты

Воздействия на поверхность при помощи специальных составов можно разделить по техникам:

  • использование сухой кисти;
  • патинирование;
  • лессировка;
  • набрызг;
  • кракле;
  • методика создания потёртостей (Шебби Шик);
  • травление (использование составов типа морилок).

Короед – техника нанесения рисунка, имитирующего движение по дереву личинки жука-короеда (можно использовать зубопротезный бур с крупной насадкой)

Также возможна обработка с физическим воздействием на деревянные плоскости:

  • браширование – техника с использованием щёток с металлическим ворсом (кордщёток);
  • обжиг – применение огня или нагретого до высокой температуры металла;
  • в горячем песке.

Возможны и иные способы – например, имитация естественных повреждений, которая достигается при помощи шила, наждачной бумаги и прочих инструментов.

Мастер-класс. Как состарить дерево?

Совет! Все упомянутые методики можно комбинировать для достижения большей достоверности.

Как состарить своими руками

Большинство способов самостоятельного состаривания древесины не потребует специализированного инструмента и дорогостоящих материалов. Важно проводить работу аккуратно и не торопясь.

Метод «Сухая кисть»

Что потребуется:

  • синтетическая плоская кисточка;
  • палитра для пробы;
  • краски и растворитель.

Принцип работы сухой кистью

Последовательность действий.

  1. На кисть следует нанести небольшое количество краски. Лишнюю убрать тряпкой.
  2. На палитре провести пробное окрашивание. Нужно добиться, чтобы каждая волосинка давала отдельный след.
  3. То же необходимо проделать и на деревянной поверхности. Несильными движениями кисточки аккуратно нанести краску на изделие вдоль волокон.

Такой способ поможет имитировать потёртости и подчеркнуть рельеф.

Декоративные потёртостиСоздание патины

Лакированные или окрашенные предметы со временем частично темнеют – это происходит из-за постоянного контакта с руками и по другим причинам. Чаще всего такое изменение касается углов и рельефных частей изделия.

Создание патины на рельефном элементе

Для имитации мастера используют:

  • акриловые красящие составы;
  • битумные лаки;
  • шеллак;
  • воск.

Нанесение битумных лаков сопровождается немедленным удалением их с большей части поверхности. Неровности деревянного предмета всё равно останутся тёмными. После высыхания следует покрыть изделие слоем шеллака. При использовании восковых полиролей они растираются по дереву, а после высыхания (что займёт длительное время) проявят себя в виде отблесков.

Состаривание металла

Мастер-класс. Патинирование своими руками на примере мебельного ящика

Представляем вам пошаговую инструкцию по патинированию древесины для создания на ней эффекта потертостей.

Шаг первый. Для начала ящик тщательно шлифуется, для чего используется наждачная бумага. Благодаря этому вы устраните все шероховатости и неровности. Затем, когда обработка будет закончена, нужно удалить пыль при помощи тряпки.

Вначале ящик шлифуется наждачной бумагой

Шаг второй. Все места, где в будущем будут находиться потертости, обрабатываются простым воском от свечи. К примеру, это могут быть некоторые участки ровной поверхности ящика, его боковые части. Еще все эти участки можно предварительно обработать грунтовкой по дереву, но – и это важно – исключительно тонким слоем.

Нужные места обрабатываются воском от свечи

Шаг третий. На ящик наносится краска основного цвета (в нашем примере это белая акриловая краска). Наносить следует аккуратно, используя кисть, на все поверхности. Сохнет акриловая краска быстро. Все последующие работы должны проводиться только после ее высыхания.

Нанесение белой акриловой краски

Шаг четвертый. Ящик повторно обрабатывается «наждачкой». Благодаря этому будут удалены части краски, а потому шлифовка должна проводиться только в нужных местах. С теми участками, которые были обработаны воском, трудностей с удалением краски не будет. Также важно при этом двигаться вдоль волокон древесины.

Повторная обработка наждачной бумагойШлифуются только те места, где нужно убрать краску

Обратите внимание! Не стоит использовать очень грубую наждачную бумагу. В противном случае вы можете испортить поверхность дерева.

Шаг пятый. Теперь нужно, чтобы древесина выглядела припачканной по углам ящика. Это можно сделать при помощи специального состава, именуемого патиной (предпочтение отдавайте той, что на водной основе). На палитру (или любую другую подходящую поверхность) наносится небольшое количество краски.

Берется небольшое количество патины

Шаг шестой. Для нанесения патины лучше использовать кусок губки. Последняя предварительно смачивается в патинирующем составе, после чего краска наносится на поверхность мягкими аккуратными движениями.

Губка смочена патинирующим составомАккуратно наносится патина

Шаг седьмой. Когда все составы высохнут, ящик следует покрыть лаком (желательно матовым, а не глянцевым). Все, работу можно считать завершенной. Теперь осталось дождаться высыхания ящика, прикрутить фурнитуру. Мебельным ящиком можно пользоваться!

Нанесение лакаТак будет выглядеть готовый состаренный ящик

На заметку! При желании патину можно наносить двумя слоями – это позволяет получить более насыщенный цвет. Но и перебарщивать в данном случае не нужно, в противном случае мебель не будет выглядеть естественно.

Видео – Как патинировать мебельные фасады

Лессировка

Суть метода в нанесении нескольких слоёв краски, причём нижние (более тёмные) должны просвечивать через полупрозрачные верхние. Какие красящие составы можно использовать:

  • акварельные;
  • масляные;
  • акриловые.

Справка! Многие также используют крепкую чайную заварку.

Лессирование древесины

  1. Наносится 1-й слой при помощи плоской кисти или губки.
  2. Далее нужно дать изделию подсохнуть. Осмотреть результат работы.
  3. При необходимости положить ещё один слой – для увеличения интенсивности цвета.
  4. Сверху покрасить полупрозрачной краской – также 1-2 слоя.

В результате должна получиться поверхность, окрашенная в различные оттенки, которые просвечивают друг через друга.

Лессировка — результат работыНабрызг

Методика заключается в покрытии поверхностей капельками краски, что придаст ей оригинальный вид. Чаще всего применяется совместно с другими техниками состаривания.

Потребуются:

  • кисть с жёстким ворсом;
  • ёмкость с водой;
  • краски.

Набрызг

Также есть смысл подготовить какой-нибудь предмет (например, лист бумаги), на котором можно потренироваться в нанесении брызг.

Совет! Стол и близлежащие предметы рекомендуется прикрыть газетами, чтобы во время работы не запачкать их.

Что такое набрызг

Описание процесса.

  1. Смочить кисточку водой.
  2. Окунуть в краску, набрав небольшое её количество.
  3. Попробовать нанести брызги на поверхность предмета для пробы, оценив результат. Чтобы нанести капельки на плоскость можно отгибать ворс кисти пальцами или спичкой. Так же обработать деревянные плоскости.
  4. Подвергнуть изделие лакировке.

Совет! Чтобы получить крупные брызги, нужно захватывать кисточкой больше краски, а для нанесения мелких точечных капель – наоборот – как можно меньше.

Разделочные доски после обработкиКракле

Этот метод часто применяют художники для создания кракелюров – имитации старения, выглядит, как растрескавшийся от времени лакокрасочный слой – в виде паутины. Может использоваться и для состаривания деревянных окрашенных или лакированных изделий. Одна из самых эффектных методик.

Состаривание в технике «Кракле»

Есть два способа получить поверхность с кракелюрами.

Одношаговый

  1. Наносится основной слой лака или краски.
  2. Деталь оставляют до полного высыхания ЛКМ.
  3. Поверх 1-го слоя следует нанести толстый слой специального состава – кракелюрного лака.
  4. Подсушить в течение 35-40 минут, если использовать фен, то процесс ускориться. Важно, чтобы слой выглядел как полностью застывший, но на ощупь был бы немного влажным.
  5. Развести акриловую краску водой. Действует правило: чем более жидкая краска, тем крупнее будут «ячейки» паутинки кракелюров.
  6. Нанести полученный раствор плоской кистью. Направления движения ворса совпадут с будущими трещинками.

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски

Важно! По одному месту следует делать лишь один проход. Иначе состав начнёт скатываться с плоскости.

Через 24 часа после высыхания нужно нанести финишный слой. Лучше применять шеллачный или акриловый лаки. В результате должна получиться поверхность с растрескавшимся верхним слоем краски, причём в трещины виден первый слой.

Результат работы

Двухшаговый

  1. Делается основное покрытие деревянной поверхности – наносится шеллак. Можно использовать осветлённый состав или обычный. Не менее 2-3 слоёв, каждый из которых сушится 15-30 минут. Желательно учитывать влажность воздуха. При повышенной (более 45-50%) время высыхания увеличивается.
  2. Следующий слой – наносится кракелюрный лак. Трещины будут быстрее появляться, если поместить деревянное изделие в тёплое сухое место – рядом с отопительным радиатором или печкой.
  3. После появления кракелюров нужно их затереть, используя обычную ткань или кусок губки. В качестве состава, который нужно втирать в паутинку, используют обычную масляную краску (ту, которой рисуют художники), растёртую пастель или битумные лаки.
  4. Сверху наносится шеллак.

«Двухшаговый кракелюр» (набор)

Способ более трудоёмкий по сравнению с одношаговым, но выглядит намного внушительнее.

Создание искусственных кракелюр из скорлупы.

Создание искусственных кракелюр из скорлупы

  1. Нужно подготовить материалы: промыть яичную скорлупу, подсушить.
  2. Деревянную поверхность загрунтовать.
  3. Наклеить сверху частицы скорлупы, крупные фрагменты можно продавливать для получения мелкой кракелюрной сеточки. Для перемещения маленьких частичек используют спичку или зубочистку. Используемый клеящий состав: или ПВА, или акриловые лаки.
  4. Просушка изделия.
  5. Можно произвести затирку поверхности масляными красками.
  6. Последний этап – нанесение финишного слоя акрилового лака.

Кракле из яичной скорлупы

Полученная поверхность и на вид, и на ощупь будет казаться старой – с облупившейся краской.

Прочие способы создания искусственных кракелюр:

  • использование фацетных лаков. Они наносятся на поверхности кисточкой или шпателем. Чем толще слой (минимум – 2 мм), тем крупнее будет сеточка. Сохнет сутки. Последний слой – акрил;
  • специальная кракелюрная краска – второй способ получения состаренной поверхности за один шаг. Состав уже имеет определённый цвет. Трещинки появятся в процессе высыхания;
  • двухкомпонентные лаки для создания микрокракелюра – бесцветные составы, которые не меняют основной тон поверхности, добавляют паутинку с мелкими ячейками.

Набор лаков для крелюра Rosa Margo Micro двухкомпонентный

Все методы патинирования неоднократно проверены специалистами по дизайну и декору.

Создание потёртостей

Не очень сложный, но эффективный способ состаривания. Для работы понадобятся:

  • краски (акрил);
  • парафин;
  • наждачная бумага различной зернистости.

Парафин

  1. Изделие покрывается основным слоем краски. Причём наносится только на углы и те места, которые решено состарить. Важно добиться, чтобы получились насыщенные оттенки.
  2. Следует высушить краску.
  3. Натереть окрашенные поверхности парафином.
  4. Нанести ещё два слоя акрилового состава уже на всё изделие, перекрыв первое напарафиненное покрытие.
  5. Места, где присутствует первый слой (с парафином) обрабатывается наждачной бумагой. Зернистость можно выбирать по своему усмотрению.
  6. Пыль рекомендуется тщательно удалить.
  7. При желании возможны комбинации с прочими методиками: добавление брызг, патины.
  8. Финишное покрытие – 2-3 слоя акрилового состава.

Шкатулка после обработки

Совет! Для натирания можно использовать обычную свечку.

Травление

Методика химического воздействия на древесину. Чаще всего мастера предпочитают старить изделия, созданные из лиственных пород. В качестве химикатов можно использовать специальные составы:

  • железный купорос
  • цинковый купорос;
  • калиевый хромпик;
  • хлористый кальций.

Цинка купорос

Или то, что есть в каждом доме:

  • разведённую марганцовку;
  • синьку;
  • раствор уксуса.

Небольшие изделия можно погружать в раствор целиком, а крупные – обрабатывать кистью или тампоном. Важно брать такую ткань, которая не будет оставлять частичек на обрабатываемой поверхности.

Дерево после травления

Разные химикаты взаимодействуют с древесными волокнами каждый по-своему. Например, английская соль оставляет на берёзе фиолетовые пятна, а железный купорос – оливковые.

Процесс заключается в первичной механической обработки детали наждачной бумагой и нанесении химического раствора. После протекания реакции и высыхания изделие получит соответствующий вид, после чего можно будет продолжить работу с ним.

Травление: результаты обработкиБраширование

Разновидность механического воздействия на структуру древесины. Используются металлические щётки или специальные насадки для дрели. Способ основан на удалении более мягких верхних слоёв, твёрдые при этом остаются. После такой обработки можно наносить краски и лаки или применить другие способы искусственного старения.

Браширование вручную

Следующие породы практически не поддаются данной методике:

  • тик;
  • клен;
  • вишня;
  • бук;
  • груша.

Обработка поверхностей производится вдоль волокон древесины.

Браширование: после лакировкиОбжиг

Один из видов термического состаривания изделия. Лучше всего применять миниатюрную газовую горелку – она более удобна для работы и с крупными, и с мелкими деталями.

Процесс обжига

Воздействуя на плоскости открытым огнём в течение разного времени можно добиться соответствующих оттенков – от светло-коричневого до радикально черного. Часто после этого производится обработка металлической щёткой (браширование).

Совет! Такие манипуляции стоит проводить на открытом воздухе, в гараже или специальной мастерской, соблюдая меры пожарной безопасности.

Пятна, получившиеся после обжигаОбжиг в песке

Процесс выглядит так.

  1. Промытый сухой речной песок без посторонних примесей засыпают в металлический бак.
  2. Нагревают до температуры примерно до 200 градусов.
  3. Заготовки положить в песок.
  4. Выдерживать до тех пор, пока поверхности не потемнеют.

Методика потребует некоторого опыта для получения лучшего результата. Важно учитывать, что нижние слои песка горячее верхних, поэтому низ заготовки потемнеет несколько быстрее, чем её верх. По-разному размещая и меняя расположение деталей в песке можно добиться разных эффектов и плавных переходов от светлых тонов к тёмным.

Обжиг в песке тоже комбинируют с другими способами состаривания древесины.

Кажется, что дерево вот-вот начнет гореть – но это не так: древесина постепенно остывает, приобретая неповторимый, шикарный оттенокДругие способы

Мастера применяют и иные методики для состаривания древесины. Примеры:

  • при помощи обычного шила создают имитацию повреждения структуры жучками (проделать отверстия);
  • в кусок тряпки заворачивают металлические предметы (болты или гайки) полученным «мешочком» бьют по плоскостям заготовки – имитация повреждений;
  • используют выжигательные и лазерные аппараты для точечной обработки изделия.

Комбинации различных методик проводятся в зависимости от исходного состояния плоскостей дерева и от того, какого эффекта нужно добиться.

Какие ошибки часто допускаются при работе. Советы

Работа с деревянными заготовками требует аккуратности и внимательности. Иногда дефекты, полученные при работе, очень трудно исправить.

  1. Важно использовать качественные и проверенные лаки и краски. То же касается и химических веществ для травления.
  2. Частая ошибка: не дают полностью просохнуть уже положенным слоям краски и начинают дальнейшую обработку. Сведения о сроках затвердевания указаны на банках с краской.
  3. Обязательно учесть температуру воздуха и относительную влажность. Чем суше и теплее, тем быстрее будут сохнуть лаки или краски.
  4. Перед использованием лака поверхности следует как следует зачистить и удалить грязь.

Работа с деревянными заготовками требует аккуратности и внимательностиОсобенности работы с шеллаком

Такой тип лака считается профессиональным и дорогим, его используют для защиты многих изделий: предметов мебели, декоративных украшений, музыкальных инструментов. Продаётся и в готовом виде (можно сразу использовать) и в сухом – смолу понадобится разводить самостоятельно.

Шеллак в виде смолы

Новичкам лучше первое время покупать уже пригодные для работы спиртовые лаки, это позволит научиться правильно работать с ними, не отвлекаясь на способы приготовления, хотя стоимость таких смесей высока. Через некоторое время можно попробовать изготовить шеллак самостоятельно. Пропорция разведения: на 900 г шеллака потребуется 240 мл денатурированного спирта. Способы нанесения: тампон или кисть.

Шеллак Ferrario Dewaxed Lake

Методик существует несколько, но основная последовательность такова.

  1. Наносятся первые слои (2-3) – кистью. Можно использовать распылитель.
  2. Шлифовка до чистого дерева – нужно выровнять заполненные шеллаком поры с основной плоскостью.
  3. При помощи тампона из льна или хлопка лак наносится вдоль волокон древесины. Останавливать движения на плоскости нельзя.
  4. Работа должна продолжаться до появления желаемого глянцевого оттенка.

Нанесение шеллака тампоном

Кроме продольных движений возможны втирания шеллака по окружностям или «восьмёрками» – так можно лучше добиться непрерывности. Для такой работы потребуется опыт.

Итоги

Для придания деревянному изделию особого вида, как будто ему уже много лет, дизайнеры используют методики искусственного старения. Часть из них легко можно осуществить самостоятельно, а некоторые потребуют особого внимания и аккуратности. В большинстве случаев дорогостоящие материалы не понадобятся.

Видео — Как состарить древесину